Троица
Безвестные авторы новозаветной книги «Деяния апостолов» рассказывают о том, как на 50-й день после чудесного воскресения Христа его ученики собрались в сионской горнице в Иерусалиме и на них сошел святой дух. «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и пошли по одному на каждом из них. И исполнились все духа святого и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать.
…Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящим его наречием… И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что все это значит!» (Деян. 2,2-4,12, 13).
Православные богословы утверждают, что именно в честь этого события установлен праздник троицы, который верующие христиане торжественно отмечают на 50-й день после пасхи. Название свое, говорят они, праздник получил якобы потому, что в сошествии святого духа приняла участие вся пресвятая троица: святой дух исходил будто бы от бога-отца, а послан он был богом-сыном.
На самом же деле сошествие святого духа на апостолов – это всего лишь один из мифов, которыми заполнены библейские страницы. А праздник троицы имеет совсем иное происхождение. Он пришел в христианство из религий древних народов.
У древних евреев существовал праздник, носивший название пятидесятницы. Он возник у земледельческих племен, которые отмечали окончание жатвы. В Палестине она продолжалась около семи недель. И праздник поэтому назывался пятидесятницей. В библейской книге Второзаконие говорится: «Семь седмиц отсчитай себе; начиная считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве. Тогда совершай праздник…» (гл. 16, ст. 9-10).
Пятидесятница была радостным праздником. Позади оставался тяжелый, многодневный труд, опасения, заботы, связанные с уборкой урожая. Потому и выливалась она во всеобщее веселье земледельцев с песнями, плясками и т. п.
В дальнейшем пятидесятница получила в иудейской религии новое содержание, новые черты. Праздник стали связывать с библейским сказанием о том, как бог на горе Синай дал Моисею закон для всех земных народов. К этой горе евреи будто бы пришли через семь недель после «исхода из Египта».
Первые христиане заимствовали многие праздники, обычаи, обряды из древних религий, в частности из иудаизма. В их числе оказалась и пятидесятница.
Когда же христианство распространилось на Руси, многие праздники этой религии слились с празднествами наших предков – славян. С троицей, в частности, слился семик. Это был один из самых радостных и любимых народных праздников. Славяне-земледельцы отмечали его в честь окончания весенних полевых работ – пахоты и посева. Древние славяне верили в полевых и лесных духов, которые, по их представлениям, жили в цветах, травах, деревьях, кустарниках. Они верили, что эти духи могут влиять на урожай, а потому пытались задобрить, умилостивить их. В праздничные дни люди обращались к растениям с заклинаниями, молитвами, производили различные магические действия, украшали деревья лентами, цветами. Часто сельские жители срубали березки, приносили их в село, наряжали и устраивали вокруг них танцы, хороводы, а затем общее угощение. В отдельных районах срубленные березки хранились в домах и сараях весь год. Они, по верованиям наших предков, обеспечивали благополучие хозяевам.
Семицкие обычаи вошли составной частью в христианский праздник троицы. И хотя православная церковь не признавала славянского праздника, некоторые его обычаи дошли до наших дней. Еще и сейчас кое-где во время троицы девушки плетут венки из цветов, а затем сохраняют их в течение года. А ведь этот обычай пришел из древности, из старинного славянского праздника.
Большое место в праздновании семика занимал культ мертвых. Наши далекие предки верили, что души умерших могут оказывать влияние на дела живых: помогать в ведении хозяйства, в уборке урожая, а также влиять на здоровье людей. Это и было причиной того, что во время праздника совершались обряды, связанные с поминовением душ усопших.
На могилы умерших люди приносили различную снедь, устраивали там угощение, веря, что в пиршестве участвуют и души умерших. Могилы украшались зеленью, цветами.
Следы этих обрядов можно также встретить в празднике троицы.
Такова действительная история христианского праздника троицы, в котором на самом деле мало истинно христианских черт.