Сергей Гурин
Мракобесие — или … ?
Не понимая дел, нельзя понять и людей иначе, как... внешне.
В. И. Ленин
12 апреля 2012 г., в международный день авиации и космонавтики в общеобразовательной школе («Востряковская средняя общеобразовательная школа № 3») Авиагородка, г. Домодедово, в 1 «А», где учится моя дочь Гурина Люба, учительница обучала детей религии. Вместо рассказов о дне космонавтики, о людях, создавших аэропорт Домодедово и сам Авиагородок, она говорила о гибели Иисуса Христа на горе Голгофа и его воскрешении из мёртвых, и объясняла, почему люди после этого поверили в бога. Затем дети стали раскрашивать пасхальные яйца. Рассказ сопровождался наглядным материалом: помимо ранее вывешенной в кабинете иконы появились плакаты с Иисусом, с текстами молитв — и прочая религиозная атрибутика. Узнав о произошедшем, я побывал в школе и увидел религиозную пропаганду и предметы религиозного культа буквально везде, где бывают первоклассники.
Учительница Скоробогатова Е.Г. отказалась разговаривать со мной и убрать предметы религиозного культа из класса. В ответ я получил контрпредложение: убрать моего ребёнка из школы. После чего меня послали к директору. Разговор с директором Сергеевой Н.Н. ни к чему не привёл: избавляться от предметов культа на территории школы никто не собирался. Более того, Сергеева Н.Н. и Скоробогатова Е.Г. начали кампанию по выдворению Любы из школы и недопущению к поступлению в 1-й класс нашей средней дочки, Гуриной Кати. Действия педагогов вынудили меня обратиться в «Рособрнадзор» и Московскую областную прокуратуру. Подробно останавливаться на произошедших событиях не имеет смысла, с ними может ознакомиться любой по адресу http://sergey-gurin.livejournal.com/. Написать эту статью меня побудила не только и не столько конкретная ситуация вокруг моих детей, а то, какую угрозу для большинства школьников представляют учителя, несущие религию в школу.
Педагоги, подобные Сергеевой Н. Н. и Скоробогатовой Е. Г. прикрывают свои действия тем, что якобы прививают детям «базовые национальные ценности» — при этом почему-то исключительно в форме русского православия. Они заявляют, что понять отечественную историю, литературу, искусство, всё то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции. Подобные педагоги причисляют к православным всех, вне зависимости от того, крещёные они или нет, соблюдают обрядовость православия или нет. На каком-то основании ставят знак равенства между русским и православным, между нравственностью и религией.
Сергеева Н. Н. и Скоробогатова Е. Г. имеют высшее педагогическое образование. Только по недоразумению они могут не знать о советском опыте превращения слепоглухих детей в полноценных членов общества, о работах на эту тему И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова и Э. В. Ильенкова. Благодаря отечественной педагогической науке им должно быть доподлинно известно, что психика не возникает «по воле божьей», что интеллектуальные способности человека зависят от системы его воспитания.
На примере адаптации слепоглухих детей, на которых не могли иметь влияния внешние факторы в виде семьи, детского сада, родственников, школы и пр., было доказано полное отсутствие того, что принято называть «душой», доказано, что этой «душой» никакой бог никого не наделяет при рождении. Тяжелейший труд И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова, Э. В. Ильенкова и педагогов Загорского интерната (все они действовали на основе научно-материалистического понимания природы человеческой психики, условий и закономерностей её возникновения и развития) позволил окончательно понять, что психика, личность возникают из определённым образом организованных взаимодействий человеческого существа со средой. Впрочем, передо мной не стоит задача описать гениальное открытие советских учёных, благодаря которому ряд слепоглухих детей стали настоящими личностями только потому, что их воспитатели отбросили сказки о «душе».
Может быть, Сергеевой Н.Н. и Скоробогатовой Е.Г. неизвестно истинное происхождение жизни на Земле, развитие биологических видов и пр.? Даже нынешнего школьного курса биологии для этого пока достаточно, а если нет — можно просто посетить ещё сохранившиеся музеи естественной истории. Сомневаюсь, что Сергеевой Н. Н. и Скоробогатовой Е. Г. невдомёк, что бог и тут ничего не сделал.
Может быть, Сергеева Н.Н. и Скоробогатова Е.Г. искренне верят, что небо — это твердь, свет был создан раньше Солнца, а Солнце и Луна были созданы для религиозных знамений позже Земли? Но в Авиагородке, где трудятся эти педагоги, невозможно встретить человека, который считает, будто Земля образовалась раньше Солнца и пр. Скажи эти «учителя» подобное кому-либо, кроме детей — их тут же поднимут на смех.
Этого вполне достаточно, что бы понять, что Сергеева Н.Н. и Скоробогатова Е.Г. не являются православными. Но зачем они пытаются при этом втянуть в православие малолетних детей, сделать так, чтобы дети не знали элементарных истин, выстраданных человечеством и усвоенных самими «учителями» на школьной скамье?
Дети верят всему тому, что им рассказывают взрослые, они неспособны критически относиться к высказываниям и действиям педагогов. В первом классе они готовы верить в Деда Мороза, Снегурочку, в безусловную человеческую доброту, в то, что учительница всегда права. Они ещё неспособны взглянуть со стороны на многие вещи и процессы. И что происходит с мышлением ребёнка, если он получает на уроках взаимно исключающие абсолютные истины? Образование звёзд и планет происходит из газопылевых туманностей — и бог создал две бесконечные твёрдые поверхности с воздушной прослойкой между ними, землю и небесную твердь. Образование всего живого на земле началось с простейших в воде, и эволюция до человека заняла несколько миллиардов лет — и бог за несколько дней создал всё живое, включая человека.
В таких случаях у ребёнка перестаёт развиваться мышление. Оно становится подобным синкретическому мышлению дикаря, т.е. дети напрочь лишаются возможности логически мыслить. А школа должна учить именно этому.
Говорить о том, что библия, христианство (в православном варианте) для нашей страны является культурным ядром — это сознательный обман. Подобный обман, помимо прочего, необходим для того, чтобы родители (в большинстве не читавшие библию) доверили детей педагогам, говорили ребёнку, что бы он слушал учителя и не смел ему возражать. Православие, безусловно, часть нашей истории, но достаточно лишь начать интересоваться данным вопросом, чтобы понять: уже с XVIII века (века торжества светской культуры) «культурным ядром» оно никак не является.
***
Вся страна с огромной мощью промышленности, транспорта, науки, культуры, которая теперь полностью подорвана — досталась нам в наследство от наших родителей, дедов и прадедов, людей, чья жизнь как строителей советского государства никакого отношения к православию не имела. Мой прадед был казачьим атаманом на Украине и устанавливал советскую власть, прадеды моей супруги передавали церковное имущество нуждающимся людям, командовали партизанскими отрядами во время Великой Отечественной войны, руководили колхозами... Почему мы, их потомки, должны предавать их, забывая их подвиги, всё то, что они делали ради будущих поколений, забывая о том, что они, помимо прочего, избавили нас от дурного влияния церкви? Почему мы должны позволять «педагогам» тормозить развитие наших детей, обрекая внуков на прозябание?
Что такое современная школа? Современная школа — это то, что осталось от школы советской. Советская школа готовила кадры для промышленности, сельского хозяйства, армии, средних специальных учебных заведений и ВУЗов — и всё это оказывало определённое влияние на качество образования. Никакое господство бюрократии не могло прервать установившуюся после революции традицию масштабной подготовки высококлассных специалистов, столь нужных стране. Сейчас школа и качество её работы контролируется Министерством образования, которое выдумывает критерии качества по одному ему известным правилам. Из-за этого даже выпускники-медалисты демонстрируют низкий уровень подготовки по сравнению со средним советским школьником. Обратите внимание на тот факт, что ни директоров школ, ни классных руководителей зачастую не интересует мнение родителей об их работе (мой случай далеко не уникальный). А мы, родители — остались единственными, кого в настоящее время должно заботить качество их работы. Почему же мы (в общей своей массе) так наплевательски относимся к тому, что происходит в школе с нашими детьми? Не с теми оценками, которые они получат за своё послушание и готовность выслушивать религиозный бред, а с реальной работой по развитию личности ребёнка? Почему мы сообща не заботимся о том, чтобы из школы дети, которых мы доверили педагогам, выходили талантливыми, чтобы каждый ребёнок становился сформированной личностью с развитым логическим и творческим мышлением, а не человеком толпы?
Мы, родители, должны осознать, что педагогов необходимо контролировать через изучение методик, которые выпускаются для учителей. Подобные методики доступны в свободной продаже, по ним легко проконтролировать качество работы педагога по объективным критериям, увидеть недоработки учителя, самостоятельно подготовить ребёнка к предстоящим контрольным и экзаменам. Необходимо не забывать, что ребёнку будет значительно легче развиваться, если помимо общеобразовательной школы он будет учиться в музыкальной, спортивной или иной специализированной школе: ему пригодится навык адаптации к различным коллективам, его кругозор станет значительно шире, он не будет воспринимать школьного учителя как единственное окно в мир. Не забывайте про музеи, театры, консерватории — без них мир ребёнка скуден. Давайте осознаем, что будущее наших детей теперь зависит только от нас: советской системы, при всех её недостатках всё-таки ориентированной на всестороннее развитие личности, больше нет.