Благодарю за внимание)))
Я написал это эссе в режиме нон-стоп в мае 2016. Потом стал дописывать продолжение (еще незаконченное).
ЧТО ЕЩЕ ОНИ НАМ ПРЕДЛАГАЮТ?
(верующие в поисках смыслов)
В предыдущем очерке я подробно остановился на Социальной концепции РПЦ, а также кратко описал, как они «дошли до жизни такой», и упомянул об основных мировоззренческих противоречиях религиозного сознания в целом. Современная религиозность – глубоко вторичное явление, т.е. попытка людей, достаточно образованных и как минимум грамотных, ограничить свой уровень образования, привести его в соответствие со своими верованиями. Я уже говорил, что к религиозным философам и «верующим ученым» прошлых веков не должно быть особых претензий: они честно мыслили в рамках максимума доступной в их время информации и делали выводы на основании им известного. Современные верующие, наоборот, желают многого не знать, чтобы излишнее знание не убило их веру. Никогда еще «грех многознания» не был столь популярен, как в наше время. Чтобы избежать сего греха, среднестатистический верующий предпочитает питаться примитивными, скорее желтыми, чем даже научно-популярными, материалами, верить во всякие «сенсации» и «загадочные феномены», свысока глядя на «обанкротившуюся науку», поскольку считает, что любой приходской «батюшка» разбирается в физике лучше, чем Капица. Получается совершенно анекдотическое сочетание религиозных мифов с самыми абсурдными псевдонаучными слухами и вымыслами, и верующий может себя утешить лишь тем, что все равно мир иррационален, и ничто непознаваемо. Действительно, научная картина мира очень вредит верующим, не смотря на все их уверения, что все ученые поголовно были верующими, и сам Вольтер (или Дидерот) принял святое крещение в православной церкви (княгиня Дашкова была воспреемницей, а Потемкин – крестным отцом))))))
1. Чтобы лучше проиллюстрировать опасность современной научной картины мира для религиозной (в частности христианской или мусульманской) картины мира, и их полную несовместимость, посмотрим на религиозную картину мира первых веков христианства – как она выглядела. Мир был сотворен христианским/мусульманским/иудаистским богом несколько тысяч лет назад (в вопросе датировки этого «творения» верующие ни разу не смогли сойтись во мнениях, и разброс датировок колоссален – от 3483 года до н.э. до 6900). В центре мира – Земля. Вокруг нее вращаются Солнце, Луна и планеты, а дальше – относительно недалеко – расположено «небо неподвижных звезд» (Павел Флоренский еще в ХХ веке продолжал отстаивать эту космогонию, и за это почитается верующими величайшим физиком ХХ века). Все языки происходят от единого языка древних евреев. Само собой, все землетрясения, смерчи, наводнения, пожары и т.д. происходят «по воле божьей», а иной раз и «десницей божьей». Поскольку все это «божья воля», а бог – личность и, следовательно, действует по своему усмотрению, изучать причины наводнений-землетрясений-эпидемий смысла нет, поскольку все равно «божья воля», а она иррациональна. Человек творится богом, в него при рождении вкладывается «душа», которая, тем не менее, имеет родство с душой первочеловека Адама и «греховна». После смерти тело истлевает (хотя верующие очень дорожат «нетленными мощами» и по мере истлевания подновляют их: попробуйте усомниться в подмененных мощах! или сказать, что у святых, разъятых на мощи – если все мощи собрать вместе – окажется в несколько раз больше рук или ног – вам ответят, что это бог сам сделал так, чтобы было непонятно и иррационально, испытывая веру человека), а душа отправляется в какое-то непонятно где существующее пространство, где, тем не менее «пирует» и наслаждается стонами мучающихся в аду. В аду все напоминает декорации из третьесортного ярмарочного балаганчика: огонь, кипящая смола, черти с вилами и т.д. Все это мучает «грешника» вечно. В конце концов (тоже относительно скоро; во всяком случае, речь не идет о миллионах лет) бог уничтожит тварный мир (руководствуясь принципом Тараса Бульбы: я тя породил, я тя и убью), и наступит вечность, в которой, например, все православные тут же поклонятся аллаху, если выяснится, что именно аллах – правильный бог, и наоборот, мусульмане перейдут в православие, если все-таки православный бог правильный.
2. Одним из аргументов верующих является т.н. «аргумент от желания». Адепт какой-нибудь религии вопрошает собеседника: неужели ты хотел бы жить в мире без бога, без бессмертия, без смысла, без… и т.д. Т.е. в религиозном сознании желание отождествляется с реальностью. Получается, как всегда у верующих, еще хуже и глупее. Мусульманин может заявить, что если он не желает мира без действующих законов шариата, то не признает он никакого загробного мира «зимми» (немусульман), а русский православный патриот отречется от «божьего мира», если боженька вернет (а черт его знает, от него всего можно ожидать) Крым укрофашистам. Одним словом, реальный мир верующим очень не нравится, и они предпочитают жить (как Емеля со щукой) в мире собственных хотений.
3. Дмитрий Быков – современный «верующий литературовед» (который обязан – как и всякий верующий – доказывать поголовную религиозность всех писателей, особенно, если они атеисты; если они верующие – тут и любой дурак поймет, а чтоб доказать религиозность неверующего писателя, нужен специалист-литературовед) не устает утверждать, что без чуда, без иррационального божьего присутствия в мире (который, получается, творил какой-то другой боженька, если этот – чудесящий – вынужден продираться к человеку сквозь законы природы) жизнь была бы серой, скучной и бессмысленной. Хорошо, попробуем поселить Быкова в мире чудес. Даже если ему не грозит судьба Буратино, у которого обычные мошенники выудили деньги – тоже под залог чудес, если все-таки чудеса реально бывают, а не есть лишь приманка мошенников, от этого ему легче не станет. Например, Быков в мире «Обыкновенного Чуда»: Евгений Шварц, принцесса, обаятельный король Евгений Леонов («на речке, на речке… на том бережочке… Ку!») – ничего хорошего! Приударит Быков за чьей-нибудь женой, раз – и его превратили в жабу. Жаловаться жабе не позволено – она ж сама хотела в мир чудес. Поэтому, окажись верующие реально в мире чудес, именно они (атеисту свойственно уважение к реальности, а не культ собственного «хочу» при полном игнорировании «хочу» ближнего своего) на следующий день цепными псами взвоют и запросятся обратно – в мир, где 2+2=4, а не столько, сколько чудесник скажет. А если бы Быков невзначай встретил говорящих кота или лису, он срочно обратился бы к специалисту (только уже не к литературоведу).
4. Каков же тот мир, куда запросятся верующие из мира чудес? Реальный мир. Мы действительно живем в бесконечном (как во времени, так и в пространстве) космосе (Большая Надежда верующих на Большой Взрыв – десницу божью, с которого есть пошла Земля и недвижимая собственность РПЦ, не оправдалась; физика развивается дальше, и мы уже можем попытаться заглянуть в эпоху до большого взрыва; к тому же, развитие науки остановить нельзя, сколько бы Галлилеев не отрекалось, а преподавателей-дарвинистов не получало срок в «баптистском поясе»: наоборот, католический епископ Буэнос-Айреса с готовностью идет на операционный стол безбожника доктора Сальватора, ничуть не смущаясь аморальными опытами последнего – с аппендиксом лучше не шутить, тут уж не до молитв, когда аппендицит, а то потом скажут: «бог дал, бог и взял» – слышать это католическому прелату просто невыносимо!) Космос бесконечен и вечен, просто до Большого Взрыва он существовал в других формах – в каких именно, скоро разберемся, ведь всего 100 лет назад мало кто подозревал, что звезды объединены в галактики – лишь в 1924 году Хаббл окончательно разрешил тянувшийся с 1910 года спор. Вероятность появления жизни, которую мы наблюдаем на планете Земля, действительно очень мала, но она есть, и не исключено, что мы – единственные разумные существа во вселенной. Во всяком случае, доказательств обратного (не из желтой прессы) до сих пор не получено, хотя полностью исключать наличия внеземной жизни (особенно, в иных, небелковых формах) нельзя. Та форма существования наблюдаемой вселенной, которая доступна нашему изучению на текущий момент, возникла приблизительно 13730 млн. лет назад (годом считается отрезок времени, равный современному обороту Земли вокруг Солнца – здесь научная картина мира более однозначна, чем религиозная, в раках которой «богословы-модернисты» пытаются выдать «дни творения» за геологические эпохи или миллиарды лет космоса, хотя наивно думать, что древнееврейскому богу (если верить ему же самому, всемогущему) понадобились миллиарды лет для такой безделицы, как творение мира, и он не мог справиться за мгновение, но почему-то интерпретировать «периоды творения» как мгновения верующие не хотят. Не хотят и все! – для «доказательства» достаточно (ведь, как вы помните, там главное – «хотение»). Земля – третья планета Солнечной системы, на которой живем мы, сформировалась 4567-4553 млн. лет назад (с каждым годом точность датировок по различным методам (не только радиоуглеродному, но и уран-свинцовому, калий-аргоновому, стронциевому) возрастает, и в настоящий момент мы может датировать события, например, мезозойской эры с точностью, соответствующей датировке человеческой жизни по месяцам; верующие-младоземельцы и адепты антинаучной теории Фоменко отрицают любые методы датировок, которые противоречат их ошибочным летоисчислениям). Эти огромные величины – 13730 млн. и 4553 млн. лет, конечно, несоизмеримы с жизнью отдельного человека, и даже с историей человеческой цивилизации (максимум 10000 лет), но и отдельная жизнь человека не так уж мала в наших масштабах: при средней продолжительности жизни в Российской Федерации равной 67 годам, мы проживаем в среднем 24500 дней или 590000 часов, а за этот, достаточно большой, промежуток времени успеть можно очень многое. Тем не менее, все люди и вообще, все живые существа умирают (для объяснения этого факта верующие придумали теорию «греховности» - иначе было никак с их т.з. не объяснить), что является вполне естественным процессом, подобно поеданию человеком курицы, склевыванию курицей семян подсолнечника, впитыванию подсолнечником минеральных веществ и получению энергии солнца – любой, кто захочет отменить эти «злые несправедливости», должен отменить всю физику и природу вообще (верующие распространяют достаточно придурковатые слухи, что в «божьем мире» львы питаются травой – травы им почему-то не жаль, хотя трепетную лань жалко). Наличие у человека высокоразвитого мозга, способного на достаточно сложные мыслительные операции (не сравнить с нервной системой дождевых червей), конечно, выделяет нас из животного мира, с которым нас связывает общность эволюционного происхождения, морфология, генетика и т.д. Но четкой грани между, например, шимпанзе и человеком провести невозможно, а это как раз говорит о нашей эволюционной связи. Животные и все другие живые существа рождаются и гибнут на протяжении миллиардов лет существования Земли миллиардами миллиардов особей, и верующий, задавшийся вопросом о смысле их существования, рискует с ума сойти, потому что никакого смысла в существовании тираннозавра мезозойской эры нет, даже в видах обеспечения «венца творения» - человека пищей, как полагают верующие-сангвиники, склонные считать, что «доброй свинье все впрок» (чешская пословица), и тираннозавр для чего-то да был нужен. Этот поиск везде, во всем «смысла» (к тому же, не просто «смысла», а «смысла», согласующегося с догматами соответствующей веры и религиозной картиной мира в рамках конкретной религии, а их минимум дюжина, и они друг с другом не согласуются) постоянно изводит «ищущего истину» верующего, и вполне понятно его инстинктивное желание отрицать реальность, миллиарды лет безмолвного космоса и сотни миллионов лет эволюции, спрятаться от них в маленьком уютном мирке, сотворенном еврейским богом всего несколько тысяч лет назад, потому что ясно, что эта реальность никакого «смысла» в рамках религиозной картины мира не имеет. В этом отношении верующие фундаменталисты, отрицающие в принципе возможность существования Земли и Вселенной на протяжении миллиардов лет, просто честнее своих «собратьев по разуму», которые в бесплодных попытках примирить непримиримое пускаются в сложные казуистические объяснения (вроде распространенного у протестантов перевода описания творения животных не по «видам», а «по родам их»: ведь биологических видов живых существ более 1,5 млн, а родов – десять раз меньше, и они могли «уместиться на ноевом ковчеге»; ну а рыбам вообще «Всемирный Потоп» был нипочем, и опять мы видим очередную наивную сказку; верующие тоже видят, но «не хотят» видеть) и чуть ли не с мольбой в глазах просят «просто им поверить», что они правы. В результате эволюционного развития та генетическая линия, к которой принадлежит пишущий эти строки и все верующие (все-все!), читающие их, отделилась от генетической линии шимпанзе 5600000 лет назад (поэтому «превратить» современного шимпанзе в современного человека, как требуют верующие, так же невозможно, как превратить современного кота в современную собаку, но общие предки у них были, и палеонтология накопила достаточно находок, подтверждающих это; верующие заслоняются от реальности тезисом о поголовной подделке всех археологических и палеонтологических находок, хотя сами фабрикуют мощи и «куски ноева ковчега» регулярно и безнаказанно – не припомню ни одного верующего, осужденного за подобный подлог). К концу среднего палеолита процесс грациализации и сапиентизации – т.е. последовательный отбор эволюционирующих особей (не хотели дамы каменного века знаться с излишне обезьяноподобными мужиками, да и современных бородатых верующих они не очень привечают) превращает несколько близких друг другу видов палеоантропов в современных людей – единый биологический вид (хотя верующие протестанты некоторых течений ни в какую не соглашались признать негров ровней себе, а для русских православных патриотов черный цвет кожи Обамы – лишнее доказательство всемирного антирусского заговора). Что касается неандертальцев (современные православные креационисты П.В.Волков (был у меня с ним на эту тему «диспут») и протоиерей Стефан Ляшевский считают неандертальцев «потомками Каина», видимо категорически отрицая (или просто игнорируя – не хочу и все!) сделанное в 2010 году открытие о наличии у современных человеческих популяций вне Африки от 1 до 4% неандертальских генов), то они не столько были съедены (ели тогда все и всех, даже «православные кроманьонцы» ели друг друга – по благословению какого-нибудь православного митрополита Кроманьонского и Сунгирьского), сколько ассимилировались, а в популяции новокаледонцев обнаружено 5% генов т.н. «денисовского человека» (вынужден огорчить русских патриотов – хоть человек и «денисовский», по-русски он не говорил, ни бельмеса не понимал и, скорее всего, за путина не голосовал, вследствие недостатков в работе избирательных комиссий среднего палеолита на территории Алтайского края). Ирония, сквозящая в предыдущих фразах, не случайна. Обыватель вообще боится того, что несоизмеримо с его мирком. И мы бы простили ему эту милую ограниченность, если бы он не требовал от нас «хранить» ее и отрицать реальность. Отсюда множащиеся теории заговора в современных «христианских науках», ведь иначе придется снова оказаться лицом к лицу с миллиардами лет молчания вселенной, а это невыносимо, потому куда правдоподобнее лопотать, например, о заговоре пилотов самолетов, в котором уверены сторонники теории плоской Земли. Августин Блаженный (сам сторонник теории плоской Земли) был бы поражен тем, в какие дебри завело человечество (точнее, тут часть его, которая продолжает быть верующей) фундаменталистическое желание во что бы то ни стало сохранить религиозную картину мира. Показательно также, что само понятие «фундаментализм», описывающее взаимоотношение религиозной картины мира и науки, появляется только в последние века. Его не было во времена образованных и «продвинутых» отцов церкви, потому что они не нуждались в нем, поскольку научная картина мира того времени еще не выходила за пределы неясных толкований библии, а если бы все современные ученые (как нам божатся верующие) были бы верующими, он не понадобился и сейчас.
5. Итак, мир бесконечен, хотя отдельный человек и биологический вид хомо сапиенс конечны, мир существует, хотя никто его не создавал (относительно непрекращающейся шарманки верующих: а вы докажите, что никто не создавал?! достаточно привести довод «бритвы Оккама», ведь если у верующего угнали машину, вряд ли он скажет в полиции, что ее угнали инопланетяне, а если его покусает собака, только уж совсем параноик будет рассказывать об этом происшествии, как о действии «невидимых сил»; верующим свойственно «вставлять» боженьку везде, где они чего-нибудь не понимают: для неграмотного папуаса из джунглей принцип действия мобильного телефона настолько непонятен, что является прямым действием «высших сил», тем самым «чудом», которое «нарушает законы природы»). Парадокс жизни человека тем и интересен, что он такой, какой есть. Верующие избрали способ игнорирования реальности в угоду своим, крайне невежественным верованиям, как правило, не сочетающимся с верованиями другой тусовки. Научный, просвещенный взгляд на вещи гораздо сложнее. Он не довольствуется соображением: будем считать так, как нам «хочется».
6. Кроме физики и космологии, есть, конечно, общество. Вопреки удивлению верующих, которые никак не могут объяснить ни физику, ни общественные отношения, не прибегая к «богу из машины», человечество и отдельные его группы, обладает удивительной, но вполне естественной способностью к самоорганизации (кибернетика, в круг научных интересов которой входят самоорганизующиеся системы, - очень антирелигиозная наука). Собственно, зачатки общественной организации свойственны любому сообществу высокоразвитых живых организмов, и здесь также – как и во многих других отношениях – невозможно провести четкую грань между людьми и зверями, отсутствие которой так угнетает верующих. Если рассматривать человеческие сообщества со времен среднего палеолита, то мы наблюдаем – по артефактам и прочим археологическим находкам – наличие устойчивых социальных связей, появление и – главное! – изменение по мере развития общества социальных ценностей, мотивирующих поведение. Верующие вопрошают: а как же это люди сами додумались до того, что красть – это плохо, или убивать – еще хуже? Однако, подобные нормы зафиксированы во всех человеческих сообществах, даже тех, которые никогда (как австралоиды вплоть до времен Абеля Тасмана) не контактировали с носителями авраамических религий. Перед лицом такой несостыковки с главным социальным постулатом религий: «социальные отношения богоустановлены», верующие пускаются в сложные объяснения – дескать, бог управляет каждым человеком (опять забыт постулат свободы воли), и не только древним евреям даны заповеди. Когда Эзра в V веке до н.э. сочинял (на основе древнееврейских сказок) историю о том, как Моисей получил от Яхве скрижали завета, его задача была проста, как Колумбово яйцо: ему надо было доказать исключительность, избранность евреев, а об остальных он как-то даже не подумал. Христианам и мусульманам (по идее) дела нет до избранности евреев, но вычеркнуть из ветхого завета такую несуразицу они не могут (а христиане вообще не могут себе позволить отказаться от ветхого завета как источника вдохновения, и вынуждены тащить за собой этот шлейф когнитивного диссонанса, но требовать от религиозной картины мира не то что соответствия реальной картине мира, а хотя бы внутренней непротиворечивости – это очень жестоко по отношению к верующим). В конце концов, современная религиозность, отчаявшись идти в ногу со временем, перешла к этакому «примитивному баптизму» (в широком смысле этого слова: «примитивные баптисты» - это разновидность американских баптистов, которые отказываются пользоваться теми техническими достижениями, которые не упомянуты в библии; отсюда, правда, проистекает множество попыток «доказать» упоминание в библии электроскопа или телевизора – ведь посмотреть футбол даже примитивному баптисту очень хочется…), т.е. отказывается воспринимать любую информацию, противоречащую ее религиозной картине мира.
7. Однако человечество развивалось, росло, совершенствовало свои общественные отношения (история все-таки не повторяется, иначе мы жили бы, действительно, в фоменковском мире). Не смотря на кризис и исчезновение отдельных цивилизаций (как правило, под воздействием сугубо материалистических, даже марксистско-хозяйственных факторов), в целом человечество прогрессировало, и даже «диалог глухих» (взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций), который не давал покоя Шпенглеру и Тойнби, имел место и даже приносил результаты (даже православные иерархи Византии, например, патриарх Фотий, любовно сохраняли богопротивную античную традицию, не в пример современным талибам, игиловцам и преподавателям основ православной культуры в российских школах). Исторический опыт прошлых цивилизаций не пропадал бесследно. В 2016 году нас гораздо больше, чем в 1 году, и живем мы куда лучше во всех отношениях (т.о. все мрачные прогнозы религиозного сознания не сбываются), более того, существенное улучшение условий жизни происходило на протяжении последних 200 лет по мере роста безбожия и отхода значительной части человечества от религий. Религия, как социальный феномен, лишь тогда достигала успехов на этой дороге прогресса, когда впрягалась в телегу с передней стороны, но зачастую именно религия служила тормозом общественного развития (достаточно вспомнить благословение теологами рабовладельческих или феодальных отношений (что совершенно не удивительно, ведь религиозная «свобода» есть разновидность рабства, почти по Оруэллу) или попытки запретить вилки и пароходы). Это регулярно приводило ее в стан проигравших, со всеми, характерными для этого стана запахами атмосферы исторического поражения (теории заговора, апокалипсические ожидания и т.д.) Религиозное сознание, не будучи в силах рационально объяснить общественные отношения (тем более их изменить к лучшему или хотя бы в сторону своих специфических религиозных ценностей), мечется между рассказами об отдельных примерах «святости» («святой», впрочем, зачастую оказывается просто нелепым и совершенно излишним, как князь Мышкин в «Идиоте») и «пучины греховности», но реальное общество состоит из отдельных достаточно посредственных людей, которые далеки от излюбленных для религиозного сознания «псевдоромантических» крайностей, и которым религия ничего конкретного посоветовать не может. Простой пример: наименьшее количество умышленных убийств характерно для «безбожных» скандинавских стран, где подавляющая часть населения с религией связана лишь налоговыми отчислениями в фонд реставрации памятников старины, а наибольший уровень тяжкой преступности характерен для африканских стран, где религиозность, наоборот, превышает 90%. То же самое касается уровня и качества жизни, уровня развития производительных сил и науки. Объяснить, как же это получается, и почему боженька благоволит (если, конечно, высокий уровень качества жизни – божье благоволение?) безбожникам, а не верующим, религиозная картина мира не может.
8. Среднестатистический «естественный человек» (как выразился бы Жан-Жак Руссо) обладает способностью к естественной самоорганизации с участием себе подобных, хорошо понимает, что такое преступление и зло, причиняемое другим людям. Если оставить за скобками специфически религиозные ценности и заповеди (вроде поклонения «истинному» богу и игнорирования «неистинных» богов; до V века до н.э. древние евреи, правда, запросто сочетали первое и второе, поэтому, говоря о древностях всех народов, никакого «первобытного монотеизма» не обнаруживаем), включая пищевые запреты скотоводов II тысячелетия до н.э. или обычаи арабских бедуинов I тысячелетия н.э., без соблюдения которых человечество ждет неминуемое вымирание, то полдюжины реальных правил человеческого общежития естественны и вытекают не из чего-то «духовного» (спустился, получается, с тучи бородатый мужик и, как Миклухо-Маклай, обучил невежественных туземцев, как жить), а из вполне реального образа жизни реального общества, причем, по мере изменения общественных отношений и образа жизни, «вечные ценности» имеют обыкновение меняться. Например, высокая детская смертность в аграрных обществах вплоть до ХХ века неизбежно порождала ценность сохранения семьи (любой ценой: с т.з. традиционалиста, угроза мужеубийства не есть аргумент в пользу развода) и многодетности, но по мере успехов медицины и урбанизации все меняется, и теперь в городских условиях вовсе не обязательно заводить дюжину детей: хитрый крестьянин хорошо понимал то, что не доходит до современного кабинетного традиционалиста, – в условиях реальной жизни «на земле» из дюжины детей половина неизбежно умрет, и заботиться придется только об оставшихся в живых; многодетная семья подразумевает невысокую ценность детей, и наоборот. В обществе, где женщина в 90% случаев не могла реализовать себя вне семьи, разумеется, следовало поскорее (в 12-15 лет – к ужасу современных «борцов с педофилией») повыдавать дочек замуж и переложить заботу о них на чужих мужчин. Не стоит распространяться подробно на тему, насколько эта сторона общественной жизни «традиционного общества» далека от современных условий. Традиционалисты ничего не могут поделать с меняющейся реальностью, и пополняют свои ряды лишь за счет неудачников, не выдержавших темпа общественных перемен и «возвратившихся» к «проверенному временем», но малопригодному, как лошадь, бегущая наперегонки с электричкой, что придает традиционалистическому сознанию «скулящий» оттенок периферийности (средний традиционалист, как правило, меланхолик – и в психологическом смысле, и в социальной практике). Разумеется, любой средний человек хорошо понимает, что убийство на войне, кража лодки с целью спасения утопающего, ложь с целью отвлечения умирающего от мыслей о смерти – все эти «грешки» не являются, в конечном счете, чем-то аморальным, хотя воюем мы все-таки реже, чем во времена расцвета религий, а спасательная служба на водах работает не в пример лучше. Но ведь и верующие редко демонстрируют такой «моральный фундаментализм», требующий всегда говорить (как мечтал Фихте) только правду. Люди, слепо исполняющие моральные требования, равно как и люди, нагло их нарушающие, в среднем обществе не уживаются (да, не только в природе, но и в обществе наблюдаем тот самый «дарвиновский» естественный отбор, который так оскорбляет чувства верующих), и оно их отторгает, обрекая на гибель. То есть наказание имеет место вполне естественным образом, а вовсе не «свыше». Аналогично любое древнее (или современное) племя которое ставит свои интересы априори выше интересов других племен, которое считает, что «все кругом – фашисты», а «только мы одни – антифашисты», также обречено на исчезновение, самым естественным образом; либо на прозябание на обочине человеческой цивилизации или в каком-нибудь противоестественном виде. Общественное развитие столь же объективный процесс, как и развитие природы. Религиозным заклинаниям здесь места нет.
9. Существует вполне научное, рациональное определение личности. Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» можно понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» – в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия – лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик – терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Существование собственной личности («мыслю, следовательно, существую»), а равно других личностей вокруг – такой же факт объективной материальной действительности, как и существование природы вокруг каждого из нас. Любые попытки ввести в естественную схему отношений «наше объективно существующее я – объективно существующая реальность вне нашего я» еще какие-нибудь элементы («хочу верить!») неизбежно оборачивается солипсизмом отрицания объективных основ существования окружающей действительности. При всем невообразимом многообразии поведенческих моделей отдельных людей (что, правда, не должно вводить в заблуждение, поскольку статистически выходит за пределы нормы), можно назвать три основных поведенческих стереотипа отдельной личности. Отдельной личности свойственно стремление к самосохранению, стремление к более качественному образу жизни и то, что можно назвать любопытством (конечно, существуют разные примеры и даже типы «отклоняющегося поведения: суицид играет важную, слишком важную, чтобы ее игнорировать, роль в личностном развитии; в противоположность эпикурейству, полагающему наслаждения должной, но не должной быть чрезмерной «приправой» к жизни, существуют разрушительные наслаждения; наконец, концепция «греха многознания», официально принятая во всех религиях, означает, что, если некая информация способна разрушить религиозную картину мира конкретной религии, то эта информация должна быть исключена). Эти поведенческие стереотипы определяли развития отдельной человеческой личности и всего человечества, как суммы отдельных личностей (общество как явление, разумеется, сложнее суммы отдельных человеческих личностей, поскольку включает те эффекты и явления, которые возникают в результате объединения отдельных людей и возникновения между ними социальных связей), на протяжении всей истории человечества, в т.ч. первобытной. По большому счету, можно говорить об этих стереотипах, как о свойственных всей живой природе, родство с которой так оскорбляет чувства идеалистов.
10. Основной проблемой соотношения Я и неЯ (вспомним Фихте) является соотношение познавательных способностей Я с окружающей реальностью – проблема адекватности познавательных способностей, поскольку познание является «соединительной тканью», которая связывает каждое Я с окружающим неЯ. Для материализма большой проблемы здесь не наблюдается: отдельное Я адекватно воспринимает окружающий мир, поскольку может существовать в этом мире, условием чего (существования) является адекватное восприятие окружающего мира. Конечно, с одной стороны человек, как биологический вид, имеет несколько иную картину окружающей реальности, чем обладающие иными органами чувств другие живые существа, а с другой – палеолитический охотник совсем не разбирался в ядерной физике, но это ничуть не мешало его существованию. Все это говорит в пользу материи, определяющей сознание, а не наоборот. Идеалисты же заняты очень важной и трудноразрешимой проблемой – как впихнуть в реальный мир их идею, и как заставить или убедить все остальные Я видеть в окружающем мире именно то, что видит (хочет видеть, во всяком случае) Я конкретного идеалиста? Материализм груб, идеализм – придурковат. Любой «средний путь», сочетающий материалистический и идеалистический подходы, к сожалению для его избравших, теряет все достоинства обоих путей, но сохраняет их недостатки. Какие только доводы не приводили идеалисты в оправдание своего хитрого нежелания признавать реальность (или желания признавать, что реальность – это «еще не все»): от обвинений материалистов в «неприличности» до обвинения их же в «пессимизме». На последнем обвинении стоит остановиться. Пессимизмом принято называть взгляд на мир, который исключает развитие событий по желательному для наблюдателя пути. Что, однако, есть «желательный путь»? Если я полностью исключаю, что у меня в данный момент в кармане наличествует 1000000 долларов США, то меня вполне можно считать «пессимистом», равно как и в случае, если я исключаю мою личную победу на Олимпиаде в соревнованиях по прыжкам на батуте, то я также являюсь «пессимистом», с т.з. воротящего нос от материализма идеалиста. Видимо, с т.з. оптимиста-идеалиста, каждый человек должен всерьез (а они хотят, чтобы все их надежды были всерьез, они не принимают варианта «понарошку» - да и кто примет?) думать, будто он – миллионер и будущий призер Олимпиады, а равно информировать об этом окружающих (иначе возникнет «двойная бухгалтерия» - себе говоришь одно, а другим – другое). Не является ли в этом случае пессимизм – разновидностью реалистического восприятия окружающего мира, а оптимизм – родом самообмана? Конечно, любое планирование будущего неизбежно несет в себе элемент самообмана (например, все бегуны на старте, в принципе, должны допускать, что каждый из них придет к финишу первым, хотя это даже логически невозможно – в аристотелевском разрешении зеноновской апории с Ахиллесом и черепахой следует учитывать (судьи на соревнованиях так и поступают) время, даже в его мельчайших долях), но самообман этот совсем иного рода, чем самообман идеалиста. Охотник, идущий на медведя, таксист, пробирающийся через многокилометровые пробки, командир воинской части, отдающий приказ о штурме города – все они имею дело с некоторой реальностью, которая подчиняется определенным закономерностям (а следовательно – смотри выше проблему «чудесного мира»! - если есть закономерности, их можно познать и учесть при планировании достижения поставленной цели, какой фантастической она не казалась бы). Наоборот, идеалист имеет дело с той самой замечательной метафизикой, о которой Вольтер сказал, что это когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду. И уж, конечно, любая разновидность идеализма обязательно будет тяготеть к агностицизму – хотя бы по одной простой причине: не все разделяют «оптимистическую» уверенность идеалиста в наличии в реальности того, что он утверждает, и он вынужден утешать себя тем, что несогласным просто не дано знать это – не все познаваемо. Идеализм исправно носит шлейф всех религий, но ярче всего приведенный эффект проявляется в разного рода теософиях и антропософиях, сконцентрированных в предбаннике одного или немногих «духовидцев», которые никак не могут убедить остальные 99,999% в своей правоте. Материалисту проще – он всегда может перефразировать пассаж Жюля Верна из «20 000 лье под водой»: «Пробоина была настолько основательной, что ее пришлось заделывать».
11. Можно предположить, что у идеалистов просто нет стимула к более честному восприятию реальности, какая она есть. Средний идеалист – человек, удобно устроившийся – так, чтобы ему не приходилось контактировать с грубой материей и, соответственно, понимать ее объективность и уважать реальность. Практика как критерий определения истины идеализму недоступна. Идеалисты лишь успокаивают себя надеждой, что «проверка практикой» произойдет в некоем волшебном будущем. Не есть ли идеалист просто заигравшийся в чудесное ребенок?
12. Смерть как факт человеческой жизни, ее завершающий, наверное, есть единственное, в оценке чего религиозный и атеистический взгляды на мир сходятся. Никто не считает, что смерть есть благо. Но атеистическая картина мира не позволяет заниматься обыкновенным мошенничеством, которое процветает в рамках религиозного сознания. Само по себе мнение, что конкретный человек может сохранить (возобновить) жизнь лишь за счет признания существования сверхъестественного существа и достоверности прочих мифов, не может не вызвать недоверия. Даже торговцы шарлатанскими лекарствами предлагают человеку нечто более существенное/вещественное. Заболевший верующий, пришедший на прием к врачу и услышавший от него, вместо рецептов реальных лекарств и методик лечения, рекомендацию побольше поститься и молиться, может прочувствовать весь спектр чувств, который охватывает атеиста при известных «рекомендациях» верующих по части обретения вечной жизни. К счастью, врачи оказывались на деле материалистами (даже если на словах – идеалистами), а поэтому среднестатистический верующий ныне живет в два раза дольше, чем в эпоху повышенной духовности, иначе мы бы и сейчас лечили воспаление легких молитвами с 95%-ным смертельным исходом такого лечения.
13. Проблема смерти у верующих совершенно неожиданно превращается в проблему бессмертия. Дело в том, что человеку, который есть конечные существо, свойственно бояться бесконечностей. В равной степени пугают бесконечное небытие и бесконечное бытие. На самом деле отдельный человек желает не жить вечно, а жить дольше – на пять, десять, сто лет. Это реальное приобретение, а бесконечность бессодержательна, как и любое абстрактное понятие. Пифагорейцы слишком поддались обаянию абстракции математических чисел, а Платон перенес это абстрагирование на любые общие понятия. Выражаясь языком средневековой схоластики, идеалисты считают универсалии не только реальными, но и независимыми от обобщаемого, конкретного. Бесконечность, причем бесконечность неактуальная, стала самой пугающей абстракцией. Мы живем в мире «конечностей»: например, Вселенная в том виде, который описывают законы классической и эйнштейновской физик, существует 13730000000 лет, но это конкретные годы, и существование Вселенной до Большого Взрыва также можно выразить в реальных величинах. Такова материалистическая конкретность. Верующие предлагают нам идеалистическую абстракцию, выраженную горизонтальной восьмеркой, понимают всю глупость сложившегося положения и требуют признать, что «у бога нет времени» (стало быть, никакой конкретики, и он хочет отнять время у нас). Слишком неравноценная замена реальной жизни. Материализм пошел другим путем – завоевания реальности, пусть даже «пессимистической».
14. Человеческая личность материальна. Она не может существовать без своего материального воплощения. Все религии это признают, модифицируя с учетом этого обстоятельства свои верования от догмата о телесном воскресении (не выдержали эти идеалисты своего идеализма) до теории переселения душ, которая особого смысла все равно не имеет, поскольку никто, кроме самих пропагандистов метемпсихоза, ничего не помнит о предыдущих жизнях. Аристотель – в интерпретации Фомы Аквинского – ошибался, полагая, что ум не нуждается в материальном носителе, в отличие от чувств. Человек мыслит мозгом, а т.н. «сердце» - поэтический образ, служащий то моралистам («бессердечный!» - интересно, а кто такой «беспеченочный»?), то проповедникам всех религий, которые уверены, что представители других религий лишь формально являются таковыми, зато «в сердце» - мусульмане (понятно, что так мыслит именно мусульманин, а никак не баптист, но попробуйте его переубедить).
15. Историческая наука развивалась от древних летописей к пониманию сути исторической науки (встречается уже у Геродота, по причине чего он является «отцом истории»). Религиозный фактор, разумеется, присутствует в категории побудительных мотивов, которыми можно объяснить поступки конкретных людей в конкретных ситуациях, но лучше всего исторический процесс объясним тенденцией к развитию и учетом тех факторов, которые благоприятствуют таковой тенденции. Уже человек среднего палеолита, создавший более производительное рубило, чем люди из соседнего племени, имел больше шансов победить, выжить, оставить потомство и наследие, стать нашим предком. Надежда на даровые ресурсы никогда не давала надежной гарантии. Консерваторы же вечно оставались в стане побежденных (даже если их консерватизм совсем недавно выглядел опасным радикализмом). Они утешали себя тем, что изменения «расчеловечивают» человека и даже умудрялись создать себе репутацию невинных мучеников – жертв прогресса. Можно вообразить такую беседу трех консерваторов первобытного племени, чей представитель – чудак и сумасброд – сумел овладеть огнем. Первый консерватор заявит, что огонь – это опасно для жизни, обжечься можно (помните степной пожар?) Второй – что пища, обработанная термически, неизбежно теряет часть витаминов, и здоровью человека тем самым наносится ощутимый вред. Третий, в конце концов, сошлется на предков, которые никогда не пользовались огнем, а разве предки могут быть неправы? Не смотря на все неизбежные флуктуации в борьбе варварства против цивилизации, историческая победа доставалась не каким-то умелым и хитрым заговорщикам, на которых любят ссылаться бесталанные музыканты, ленивые менеджеры и непривлекательные женихи (ведь как же иначе объяснить, что в результате заботы о безопасности и опоры на наследие предков, все равно ничего результативного у них не получилось?), а трудолюбивым и изобретательным, особенно если было осознание необходимости этих двух начал развития цивилизации. Перестреляв всю крупную дичь после таянья ледника и столкнувшись с дефицитом ресурсов, разные человеческие коллективы опробовали земледелие и скотоводство; новая экономическая модель требовала централизованной системы управления – появились государства; торговля и путешествия наоборот требовали распределенной системы управления – появились республики; усложняющийся образ жизни стимулировал развитие законодательства; когда рабство стало окончательно экономически нерентабельным, оно отошло на периферию мирового хозяйства; города подчинили деревню; идея равенства людей естественным образом сломала все сословные общественные системы и надстроенные над ними политические режимы, хотя все попытки уничтожить «зло» и пестовать «добро» - будь то спартанская система равных наделов, или создание теократических общин, или свержение власти эксплуататоров – неизменно приводили к еще более худшим результатам, чем сохранение «безбожия» или эксплуатации человека человеком; общая гуманизация общественных отношений порождала (в силу атавистических настроений и свойственной нашему биологическому виду тяги к соперничеству в коллективе: разумные существа, произошедшие от хищников, просто разбежались бы по своим охотничьим территориям) всяческие суррогаты былым войнам и сословному неравенству, но в целом каждый новый век приносил расширение возможностей человечества и отдельного человека и существенное улучшение качества жизни: так земледельческая оседлость снизила детскую и женскую смертность у романтических первобытных охотников сразу в два раза, а «огненный змей», которого проклятые богохульники пустили по железным струнам дьявольской гитары, удешевил товары в месте назначения поезда в разы сравнительно с проверенным дедовским опытом гужевым транспортом; когда-нибудь медицина будет столь же легко воскрешать умерших, как лечит сейчас туберкулез (Чехов, к своему сожалению, не дожил), но верующие создадут Народное движение за право жить без воскрешения, невзирая на то, что руководители этого движения вскоре разменяют третью сотню. Таково естественное развитие человечества – история, в которой богам также нет места, как и в природе. Забавно, что, настаивая на «боговдохновенности» всех (или основных) исторических событий, верующие сами расписываются в своей бесперспективности, поскольку (так уж у них всегда получается в силу тяги к традиционности) первыми оказываются в проигравшем лагере реакции, и жизнь проходит мимо них, если уж сами божества действуют на руку разрушителям традиций.
16. Такова в общих чертах научно-атеистическая картина мира, которую верующие разных религий критикуют за то, что она не учитывает религиозных «компонентов», которые всякая религия пытается вставить в научные знания, патетически восклицая, что просто наука неполна без какого-то «эзотерического» знания, которым обладает та или иная религия. Действительно, можно вообразить себе буддийскую физику, православную биологию, католическое пушкиноведение., которые будут существенно отличаться от православного пушкиноведения, буддийской биологии и католической физики. Толку от них никакого не будет – примерно столько же, сколько толку от "наук", изучающих духовный мир. Оппоненты атеистов умышленно забыли, что существует не одна религия, которую они хотят сопоставлять с одной наукой (естествознанием, допустим, хотя им наука не ограничивается), а дюжина. Пусть сначала между собой эти разные "смыслы" договорятся, а уж потом предъявляют свой единый религиозный «смысл» «богооставленной науке». Нет, они категорически не хотят договариваться друг с другом, как если бы сторонники теории флогистона ни в какую не хотели договариваться с Ломоносовым. Зато к атеистам у верующих всех религий какая-то странная тяга. Видимо, им все-таки нужна "независимая экспертиза", и они все еще надеются, что мы, как князь Владимир в 988 году, из всех физик выберем православную физику, или мусульманскую, или католическую, а может быть иудаистическую физику. Никакого практического смысла ни в православной, ни в иудаистической химии, разумеется, нет, но такой низменный вопрос мало интересует верующих: не им проверять научные гипотезы на практике, для них просто важно, чтобы каждая сфера человеческого знания присягнула их конкретной «правильной» религии (даже если их десять человек останется на всей Земле: верующие разных групп часто пугают себя, что их останется всего несколько, но и тут они не изменят своим верованиям), а дальше что делать, например, с «православной географией», они просто не знают. Она им нужна на всякий случай (как в известном православном анекдоте: зачем в раю половые органы, если никто не размножается? – а вдруг понадобится для чего-нибудь еще!) Таково вполне закономерное отношение деградирующих и отходящих на периферию общественной жизни религиозных верований к объективной научной картине мира, нравится она или не нравится, «человечна» она или «бесчеловечна» (каждый астероид, с т.з. религиозной картины мира, должен быть «человечным», а иначе это «антигуманно» - религии, глубоко презирая антропоцентризм, неизменно воруют его ценности – тоже на всякий случай), особенно микроскопических религий (вроде иудаизма или бахаизма, или каких-либо разновидностей теософии), которые устали или принципиально не могут апеллировать к широким народным массам, а поэтому хотят внушить своим адептам гордость собой в качестве редких «посвященных», по сравнению с которыми «товарищи ученые» просто глупцы.
17. Но если уж верующим не удается объездить коня физического мира, они берутся приручать лошадь гуманитарных наук, прежде всего истории. Прочитав полдюжины богословских книг и бегло ознакомившись со своими «священными книгами» (в которых нет и не может быть противоречий, потому что, если в них есть противоречия, значит в них нет противоречий – такова логика любого богословия), каждый верующий мнит себя первым знатоком истории и ее «тайн» (подобное существительное, которое нередко встречается в современной псевдопопулярной и даже научно-популярной литературе – для привлечения покупателей – ничего не поделаешь, в XVII веке с популяризацией научного знания и лженауками было еще хуже – означает, скорее, эмоциональное, чем объективное отношение к окружающей реальности, и вообще: «человека привлекает все таинственное» - религиозные пропагандисты очень любят этот постулат и используют в качестве пристяжного в своей апологетической колеснице, даже если сами только что настаивали на «абсолютной объективности религиозного знания» (иногда верующих охватывает такой «перфекционизм», и им хочется слыть непризнанными академиками «народных академий», и если какой-нибудь шарлатан объявит себя верующим, признание со стороны соответствующей конфессии, к которой он примкнет, ему гарантировано).
18. Претензия всех религий на мировую историю объясняется их «историческим» измерением, которое сочетается с конкретностью религиозных верований: если иудаисты верят в исход древних евреев из Египта, мусульмане – в полет пророка Мухаммеда на коне Бураке в Иерусалим, христиане – в длительное трехчасовое солнечное затмение, совпавшее с распятием Иисуса Христа, то все эти верования обязаны сопрягаться с определенными датами и даже соответствовать некоторым научным данным: археологическим и иным. Тон здесь задали еще зороастрийцы, которые разграфили время на символические эры, однако даже в греческой мифологии (не смотря на все уверения Шпенглера насчет «внехронологичности» античного сознания) наблюдаются попытки хронологизировать те или иные мифологические события. Религиозное сознание, выросшее из мифологического, однако не довольствуется простым разделением времени на «сакральное» и «профанное» (в последнем мы имеем несчастье жить, оттого не понимаем наглядности и достоверности мифов), но требует более-менее точных датировок всех сакральных событий, относительно друг друга в т.ч. Конечно, историческая наука прошлых веков не отличалась надежными методами проверки сообщаемой в исторических источниках информации (физика, собственно, тоже страдала этим же), но с годами методы исторической науки совершенствовались, и хотя методики естественных наук (в чем их представители иногда усматривают свое превосходство над гуманитариями), как правило, малоприменимы в гуманитарных, последние, история в первую голову, накопили достаточно своих методик проверки (да, наука зиждется на проверке знаний, религии же это противопоказано – по этой части религия и наука, действительно, занимаются несопоставимыми темами), и в наше время горизонт исторических знаний достаточно широк, чтобы обеспечить относительно правдоподобную картину «исторического пространства» - т.е. совокупности событий, связанных с деятельностью действующих лиц истории – людей (в этой связи, началом истории совершенно справедливо будет считаться появление современного биологического вида, хотя жизнь неандертальцев или хомо эректусов может также иметь – постольку, поскольку – отношение к человеческой истории, хотя бы в качестве предыстории; аналогично завершение человеческой истории будет связано с вымиранием последнего человека – вот это и будет «конец истории»). Все попытки религий войти в соприкосновение с исторической наукой неизменно кончались неудачами, взаимными оскорблениями (наука обвиняла религию во вранье – а что поделаешь? религия науку – в «бездуховности» и отрыве от религиозных смыслов) и отчуждением. Показателен пример научной библеистики. Появившись в XVIII веке для научного обоснования христианских и большинства иудаистических «истин» (разумеется, мусульманские или зороастрийские «истины» библеистов не интересовали), библеистика очень быстро по естественной необходимости логики развития любой науки стала достаточно критически относиться к предмету своего изучения, а по мере развития научных дисциплин, имеющих отношение к проверке сведений исторических источников, боженька в очередной раз был изгнан из очередной науки (даже если поверить верующим, утверждающим, что большинство ученых – глубоко верующие люди, научная работа и ее выводы этих людей лежат далеко за пределами религиозных верований; Ломоносов, к примеру, совершенно не интересовался ролью сверхъестественного в химическом опыте, а знаменитый индийский физик-ядерщик зороастриец Хоми Джехангир Баба, к большому удивлению христиан, не искал в книге бытия разгадок всех физических «тайн»). Обнаружилось, что, с т.з. текстологии, отдельные книги как ветхого, так и нового завета имеют разные слои, датированные разными эпохами, а не только принадлежащие перу разных авторов, что библейская археология дала ничтожно мало (хотя каждый год энтузиасты-протестанты находят очередной ноев ковчег – и каждая ежегодная находка абсолютно достоверна), что сообщаемые авторами библии исторические сведения не соответствуют другим источникам (ну не сатана же все противоречащие источники подделал? – к такому аргументу современные верующие прибегают все реже). Самый невосполнимый урон религиозная апологетика уникальности и абсолютной достоверности библейских источников понесла в результате расшифровки древних ближневосточных письменностей: по мере знакомства с ассирийской, вавилонской, шумерской, хеттской, древнеегипетской и прочими литературами выяснилась не просто вторичность библейских источников, но и их откровенная ложь (что, конечно, не делало их оппонентов абсолютно правдивыми). Надо заметить, что текстологическая критика в богословии гораздо старше, чем сама по себе библеистика: еще Тертуллиан обнаружил, что Послание к Евреям принадлежит не автору остальных посланий апостола Павла, а совершенно другому лицу, хотя, скорее всего, современнику Павла. Религиозные апологеты в ответ отреагировали точно также, как реагирует побитый слабак: не получается, ну, не очень то и хотелось… Был выдвинут «убойный» аргумент «глупости авторов ветхого завета» (иногда он переносится на авторов нового). Дескать, они все были неграмотными пастухами, которые ничего ни в чем не смыслили, а иногда (источники пестрят такими проявлениями) с головой у них тоже было не в порядке. Хотя совсем рядом апологеты библии претендуют на ее высокий уровень научных данных, который достигнут лишь современной наукой (правда, во времена Ломоносова апологеты утверждали то же самое насчет другой – предыдущей, ньютоновской картины мира, и стали бы спорить с каким-нибудь предшественником Эйнштейна, что в библии нет и не может быть никакой относительности, а по мере дальнейшего развития физики обнаружат в библии новые, только что открытые физиками данные, отбросив гипотезы ХХ века), выяснилось, что в «священной истории» орудовала компания двоечников, которых Аристотель не пустил бы на порог своего Ликея. Все эти неуклюжие утверждения преподносятся верующими, как «последнее слово науки и техники», а кто не верит – в рай не попадет.