Великий пост
В учении православной церкви видное место занимает проповедь о постах, соблюдение которых считается одним из необходимых условий спасения души человека, достижения вечного блаженства на небесах.
Постов в православии очень много. Достаточно сказать, что в году церковь объявляет постными более 200 дней. Посты бывают разные: однодневные и многодневные, строгие и не очень строгие, в будние дни и в праздники.
Самым важным, продолжительным и строгим является так называемый великий пост. Он продолжается семь недель и предшествует пасхе.
В первые дни великого поста верующему предписывается вовсе ничего не есть. В последующие дни разрешается съедать лишь по куску хлеба, запивая его водой, и не есть больше ничего, «разве соли требуя с хлебом» (Типикон). И так на протяжении всех семи недель поста. Понимая, что человек, занятый на работе, а тем более физическим трудом, не может ограничивать себя подобным образом, церковь в настоящее время не настаивает на таком исключительно строгом посте, но категорически запрещает употреблять в пищу мясо, яйца, масло, молоко, рыбу и т. п. Вместе с тем все большее значение придается и так называемому «духовному» посту.
Если и в обычное время церковь весьма косо смотрит на всякого рода развлечения, веселье, то тем более категорически она запрещает предаваться им в период поста. Православные церковники проповедуют, что в это время необходимо воздерживаться от посещения домов культуры, клубов, театров и кино, от хождения в гости, от чтения светской литературы и т. п. Верующим рекомендуется сосредоточивать свое внимание только на религиозных предметах: чаще, чем когда бы то ни было, ходить в храм, читать «душеспасительные» книги, отдаваться размышлениям о своих грехах и о наказании за них во время «божьего суда». Это, мол, с успехом может заменить воздержание от определенных видов пищи, ибо для бога, прежде всего важно, чтобы люди чем-то жертвовали ради него. К тому же духовенство говорит, что «духовный» пост якобы даже выше и угоднее небесному владыке, потому что телесный пост – это не самоцель, а в конечном счете средство для воспитания духа.
Церковь внушает верующим, что нарушение воздержания во время поста – противление воле божьей.
Время великого поста объявляется не только временем воздержания от определенных видов пищи, но и временем покаяния, усиленных молитв, исповеди и причащения.
Вообще время поста – это время наиболее сильной обработки верующих церковниками. Тут используются все средства: специальные богослужения и проповеди, церковная музыка и особое состояние психики, вызванное длительным воздержанием в пище. Могучим средством индивидуальной обработки верующего является исповедь. На ней верующий не только раскрывает священнику все свои тайные дела, мысли и желания, но и получает соответствующие наставления от него о том, как вести себя, как жить.
Пост – это время траура, время плача о грехах своих. И, как бы подчеркивая это, служители церкви во время поста надевают черные ризы. Храмы погружаются во мрак. Церковные песнопения поются тогда заунывными распевами. На середину храма выносится распятие или изображение страдающего Христа. Это символически подчеркивает, что все жизненные невзгоды, которые выпадают на долю человека, ничто по сравнению с тем, что претерпел сын божий – Иисус Христос.
В конце каждой из семи седмиц (недель) великого поста совершается специальная служба.
Первое воскресенье великого поста называется неделей православия. В дореволюционное время в этот день совершался чин православия, во время которого благословлялись и прославлялись все защитники православной веры (в особенности «благочестивейшие императоры») и предавались анафеме, т. е. проклинались, отлучались от церкви все неверующие, инакомыслящие (еретики), а также противники царской власти. По традиции этот чин совершается и по сей день, но в несколько ином виде: не вспоминаются уже императоры и не совершается чин анафемы. Приспосабливаясь к современным условиям, церковь вынуждена была отказаться от чина проклятия, так как первый же возглас «анафема» относился бы к подавляющему большинству советских людей. Как известно, первая анафема провозглашалась всем «отвергающим бытие божие», т. е. неверующим. А в наши дни к ним относится большинство советских людей. Церковь не рискует проклинать почти всех русских, украинцев, белорусов.
Некоторые завершающие седмицу дни являются особо чтимыми переходящими памятными днями. Два из них прямо призваны подчеркивать проповедуемые во время великого поста идеи отрешенности от всего земного и спасения души. Так, четвертое воскресенье великого поста посвящается воспоминанию «преподобного Иоанна Лествичника» – одного из столпов монашества, аскета, проповедовавшего ненависть к миру и полное отрешение от всего земного, и пятое – памяти «великой угодницы божией преподобной матери Марии Египетской». Сама церковь не отрицает, что Мария Египетская долгие годы пребывала блудницей, т. е. в молодости была проституткой. На старости лет она задумала спасти свою душу, и за это церковь преклоняется перед ней.
Последнее перед пасхой воскресенье называется входом господним во Иерусалим или вербным воскресеньем.
Вслед за вербным воскресеньем наступает самая важная неделя великого поста – страстная седмица, названная так в память о страстях Христовых, о страданиях этого мифического богочеловека. В четверг на этой неделе верующие скорбят о предательстве Христа Иудой и об осуждении Христа; в пятницу – о распятии, смерти и погребении Христа; в субботу – о его нахождении в гробу, а в ночь с субботы на воскресенье предаются «воспоминаниям» о воскресении. Обстановка каждой из этих служб, как, например, особая торжественность выноса на середину храма плащаницы (изображения лежащего в гробу Христа) в так называемую великую пятницу, служит сильнейшим средством возбуждения религиозной веры, религиозных чувств и настроений.
Заканчивается великий пост в так называемую великую субботу. В этот день после обедни начинается обряд освящения куличей, пасх, яиц и прочей снеди, который длится до самой поздней ночи, до начала пасхальной заутрени.
Стремясь отвлечь внимание от размышления об идеологическом вреде постов, церковники любят поговорить о том, что посты, хотя они и установлены господом богом не с целью излечения человека от каких-либо телесных недугов, благотворно влияют на организм человека, разгружают его органы пищеварения, способствуют долголетию, предотвращают наступление преждевременной старости и приносят прочие неисчислимые блага.
Однако с этим никак нельзя согласиться.
Посты не имеют ничего общего с врачебной диетой. Диета назначается врачами не огульно всем одна и та же, а строго дифференцированно. Кроме того, если для организма вредна какая-нибудь одна пища, то недостаток ее стараются восполнить другими продуктами. Церковь же, настаивая на постах, толкает человека на длительное ограничение в приеме почти всех необходимых для организма питательных веществ, что приводит к изнурению и истощению организма.
Таким образом, посты наносят не только духовный, но и физический вред. Особенно вредны они детям, которым в связи с ростом и развитием организма требуется усиленное питание.
Происхождение постов объясняется совсем не заботой о здоровье человека. Они являются узаконенными церковью пережиткам различных запретов (табу) и ограничений в пище, возникших на заре человечества в силу чисто земных, и прежде всего экономических, причин (недостаток продуктов, сохранение плодов до полного созревания, испытания во время посвятительных обрядов и т. п.). Постепенно первопричина этих запретов оказалась забытой, они стали вводиться просто по традиции, а затем в конце концов на первый план выдвигалось их религиозное обоснование, как обрядов, угодных божеству. Заимствовав у древних религий многие обряды, христианство заимствовало у них и посты, которые оно превратило в религиозное таинство, призванное постоянно напоминать верующим о боге, о страданиях и смерти Христа, о греховности и суетности всего земного. Пост и связанное с ним покаяние стали выдаваться христианскими церковниками за самое верное средство достижения вечного блаженства на небесах.