Есть ли польза от поста?
Почему иногда говорят о вреде постов? Ведь и врачи нередко рекомендуют воздержание в еде.
Если заглянуть в православный церковный календарь, то можно увидеть, как много места в нем отводится постам. Помимо четырех главных постов – великого, петрова, успенского и рождественского – верующим предписывается поститься по средам и пятницам в течение всего года, а также в крещенский сочельник, в день «усекновения главы» Иоанна Крестителя, в день воздвижения креста господня. Таким образом, получается, что верующие христиане должны поститься 257 дней в году!
И это не только в христианстве. Посты имеются и в иудейской, и в мусульманской, и в буддийской религиях. Мусульмане, например, обязаны соблюдать месячный пост, который носит название «ураза». В течение 30 дней верующие не имеют права с восхода и до заката солнца брать в рот пищу и даже пить воду. Запрет этот очень строгий. Если во время дождя капля случайно попадет в рот человеку, то это уже считается грехом.
Нужно ли говорить, что «ураза» изнуряет людей, наносит большой вред их здоровью. Подумайте сами: человек весь день отказывается от пищи. А в ночное время, стараясь наверстать упущенное, наедается до отвала. В результате резко нарушается режим питания, нормальный отдых человека.
Ну как же можно совместить эти утверждения с рекомендациями врачей, предписывающих в некоторых случаях воздерживаться в еде?
Современная медицина иногда использует лечебное голодание в борьбе с некоторыми заболеваниями. Установлен механизм благотворного воздействия голодания в целом ряде случаев. Еще шире применяется лечебная диета, при которой вводятся ограничения на некоторые виды пищи. Но каждый раз, идет ли речь о диете или голодании, медицинские работники назначают их, исходя из научно обоснованных предпосылок, из особенностей организма человека. Заметьте, в журнальных и газетных публикациях о лечебном питании и голодании непременно подчеркивается, что проводить их следует только под наблюдением врача.
И это понятно. Когда больного ограничивают в пище, врачи наблюдают за тем, чтобы его организм бесперебойно получал необходимые для жизнедеятельности полезные вещества. Если он перестанет их получать, это может серьезно отразиться на здоровье, ослабить организм, принести ему немалый вред. И медицинские работники контролируют, чтобы ничего подобного не произошло. Потому лечебное голодание и приносит положительные результаты.
Совсем иное дело – воздержание от пищи во время поста. Служители религии, требуя от верующих соблюдать пост, меньше всего думают, как это отразится на их здоровье. Да в общем они и некомпетентны в этом. Поститься обязаны все люди без исключения. А ведь для некоторых из них воздержание в еде крайне вредно, отрицательно воздействует на их организм. За примерами далеко ходить не надо. Известно, например, что больным туберкулезом крайне необходимы высококалорийные, питательные продукты. Ограничивая себя в них, они, прежде всего, наносят ущерб своему здоровью.
Или другой пример. Очень важно, чтобы нормальное питание получали беременные женщины и матери, кормящие грудью младенцев. От этого зависит качество материнского молока. Правильное питание необходимо и для детей дошкольного и школьного возраста, в период их роста. Но никто не освобождает их от обязанности соблюдать пост, потому что это распространяется на всех верующих без исключения. А это наносит им большой, подчас непоправимый вред.
Нетрудно увидеть, что лечебное голодание не имеет ничего общего с религиозными предписаниями поститься. И нет совершенно никаких оснований для каких-то параллелей между современными медицинскими методами лечения заболеваний и религиозными установлениями.
Но откуда же берет начало религиозный обычай соблюдать посты? Оказывается, его истоки уходят в далекое прошлое человеческого общества. И обычай этот был вызван вовсе не религиозными потребностями, не «божественными предписаниями», как полагают верующие люди. Воздержание от пищи или ограничения в еде были порождены условиями жизни наших далеких предков, т. е. причинами сугубо земными.
Первобытные люди, жизнь которых зависела от удачной охоты, от того, соберут ли они Необходимое количество лесных плодов, съедобных кореньев, нередко голодали. Большую часть пищи получали те, кто добывал продукты питания, главным образом мужчины, которые охотились на диких зверей. А женщины и дети довольствовались немногим, отдавая лучшее охотникам.
Но и научившись возделывать землю, человек долго еще не мог обеспечить себя полностью пищей. Поэтому наши предки берегли ценные продукты к весеннему севу и другим важным сельскохозяйственным работам. А в остальное время питались как придется.
Привычка откладывать лучший кусок к дням, когда он особенно будет нужен, и отдавать тому, кто занимался наиболее тяжелым трудом, превратилась в обычай. Этот обычай и положил начало постам, которые нашли место во многих дохристианских религиях.
Когда возникло христианство, оно заимствовало целый ряд обрядов, обычаев из древних религий. Оказались заимствованными и посты. Конечно, христианское духовенство по-своему истолковало их, придало им новое содержание. Церковнослужители поучают, что посты – это время, когда верующие испытывают себя в своем служении богу. Ведь страдания и терпение, утверждает духовенство, богоугодны. Посты якобы служат для замаливания грехов, для выражения покорности всевышнему.
От священнослужителей можно часто услышать, что посты – благо, что сам Христос постился в пустыне и верующим «велел терпеть и поститься».
Православное духовенство определяет посты как «учреждение христианской церкви, соответствующее господству в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными». Иными словами, это периодически повторяемое испытание верующих, которым надлежит подавлять в себе естественные желания и потребности. Испытывая верующих таким путем, церковь не только поддерживает в них «религиозные чувства», она оказывает на своих пасомых и сильное психологическое воздействие, заставляет задумываться над своей жизнью и поведением, над тем, насколько прилежно они следуют наставлениям священнослужителей. Во время постов верующим надлежит анализировать свое поведение, «очищаться от грехов». Один из служителей церкви даже назвал пост «школой покаяния».
Церковники нередко приводят слова одного из «отцов» церкви Иоанна Златоуста: «Провести пост значит не то, чтобы провести только время, но чтобы провести его в добрых делах, подумаем о том, сделались ли мы рачительнее, исправили ли какой-нибудь из своих недостатков, смыли ли грехи... Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то по прошествии этого поста он еще продолжается и будет нам постоянная польза». Не случайно церковь загодя начинает готовить верующих к многодневным постам. В проповедях, которые звучат в храмах, постоянно говорится о греховной природе человека, о необходимости замаливать свои прегрешения перед господом, чтобы сохранить надежду на «спасение». В сознание людей настойчиво внедряется мысль о том, что без помощи церкви они не могут рассчитывать на божью милость, а значит, они должны искать в ней «приют душе своей» и «мудрых наставлений». В то же время проповедники напоминают о «страшном суде», рисуют производящие эмоциональное впечатление на людей картины этого суда божьего, добиваясь того, чтобы верующие утвердились в мысли, что, «предоставленные самим себе, они не в силах победить низкую природу и грех».
Посты наносили и наносят человеку не только физический вред: они затемняли и затемняют его сознание. В дни постов духовенство усиленно внушает верующим, что люди – существа греховные, что они ничтожны, бессильны перед богом. Ради своего спасения человек не должен думать о земном, он должен подавлять свои желания, свои стремления, что истинное счастье люди могут обрести лишь на «том свете».
Весь характер богослужений в церкви в дни постов рассчитан на то, чтобы оказать как можно большее влияние на психику людей. Для этого используются и полумрак помещений, и черные одежды церковнослужителей, и песнопения, и бесконечные коленопреклонения.
Зачем все это нужно людям? На этот вопрос может быть только один ответ: посты и вся связанная с ними церковная обрядность необходимы служителям церкви для того, чтобы оказывать влияние на верующих, держать их в крепкой узде религии. Соблюдение постов приносит вред людям, и поэтому надо решительно отказываться от этого пережитка тяжелого прошлого.
Источник: 100 ответов верующим: (Попул. справочник) / Под общ. ред. В. А. Мезенцева. – 2-е изд., переработ. – М.: Политиздат, 1980. – 440 с.