Благовещение

http://sg.uploads.ru/t/fFM5I.jpg

Слово «благовещение» на совре­менном русском языке означает «добрая радостная весть». Так на­зван один из крупнейших христиан­ских праздников, который право­славная церковь отмечает 7 апреля (25 марта ст. ст.).

Согласно евангельскому мифу, «богоизбранная отроковица» Мария, родившаяся от праведных родите­лей Иоакима и Анны, в возрасте трех лет была введена в храм Иеру­салимский и посвящена богу. В хра­ме она вместе со своими сверстни­цами предавалась молитвам, чтению Библии, а также занималась руко­делием. Когда она достигла того возраста, в котором девушек выда­вали замуж, ее обручили со старцем Иосифом, по профессии плотником. Если верить церковной легенде, он был настолько стар, что не мог и по­мышлять о выполнении своих супру­жеских обязанностей.

И вот, свидетельствует церковное предание, читая однажды «священ­ное писание», юная Мария дошла до места в книге пророка Исайи, где написано: «Се, дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Исайя, гл. 7, стр 14). И тут она будто бы сразу поняла, что речь идет о матери сына божия, а не об обычной женщине, и в душе «помыслила»: «Как бы я была счастлива, доведись мне быть у нее хотя бы последней служанкой».

В это время вошел к ней послан­ный от бога ангел (точнее, архангел) Гавриил и приветствовал ее словами: «Радуйся, благодатная! Господь с то­бою! Благословенна ты между же­нами». Она же, рассказывает евангелист Лука, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

Ангел, продолжая, сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благо­дать у бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном всевышнего, и даст ему господь бог престол Давида, от­ца его; и будет царствовать над до­мом Иакова вовеки, и царству его не будет конца».

Мария же воскликнула с удивле­нием: «Как будет это, когда я мужа не знаю!»

Ангел сказал ей в ответ: «Дух свя­той найдет на тебя, и сила всевыш­него осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется сыном божь­им… Ибо у бога не останется бес­сильным никакое слово».

В других евангелиях об этом «ве­ликом событии» почему-то даже не упоминается.

Рассказом о благовещении как бы кладется начало «жизнеописа­нию» земной жизни Иисуса Христа. В основу  этого рассказа положено противоестественное, а следователь­но, невозможное, чудесное событие: сошествие на землю посланника божьего с тем, чтобы известить мо­лоденькую девушку о том, что она станет богородицей. Все элементы этого мифа: явление ангела, предсказание о рождении младенца, наречение ему имени и указание на будущую великую роль и, наконец, «непорочное зачатие» девой от «ду­ха святого» – свидетельствуют, что нельзя всерьез говорить и думать об историчности данного события. Это легенда, сочиненная отцами христиан­ской церкви, которые при ее созда­нии использовали многочисленные мифы более ранних религий, связав их с евангельскими героями. Начать хотя бы с того, что описание анало­гичных событий неоднократно встречается в Ветхом завете. Так, в книге Бытия (гл. 18) повествуется о явле­нии с «благой вестью» самого госпо­да бога, который сообщает Аврааму, что его старая и бесплодная жена Сарра родит сына Исаака. Перед на­ми ряд сходных моментов: божест­венное предсказание о рождении сына, указание имени и его будуще­го великого назначения. В книге Су­дей в главе 1 мы читаем: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами господа, и предал их господь в руки филистимлян на сорок лет. В то время был человек… име­нем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился ангел госпо­день жене и сказал ей: «Вот ты не­плодие и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына… от самого чрева младенец сей будет назорей божий (т. е. посвященный богу.), и он начнет спасать Израиля от рук фи­листимлян». Таков библейский рас­сказ о рождении Самсона.

Здесь мы уже встречаем и ангела-благовестника. Но откуда же взялся образ непорочной девы, зачавшей божество!

Ответ на этот вопрос дают нам многочисленные так называемые языческие мифы.

Оказывается, задолго до возник­новения христианства в древних ре­лигиях имелись легенды о том, что боги рождаются не от обыкновен­ных женщин, а от непорочных дев, «не познавших мужа». Так, например, египетская богиня плодородия Исида непорочно зачала бога солнца Го­ра и после рождения его осталась девой. Другой египетский бог – Ра, если верить рассказам жрецов, тоже рожден девственной матерью – бо­гиней Нут. Греческий герой Персей, согласно мифу, рожден непорочной Данаей.

И наконец, очень много общего между христианским мифом о зача­тии и рождении Христа с буддий­ской легендой о рождении Будды (родился якобы за 500 лет до н. э.). Согласно буддийской легенде, Буд­да до земного рождения жил на небе. Затем ради избавления челове­чества от бед и смерти он решил воплотиться. Для осуществления этого своего намерения он выбрал непорочную деву Махамайю и во­шел в ее тело в виде слона, спу­стившегося на облаке с неба.

Так произошло зачатие Будды. Не­трудно заметить, что буддийская легенда ничем существенным не отличается от христианского благо­вещенского мифа. Это еще раз до­казывает, что отцы христианства, со­здавая «историю» земной жизни Иисуса Христа, не ждали божествен­ного вдохновения, а использовали для этого «жизнеописания» дохристи­анских богов.

Как отдельный церковный празд­ник благовещение было установлено сравнительно поздно: в конце VI или в начале VII в. В первые века у христиан такого праздника не сущест­вовало, а позднее он сливался с праздником рождества Христова.

В настоящее время благовещение отмечается церковью очень торжественно. Празднование его совпа­дает или с великим постом, или, реже, с пасхой. В первом случае пост в день благовещения значительно облегчается, разрешается есть рыбу и пить вино, во втором случае празднование пасхи бывает еще более пышным.

Благовещенские проповеди зовут людей к смирению и рабской покорности. При этом церковь прямо указывает на смирение богоматери, за которое она сподобилась стать матерью «воплотившегося сына божия».

Источник