Благовещение
Слово «благовещение» на современном русском языке означает «добрая радостная весть». Так назван один из крупнейших христианских праздников, который православная церковь отмечает 7 апреля (25 марта ст. ст.).
Согласно евангельскому мифу, «богоизбранная отроковица» Мария, родившаяся от праведных родителей Иоакима и Анны, в возрасте трех лет была введена в храм Иерусалимский и посвящена богу. В храме она вместе со своими сверстницами предавалась молитвам, чтению Библии, а также занималась рукоделием. Когда она достигла того возраста, в котором девушек выдавали замуж, ее обручили со старцем Иосифом, по профессии плотником. Если верить церковной легенде, он был настолько стар, что не мог и помышлять о выполнении своих супружеских обязанностей.
И вот, свидетельствует церковное предание, читая однажды «священное писание», юная Мария дошла до места в книге пророка Исайи, где написано: «Се, дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Исайя, гл. 7, стр 14). И тут она будто бы сразу поняла, что речь идет о матери сына божия, а не об обычной женщине, и в душе «помыслила»: «Как бы я была счастлива, доведись мне быть у нее хотя бы последней служанкой».
В это время вошел к ней посланный от бога ангел (точнее, архангел) Гавриил и приветствовал ее словами: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты между женами». Она же, рассказывает евангелист Лука, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
Ангел, продолжая, сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном всевышнего, и даст ему господь бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству его не будет конца».
Мария же воскликнула с удивлением: «Как будет это, когда я мужа не знаю!»
Ангел сказал ей в ответ: «Дух святой найдет на тебя, и сила всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется сыном божьим… Ибо у бога не останется бессильным никакое слово».
В других евангелиях об этом «великом событии» почему-то даже не упоминается.
Рассказом о благовещении как бы кладется начало «жизнеописанию» земной жизни Иисуса Христа. В основу этого рассказа положено противоестественное, а следовательно, невозможное, чудесное событие: сошествие на землю посланника божьего с тем, чтобы известить молоденькую девушку о том, что она станет богородицей. Все элементы этого мифа: явление ангела, предсказание о рождении младенца, наречение ему имени и указание на будущую великую роль и, наконец, «непорочное зачатие» девой от «духа святого» – свидетельствуют, что нельзя всерьез говорить и думать об историчности данного события. Это легенда, сочиненная отцами христианской церкви, которые при ее создании использовали многочисленные мифы более ранних религий, связав их с евангельскими героями. Начать хотя бы с того, что описание аналогичных событий неоднократно встречается в Ветхом завете. Так, в книге Бытия (гл. 18) повествуется о явлении с «благой вестью» самого господа бога, который сообщает Аврааму, что его старая и бесплодная жена Сарра родит сына Исаака. Перед нами ряд сходных моментов: божественное предсказание о рождении сына, указание имени и его будущего великого назначения. В книге Судей в главе 1 мы читаем: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами господа, и предал их господь в руки филистимлян на сорок лет. В то время был человек… именем Маной; жена его была неплодна и не рождала. И явился ангел господень жене и сказал ей: «Вот ты неплодие и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына… от самого чрева младенец сей будет назорей божий (т. е. посвященный богу.), и он начнет спасать Израиля от рук филистимлян». Таков библейский рассказ о рождении Самсона.
Здесь мы уже встречаем и ангела-благовестника. Но откуда же взялся образ непорочной девы, зачавшей божество!
Ответ на этот вопрос дают нам многочисленные так называемые языческие мифы.
Оказывается, задолго до возникновения христианства в древних религиях имелись легенды о том, что боги рождаются не от обыкновенных женщин, а от непорочных дев, «не познавших мужа». Так, например, египетская богиня плодородия Исида непорочно зачала бога солнца Гора и после рождения его осталась девой. Другой египетский бог – Ра, если верить рассказам жрецов, тоже рожден девственной матерью – богиней Нут. Греческий герой Персей, согласно мифу, рожден непорочной Данаей.
И наконец, очень много общего между христианским мифом о зачатии и рождении Христа с буддийской легендой о рождении Будды (родился якобы за 500 лет до н. э.). Согласно буддийской легенде, Будда до земного рождения жил на небе. Затем ради избавления человечества от бед и смерти он решил воплотиться. Для осуществления этого своего намерения он выбрал непорочную деву Махамайю и вошел в ее тело в виде слона, спустившегося на облаке с неба.
Так произошло зачатие Будды. Нетрудно заметить, что буддийская легенда ничем существенным не отличается от христианского благовещенского мифа. Это еще раз доказывает, что отцы христианства, создавая «историю» земной жизни Иисуса Христа, не ждали божественного вдохновения, а использовали для этого «жизнеописания» дохристианских богов.
Как отдельный церковный праздник благовещение было установлено сравнительно поздно: в конце VI или в начале VII в. В первые века у христиан такого праздника не существовало, а позднее он сливался с праздником рождества Христова.
В настоящее время благовещение отмечается церковью очень торжественно. Празднование его совпадает или с великим постом, или, реже, с пасхой. В первом случае пост в день благовещения значительно облегчается, разрешается есть рыбу и пить вино, во втором случае празднование пасхи бывает еще более пышным.
Благовещенские проповеди зовут людей к смирению и рабской покорности. При этом церковь прямо указывает на смирение богоматери, за которое она сподобилась стать матерью «воплотившегося сына божия».