Прощеное воскресенье
Последний воскресный день перед началом так называемого великого поста в православной церкви носит название «прощеного воскресенья». Оно произошло от особого обряда взаимного прощения обид совершаемого в этот день.
Основываясь на евангельских словах о том, что грешник только тогда может надеяться на милость божию и прощение своих прегрешений, если он сам прощает своих обидчиков (Матф., гл. 6, ст. 14-15), церковь в этот день призывает верующих к всепрощению.
В прощеное воскресенье во всех храмах произносятся умильные проповеди, в которых верующим напоминают, что все они грешники, что во время поста они будут обращаться к богу с покаянием, с просьбой простить их грехи, будут каяться и исповедоваться, но прощение получат лишь в том случае, если в этот день вспомнят тех, кто их обидел, и простят обиды. После вечерни на церковный амвон выходит священник, становится на колени перед верующими, ударяет лбом об пол и просит простить его, если он обидел кого-нибудь из прихожан «словом, делом или помышлением». В ответ на его слова прихожане хором отвечают: «Бог простит». Потом они начинают по одному подходить к священнику, падать перед ним на колени и в свою очередь просить прощения у него. В заключение обряда верующие кланяются друг другу, просят друг у друга прощения и целуются в знак примирения. В это время хор поет пасхальные песнопения.
Верующие считают, что, испросив таким образом прощения друг у друга, они совершили великое дело и могут со спокойной совестью начинать пост.
Стоит только задуматься над этим обрядом, и довольно очевидным становится его лицемерный характер. Ведь прощения друг у друга просят люди, как правило, совершенно незнакомые, многие из них видятся (особенно в больших храмах) в первый и последний раз. Ну, а если между людьми, участвующими в обряде, были взаимные обиды и они питали ненависть друг к другу, разве примирение согласно ритуалу будет искренним, не формальным! Практика показывает, что, охотно прощая незнакомым людям их мифические обиды, самые искренние верующие с большим трудом идут на примирение с теми, кто их действительно обидел, причинил им какой-либо ущерб или кого они сами обидели. Под различными предлогами они, даже в этот день, избегают встречи с теми, с кем их разделяют действительные, а не мнимые обиды.
Обряд прощения обид вреден тем, что приучает людей к мысли, что любое зло, любая обида, любое оскорбление и даже преступление, содеянное человеком, ему простится, и простится не только богом на небе, а и людьми на земле, и не только посторонними людьми, но и теми, кому причинено зло. Человек, руководствуясь такой моралью и надеждой на прощение, может фактически творить все, что ему вздумается, будучи твердо уверен, что ему все простится. Для обиженного это тоже выгодно: ведь прощение сулит ему прощение его собственных грехов. Попробуй после этого не простить. Призывы церкви к примирению со своими обидчиками играли и играют вредную роль не только в отношениях между отдельными людьми. В мире эксплуатации человека человеком они звучали и звучат как призыв к примирению с общественным злом, как призыв постоянно прощать тех, кто угнетает простых людей, присваивает себе их труд.