Успение

http://s7.uploads.ru/t/jD9rg.jpg

В конце лета, когда природа начи­нает постепенно увядать, православ­ные верующие спешат в храм, чтобы отметить праздник успения божией матери. Этот праздник вызывает у верующих противоречивые чувства – грусть и радость. Христиане в этот день грустят оттого, что богоматерь покинула мир и ушла на небо. Но вместе с тем они и радуются, что «в молитвах неусыпающую богороди­цу… гроб и умерщвление не удер­жатся», т. е. что богоматерь, по ве­рованию церкви, не осталась во гро­бе, но воскресла, вознеслась на не­бо и оттуда с новыми силами и в новом положении уже не скромной девы Марии, а царицы небесной за­щищает всех чтящих ее память и лю­бящих ее.

Праздник успения обставлен очень торжественно. Он сопровождается обрядом вынесения на середину храма из алтаря изображения бого­матери в гробу – плащаницы с пос­ледующим чином ее погребения. Но если задаться вопросом, какое дей­ствительное событие лежит в осно­ве праздника, то окажется, что успе­ние, как и другие церковные празд­ники, не имеет под собой никаких исторических оснований.

Сказания о смерти богородицы возникли не раньше чем в первой половине V в. В конце V или в на­чале VI в. появляется праздник ус­пения. Церковники учат, что после того, как за несколько минут до сво­ей смерти Христос поручил свою мать попечению возлюбленного уче­ника Иоанна, а последнему сказал: «Се матерь твоя!», Мария в течение 10 лет жила вместе с апостолами в Иерусалиме. Далее она с тем же учеником переехала в город Эфес, путешествовала по разным ме­стам и, наконец, вернулась в Иеру­салим.

Бог будто бы предвозвестил ей смерть. К моменту ее кончины все апостолы, которые в то время нахо­дились в разных местах, были чудес­ным образом «по воздуху» на обла­ках (!) перенесены в Иерусалим к одру умирающей. Отсутствовал толь­ко апостол Фома. В момент смерти комнату наполнил особый, неземной свет. В сопровождении ангелов и святых с неба спустился сам Хрис­тос, облако осенило тело богомате­ри и сопровождало его вплоть до места погребения.

Апостолы похоронили богородицу в саду Гефсиманском, возле могил ее родителей. На третий день с опоз­данием прибыл апостол Фома. Он потребовал показать ему тело умер­шей, чтобы поклониться ему. Но ко­гда гроб открыли, случилось необы­чайное: тела богородицы там не бы­ло – оно было взято на небо. В тот же день, когда апостолы беседовали между собой об исчезновении тела матери их учителя, они вдруг узрели ее на небе в окружении ангелов и святых.

Нетрудно видеть, что это сказание очень напоминает евангельские ми­фы о смерти и воскресении Христа. Здесь мы также встречаем и трех­дневное пребывание в гробу, и по­гребение в том же Гефсиманском са­ду, и вознесение на небо. Единствен­ное, чего не решилась сделать цер­ковь, – это уравнять богородицу с Христом: если Христос, согласно ут­верждениям церковников, самостоя­тельно, своей силой воскрес и воз­несся на небо, то его «матерь» «была взята» туда. Небесная судьба их то­же очень сходна: Христос сидит «одесную отца», а богоматерь изоб­ражается на иконах, особенно в ка­толической церкви, почти как чет­вертое лицо святой троицы – со­всем рядом или слегка пониже пре­стола божья.

Рассказы о смерти и воскресении богоматери фантастичны от начала до конца. Неправдоподобность их настолько очевидна, что церковники в наши дни пытаются истолковывать их по-новому, «в духе времени». В самом деле, можно ли серьезно ве­рить, что человек может летать по воздуху самостоятельно, без помо­щи каких бы то ни было летательных аппаратов! Хотя служители религии и внушают верующим необходи­мость веры в чудеса, они все-таки пытаются объяснить эти чудеса, по­нимая, что современному человеку не так-то просто поверить в эти вы­мыслы. Рассказывая в день успения о том, как 11 апостолов были на об­лаке доставлены в Иерусалим к до­му богородицы, церковники говорят, что это произошло во время урага­на, который подхватил апостолов и перенес их по воздуху. Разве так не могло случиться!

Действительно, в природе бывают такие ураганы, которые способны поднять на воздух тяжелые предме­ты. Но может ли быть так, что в один прекрасный день ураган разы­грался в разных концах планеты, под­хватил только 11 апостолов и все эти вихри были направлены в одну точку! Совершенно ясно, что подоб­ная версия с научной точки зрения не поддается никакой критике. Так же обстоит дело и с другими чуде­сами, о которых говорят церковни­ки в день успения.

Нередко люди задают вопрос: по­чему смерть богородицы называется успением!

Церковь разъясняет, что смерти в полном смысле этого слова нет. Человек, мол, не умирает, а засыпа­ет, с тем чтобы рано или поздно пробудиться к вечной жизни. В под­тверждение этого догмата церковь ссылается на богоматерь. Таким об­разом, верующим внушается вред­нейшая мысль о том, что помимо земной существует еще загробная жизнь, ради которой они должны отказывать себе в самых необходи­мых и естественных стремлениях и потребностях на земле. Недаром празднику успения предшествует двухнедельный пост. Церковь тем самым лишний раз подчеркивает, что коль смерти нет и человек толь­ко страданиями и лишениями мо­жет заслужить загробное блаженство, то мы должны все терпеть, не стре­мясь к лучшей жизни здесь, на земле.

Поэтому в наши дни, когда все устремления советского народа на­правлены на построение самого справедливого общества и счастливой, изобильной жизни, идеи успе­ния, так же как и вся идеология ре­лигии, противоречат надеждам и ча­яниям нашего народа, а потому ме­шают нашему движению к светлому будущему.

Источник