Престольные праздники

http://sh.uploads.ru/t/BtnqJ.jpg

Один или несколько раз в году ка­ждый православный храм, каждый приход отмечает свой престольный праздник. Иначе он называется хра­мовым праздником или просто пре­столом.

В христианской церкви установи­лась традиция каждый храм посвя­щать какому-то определенному свя­тому, празднику или событию цер­ковной жизни. Эта традиция берет начало еще с дохристианских вре­мен. Известно, что в древних религи­ях существовали храмы, посвящен­ные тому или иному божеству. В них стояли идолы, статуи богов, перед которыми совершались все­возможные моления, жертвоприно­шения.

Когда возникло христианство, пер­вые приверженцы этой религии, не­смотря на веру в «духовность», «вездеприсутствие» бога, стали молиться всевышнему не где попало, а в спе­циальных местах, которые вскоре превратились в храмы. История сви­детельствует, что одним из мест, где первые христиане собирались на бо­гослужения, были катакомбы, гроб­ницы христианских мучеников. Пос­тепенно эти катакомбы были названы именами мучеников.

После того как христианство в Римской империи стало официальной религией, началось бурное строи­тельство храмов. Их количество ста­ло значительно превышать число му­чеников. Поэтому литургии начали совершаться и на гробницах других святых: апостолов, святителей, пре­подобных, юродивых. Но их тоже не хватало. Тогда начали совершать службы не на гробницах, а на пре­столах. Престолом обычно называют квадратный стол, который стоит в центре алтаря напротив так называе­мых царских врат. По учению церк­ви, престол – самое священное мес­то в храме: на нем будто бы неви­димо присутствует сам бог. Под пре­столом в особом ящике помещают­ся уже не целиком мощи святого, а их частица. Обычно храм назывался именем того святого, мощи которо­го находятся под престолом. Но с течением времени появилась иная практика: церкви стали посвящаться не только святым, но и самому богу, богородице, различным иконам, праздникам и даже событи­ям церковной жизни. И тот день, ко­гда церковь отмечает праздник или память бога, святого, богородицы или иконы, в честь которых постро­ен храм, считается престольным или храмовым праздником. Это, если так можно выразиться, именины храма.

В православном церковном кален­даре имеются праздники, которые отмечаются не один, а несколько раз в году. Так, например, николин день отмечается дважды: 19 декаб­ря и 22 мая (н. ст.), а некоторые иконы даже трижды и четырежды в год (Иверская – трижды, Знамение – четыре раза в год). Следовательно, и церкви, престолы которых посвя­щены святому Николаю или иконе Иверской божьей матери, отмечают установленные в их честь праздни­ки несколько раз в году.

В ряде храмов имеются так назы­ваемые приделы, т. е. пристройки под одной общей с храмом крышей, каждая из которых имеет свой ал­тарь, а следовательно, и свой пре­стольный праздник. К примеру, в московском Богоявленском патриар­шем соборе три алтаря: главный и два придела. Таким образом, в од­ной и той же церкви ежегодно быва­ет несколько престольных праздни­ков.

Но храмы посвящаются далеко не всем праздникам и святым. Нигде не встречается, скажем, храм, где пре­столом была бы пасха, очень мало храмов в честь рождества, троицы и других больших праздников. Поче­му! Потому, что в эти дни церковни­ки и без того пожинают обильную жатву.

Надо сказать, что в России суще­ствовали традиционные престольные праздники. Так, в главных, стольных русских городах и крупнейших мона­стырях соборы, как правило, были успенские (московский Успенский со­бор в Кремле, владимирский Успен­ский собор, виленский Успенский со­бор, Успенские соборы в Троице-Сергиевской, Киево-Печерской и Почаевской лаврах). Очень много было Никольских, ильинских храмов. В дореволюционной России многие толстосумы, жертвуя деньги на строительство храма, стремились тем самым увековечить свое имя. Храм посвящался тому святому, имя кото­рого носил толстосум.

Престольные праздники приносят очень большой вред, в первую оче­редь это вред идеологический. Они привлекают немало народу. И цер­ковники пользуются случаем, чтобы усилить свои проповеди о бренности земного существования, о загробном мире и т. п. Пышностью, нарочитой торжественностью и театральностью, церковные службы в дни престоль­ных праздников производят сильное эмоциональное воздействие. Они служат одним из средств духовного одурманивания верующих.

Престольные праздники приносят обильный доход церковникам и яв­ляются днями, когда весьма усердно в разных формах проповедуется мысль о том, что «рука дающего не оскудеет, а берущего не отсохнет». В то же время они наносят большой ущерб народному хозяйству страны. Ведь сплошь и рядом эти праздники выпадают на страдную пору, когда, по меткому народному определе­нию, «день год кормит». И вот в эти дни немало колхозников бросает ра­боту в полях и по нескольку дней кряду празднует. Факты говорят о том, что материальный ущерб от этих праздников исчисляется сотнями ты­сяч рублей. Вот почему насущной задачей пропагандистов атеизма яв­ляется разъяснение истинной сущно­сти престольных праздников, кото­рые наносят большой вред нашим людям, нашему государству.

Источник