Иван Купала
В рассказе о празднике крещения господня упоминался Иоанн Креститель. Однако он не только действующее лицо одного из двунадесятых праздников. Ему церковь посвящает несколько дней в году, когда он является «героем дня». Из них самый важный – рождество предтечи и крестителя господня Иоанна.
Из евангелистов один лишь Лука повествует об этом «событии». Согласно евангельской легенде, одному старцу, еврейскому священнику Захарию, во время богослужения нежданно-негаданно явился ангел. Он возвестил, что жена Захария, несмотря на то что она до преклонных лет была бесплодной, все же родит сына. И тот еще в утробе матери преисполнится святого духа. В дальнейшем якобы все и произошло так, как предсказал ангел Гавриил. Родившегося мальчика по божьему волеизъявлению назвали Иоанном.
В этом евангельском повествовании перепеваются излюбленные библейские мотивы: бесплодие старых родителей, явление ангела, божественная помощь в появлении на свет ребенка, предсказание имени, посвящение младенца богу и т. д. Все эти детали позаимствованы из ветхозаветных сказаний о рождении таких библейских персонажей, как Исаак, Самсон и Самуил. В Новом завете нечто подобное встречается, помимо мифа об Иоанне Крестителе, в рассказах о рождестве богородицы и Иисуса Христа.
Происхождение мифа об Иоанне Крестителе станет яснее, если мы обратимся к особенностям жизни народов Древнего Востока, присмотримся к их обычаям. Там, в частности, было принято, что перед выходом царя появлялся особый глашатай. Поэтому у евреев, уверовавших в мессию, и сложились представления, что перед его пришествием должен появиться предтеча, т. е. предвозвестник, глашатай, задачей которого было приготовить людей к принятию небесного владыки. Евреи считали, что этим предтечей должен быть древний пророк Илья. Когда же возникло вероучение, проповедовавшее, что мессия уже был на земле в образе Иисуса Христа, понадобился другой предтеча, так как второго пришествия Ильи евреи только еще ожидали, а легенды о нем были довольно свежи в их памяти. Поэтому-то и был создан мозаичный образ сказочного Иоанна Крестителя.
Происхождение праздника рождества Иоанна Крестителя еще сложнее, чем происхождение мифа о нем. В этом празднике христианской церкви слились традиции греко-римской и других религий. 24 июня – день, в который празднуется рождество Иоанна, – приходится на самый разгар лета, на время палящего солнца, на время созревания хлебов. Многие народы древности в этот день пытались задобрить богов, чтобы повлиять на урожай. Средством ограждения хлебов, скота от действия злой силы считался огонь, которому приписывали магическую силу. Поэтому многие праздничные обряды связаны с огнем.
Христиане соединили этот древний праздник со своим, вернее, заменили первый последним. С этой целью высчитали, что Иоанн родился на 6 месяцев раньше Христа, т. е. 24 июня, в день летнего солнце-поворота. (Празднование рождества Иоанна Крестителя русской православной церковью – 7 июля н. с. (24 июня ст. ст.) теперь не приходится на день летнего солнцеповорота. (24 июня н. с), но это объясняется лишь тем, что она придерживается старого, юлианского календаря, расходящегося с современным календарем на 13 дней.)
Так появился в конце III и в начале IV в. праздник рождества Иоанна Крестителя. Вместе с христианством он был занесен в разные страны, в том числе и на Русь.
Церковный праздник рождества Иоанна Крестителя – пережиток дикарского прошлого. Огромный вред наносит он народному хозяйству, так как сопровождается многодневным пьянством и прогулами; кроме того, он связан со многими дикими и вредными суевериями и приметами.