Иван Купала

http://sg.uploads.ru/t/xCBuy.jpg

В рассказе о празднике крещения господня упоминался Иоанн Крести­тель. Однако он не только действую­щее лицо одного из двунадесятых праздников. Ему церковь посвящает несколько дней в году, когда он яв­ляется «героем дня». Из них самый важный – рождество предтечи и крестителя господня Иоанна.

Из евангелистов один лишь Лука повествует об этом «событии». Со­гласно евангельской легенде, одно­му старцу, еврейскому священнику Захарию, во время богослужения не­жданно-негаданно явился ангел. Он возвестил, что жена Захария, несмот­ря на то что она до преклонных лет была бесплодной, все же родит сына. И тот еще в утробе матери преиспол­нится святого духа. В дальнейшем якобы все и произошло так, как пред­сказал ангел Гавриил. Родившегося мальчика по божьему волеизъявле­нию назвали Иоанном.

В этом евангельском повествова­нии перепеваются излюбленные биб­лейские мотивы: бесплодие старых родителей, явление ангела, боже­ственная помощь в появлении на свет ребенка, предсказание имени, посвящение младенца богу и т. д. Все эти детали позаимствованы из ветхозаветных сказаний о рождении таких библейских персонажей, как Исаак, Самсон и Самуил. В Новом завете нечто подобное встречается, помимо мифа об Иоанне Крестителе, в рассказах о рождестве богороди­цы и Иисуса Христа.

Происхождение мифа об Иоанне Крестителе станет яснее, если мы обратимся к особенностям жизни на­родов Древнего Востока, присмот­римся к их обычаям. Там, в част­ности, было принято, что перед выхо­дом царя появлялся особый глаша­тай. Поэтому у евреев, уверовавших в мессию, и сложились представле­ния, что перед его пришествием должен появиться предтеча, т. е. предвозвестник, глашатай, задачей которого было приготовить людей к принятию небесного владыки. Евреи считали, что этим предтечей должен быть древний пророк Илья. Когда же возникло вероучение, проповедовав­шее, что мессия уже был на земле в образе Иисуса Христа, понадобился другой предтеча, так как второго пришествия Ильи евреи только еще ожидали, а легенды о нем были до­вольно свежи в их памяти. Поэтому-то и был создан мозаичный образ ска­зочного Иоанна Крестителя.

Происхождение праздника рождест­ва Иоанна Крестителя еще сложнее, чем происхождение мифа о нем. В этом празднике христианской церкви слились традиции греко-римской и других религий. 24 июня – день, в который празднуется рождество Иоанна, – приходится на самый раз­гар лета, на время палящего солнца, на время созревания хлебов. Многие народы древности в этот день пыта­лись задобрить богов, чтобы повли­ять на урожай. Средством огражде­ния хлебов, скота от действия злой силы считался огонь, которому при­писывали магическую силу. Поэтому многие праздничные обряды связа­ны с огнем.

Христиане соединили этот древ­ний праздник со своим, вернее, заме­нили первый последним. С этой целью высчитали, что Иоанн ро­дился на 6 месяцев раньше Христа, т. е. 24 июня, в день летнего солнце-поворота. (Празднование рождества Иоанна Крестителя русской правос­лавной церковью – 7 июля н. с. (24 июня ст. ст.) теперь не приходит­ся на день летнего солнцеповорота. (24 июня н. с), но это объясняется лишь тем, что она придерживается старого, юлианского календаря, рас­ходящегося с современным календа­рем на 13 дней.)

Так появился в конце III и в нача­ле IV в. праздник рождества Иоанна Крестителя. Вместе с христианством он был занесен в разные страны, в том числе и на Русь.

Церковный праздник рождества Иоанна Крестителя – пережиток дикарского прошлого. Огромный вред наносит он народному хозяй­ству, так как сопровождается много­дневным пьянством и прогулами; кроме того, он связан со многими дикими и вредными суевериями и приметами.

Источник