27 мая 1525 года казнен немецкий проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, сторонник теократического «коммунизма» Томас Мюнцер.
Томас Мюнцер
В один из дней 1517 г. доктор богословия и профессор Виттенбергского университета 33-летний Мартин Лютер явился к дверям городской церкви и прибил к ним 95 тезисов, написанных на латинском языке. В своих тезисах он выступил против злоупотреблений, в которых погрязла католическая церковь, против торговли индульгенциями, против поборов и лихоимства священников. Лютер вовсе не думал при этом как-либо скомпрометировать власть папы римского в Германии – он считал, что во всем виноваты его корыстолюбивые слуги, в угоду своим интересам исказившие первоначальный смысл христианского учения о спасении. Стоит его восстановить, и все станет на свои места.
Некоторое время спустя вся Германия захлебываясь читала тезисы Лютера, переведенные на немецкий язык, тайно переписанные сотнями и сотнями рук… Эхо ударов, которыми Мартин Лютер прибивал свои тезисы к дверям виттенбергской церкви, облетело всю страну и, тысячекратно усиленное, превратилось в гул Реформации – первой попытки буржуазной революции в Европе.
Мартин Лютер с удивлением, затем с тревогой наблюдал, как его тезисы пробуждали огромные, неведомые ему силы, как росло и углублялось настроение протеста, как широкая волна народного, крестьянского гнева разлилась по всей Германии. И тогда-то виттенбергский «еретик» Лютер решительно выступает против бунта народа. Он пишет: «Я всегда буду с теми, кто страдает от бунта, хотя бы они были и неправы. Всегда я буду против тех, кто поднимает бунт, каким бы праведным ни было само дело, ибо мятеж не может обойтись без невинной крови и великого вреда. Восставать запрещено богом».
Но было уже поздно. Пробуждение охватило всю страну. То там, то тут крестьяне, доведенные до отчаяния гнетом и насилием, хватали и убивали своих господ, разгоняли их слуг и наемников. Зарево пожаров встало над Баварией, Саксонией, Тюрингией – это народ жег усадьбы господ. Ужас охватил феодалов и князей. Ждали конца света. И тогда над страной прозвучали сильные и смелые слова человека, который стал во главе великой крестьянской войны 1525 г.: «Теперь прекрасно видно, как угри и змеи сообща грешат в одной куче. Змеи – это попы и все злодеи клирики, а угри – это светские господа и правители». Имя этого человека было Томас Мюнцер. Он провозгласил и отстаивал две главные идеи, во имя осуществления которых за ним пошли десятки тысяч людей: царствие божье должно быть построено здесь, на земле, и не волей божьей, а собственными руками угнетенных. После того как Мюнцер провозгласил эти две великие идеи, Лютер выступил с заявлением о том, что устами Мюнцера глаголет сатана, а всех тех, кто идет за ним и. берется за оружие, надо «бить, колоть и душить, явно и тайно, как бешеных собак!»
Томас Мюнцер прожил недолгую, но яркую жизнь. Родился он в городе Штольберге в 1489 г., в семье ремесленника, мастера по чеканке монет. Вскоре отец Томаса перебрался в Кведлинбург. Его монетная мастерская находилась в монастыре, аббатиса которого разрешала любознательному мальчику читать книги из монастырской библиотеки. Юношей он отправляется в Лейпциг, слушает лекции в университете. Особенно увлекали его теология, философия и медицина. Но главными для него были интересы и нужды людей, их жизнь, надежды и чаяния. Томас любил свой народ, страдал его страданиями, мечтал об осуществлении его надежд.
Он много знал, но хотел знать еще больше. Он получил степени бакалавра свободных искусств и бакалавра теологии. Томас превосходно знал Библию и считал, что «священное писание» отлично объясняет, как и где искать ответы на вопросы, поставленные жизнью, – надо только по-другому, не так, как прежде, прочитать его. Мы понимаем, что Мюнцер при желании мог прочитать в библейских книгах все, что ему было нужно, ведь книги эти писались на протяжении сотен лет и в них отразились придавленность и протест, отказ от борьбы и зловещие предсказания дня, когда притеснители народа понесут страшную кару. Томас Мюнцер не любил поэтому евангельских призывов к всепрощению. Но он зачитывался мрачными зловещими книгами пророков Ветхого завета – Даниила, Иезекииля, Исайи. Вряд ли он был глубоко верующим человеком. Но он прочитал в книгах Библии то, что он хотел найти: воля божья заключается не в покорности, а в восстании народа, не в ожидании конца света, а в бунте, в расправе над кровожадными князьями и феодалами, в создании «царства божья» на земле.
Лютеровское выступление Томас Мюнцер встретил восторженно, но сразу же расценил его лишь как первый шаг на пути к раскрытию подлинного смысла «откровения божия». Мюнцер прилагает массу усилий, чтобы убедить доктора Лютера в необходимости призвать народ к действию. Нельзя ждать помощи с неба. Воля бога должна проявиться в действиях людей. Нужно реформировать не только церковь, но и жизнь. Кровопийцы, эксплуатирующие народ, должны быть наказаны. Нет загробной жизни, нет рая и ада на том свете, рай возможен только на земле, в обществе без богатых и бедных, в коммунах, построенных на «равенстве детей божьих».
Лютер встречает эти идеи холодно. А после того как Мюнцер решительно осудил выступления Лютера, они становятся врагами.
Томас Мюнцер ездит по городам Южной Германии и Чехии. Он проповедует в Цвиккау и Галле, Праге и Альштедте, Мюльхаузене и Нюрнберге, он сплачивает ремесленников и бюргеров, призывает к решительным действиям крестьян. Он основывает тайный «Союз избранных», ставивший своей задачей подготовку общегерманского восстания против князей и церкви.
И вот наконец произошло то, чего с таким нетерпением ждал Мюнцер долгие годы. Восстание! В феврале и марте 1525 г. поднялись крестьяне Верхней Швабии, Саксонии, Шварцвальда; в конце апреля к ним присоединились народные массы Тюрингии. На огромных пространствах Германии разгорелось пламя народной войны.
И, конечно, пророк мести и борьбы был с народом. Он приветствует крестьянские требования об отмене крепостного права, о ликвидации прав господ на пашни, леса, реки и другие угодья, об отмене несправедливых поборов.
Томас Мюнцер благословляет святое дело расправы с господами и их слугами. Он постоянно проповедует беспощадную борьбу как выполнение воли божьей, неустанно предупреждает против благодушия. Томас прекрасно знает двуличие господ. Не верьте их обещаниям, предупреждает он крестьян. Нельзя оставаться в своей деревне и сторожить свое поле, взывает Мюнцер, надо идти на помощь своим братьям в других деревнях и других районах страны. Только сообща, единой армией народ сможет окончательно победить господ…
Опасения Томаса Мюнцера имели основания. Крестьянин – это мелкий собственник. Он не представляет себе жизни вне клочка своей земли. Чувство классовой солидарности развито у него слабо. Поэтому восстание развивалось медленно, было плохо объединено и централизовано. Первая растерянность господ прошла. Князья организовались и начали решительную борьбу с восставшими.
Ожесточение борьбы нарастало. Мюнцер звал к решительному сражению. Князья, стремясь расколоть силы восставших, предложили переговоры. Тем временем со всех сторон к Франкенхаузену, где были сосредоточены силы повстанцев, подтягивались наемники, подвозилась артиллерия, двигались отряды ландскнехтов. Томас Мюнцер понимал, что враги стремятся выиграть время, чтобы обрушить на восставших свой удар. Он едет в лагерь восставших под Франкенхаузеном, призывает народ не верить князьям.
Мюнцер рассылает письма к городским общинам, к крестьянам Саксонии, Баварии. Он зовет их идти к Франкенхаузену, чтобы сообща сокрушить силы зла. Но время шло, а крестьяне и бюргеры медлили. Они боялись бросить свои общины. Тем временем князья, получив подкрепления, начали наступление. Артиллерия неожиданно обрушила страшный огонь на крестьянский лагерь. Повстанцы были застигнуты врасплох. Неприятельская конница ворвалась, в ряды крестьян…
Томаса Мюнцера, израненного, больного, нашли на чердаке одного из домов Франкенхаузена. Его долго мучили, прежде чем предать казни. Во время пыток он вел себя мужественно. Он продолжал повторять только одно: дело восставших – выполнение, воли божьей. Господ надо уничтожить, все богатства сделать всеобщим достоянием.
Его казнили утром 27 мая. Казнь была тайной, ибо палачи боялись, что Мюнцер обратится к народу и вызовет новое, возмущение. Ему отрубили голову и выставили на шесте на вершине холма близ Мюльхаузена…