Украинский атеистический форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Томас Мюнцер

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

27 мая 1525 года казнен немецкий проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, сторонник теократического «коммунизма» Томас Мюнцер.

Томас Мюнцер

http://sg.uploads.ru/t/Z2fk0.jpg

В один из дней 1517 г. доктор богословия и профес­сор Виттенбергского университета 33-летний Мар­тин Лютер явился к дверям городской церкви и прибил к ним 95 тезисов, написанных на латинском язы­ке. В своих тезисах он выступил против злоупотребле­ний, в которых погрязла католическая церковь, против торговли индульгенциями, против поборов и лихоимства священников. Лютер вовсе не думал при этом как-либо скомпрометировать власть папы римского в Германии – он считал, что во всем виноваты его корыстолюбивые слуги, в угоду своим интересам исказившие первона­чальный смысл христианского учения о спасении. Стоит его восстановить, и все станет на свои места.

Некоторое время спустя вся Германия захлебываясь читала тезисы Лютера, переведенные на немецкий язык, тайно переписанные сотнями и сотнями рук… Эхо ударов, которыми Мартин Лютер прибивал свои тезисы к дверям виттенбергской церкви, облетело всю страну и, тысячекратно усиленное, превратилось в гул Рефор­мации – первой попытки буржуазной революции в Ев­ропе.

Мартин Лютер с удивлением, затем с тревогой на­блюдал, как его тезисы пробуждали огромные, неведо­мые ему силы, как росло и углублялось настроение про­теста, как широкая волна народного, крестьянского гне­ва разлилась по всей Германии. И тогда-то виттенбергский «еретик» Лютер решительно выступает против бун­та народа. Он пишет: «Я всегда буду с теми, кто стра­дает от бунта, хотя бы они были и неправы. Всегда я буду против тех, кто поднимает бунт, каким бы пра­ведным ни было само дело, ибо мятеж не может обой­тись без невинной крови и великого вреда. Восставать запрещено богом».

Но было уже поздно. Пробуждение охватило всю страну. То там, то тут крестьяне, доведенные до отчая­ния гнетом и насилием, хватали и убивали своих господ, разгоняли их слуг и наемников. Зарево пожаров встало над Баварией, Саксонией, Тюрингией – это народ жег усадьбы господ. Ужас охватил феодалов и князей. Жда­ли конца света. И тогда над страной прозвучали силь­ные и смелые слова человека, который стал во главе великой крестьянской войны 1525 г.: «Теперь прекрасно видно, как угри и змеи сообща грешат в одной куче. Змеи – это попы и все злодеи клирики, а угри – это светские господа и правители». Имя этого человека было Томас Мюнцер. Он провозгласил и отстаивал две глав­ные идеи, во имя осуществления которых за ним пошли десятки тысяч людей: царствие божье должно быть по­строено здесь, на земле, и не волей божьей, а собствен­ными руками угнетенных. После того как Мюнцер про­возгласил эти две великие идеи, Лютер выступил с заяв­лением о том, что устами Мюнцера глаголет сатана, а всех тех, кто идет за ним и. берется за оружие, надо «бить, колоть и душить, явно и тайно, как бешеных со­бак!»

Томас Мюнцер прожил недолгую, но яркую жизнь. Родился он в городе Штольберге в 1489 г., в семье ре­месленника, мастера по чеканке монет. Вскоре отец То­маса перебрался в Кведлинбург. Его монетная мастер­ская находилась в монастыре, аббатиса которого раз­решала любознательному мальчику читать книги из мо­настырской библиотеки. Юношей он отправляется в Лейпциг, слушает лекции в университете. Особенно увле­кали его теология, философия и медицина. Но главными для него были интересы и нужды людей, их жизнь, на­дежды и чаяния. Томас любил свой народ, страдал его страданиями, мечтал об осуществлении его надежд.

Он много знал, но хотел знать еще больше. Он полу­чил степени бакалавра свободных искусств и бакалавра теологии. Томас превосходно знал Библию и считал, что «священное писание» отлично объясняет, как и где ис­кать ответы на вопросы, поставленные жизнью, – надо только по-другому, не так, как прежде, прочитать его. Мы понимаем, что Мюнцер при желании мог прочитать в библейских книгах все, что ему было нужно, ведь книги эти писались на протяжении сотен лет и в них отразились придавленность и протест, отказ от борьбы и зловещие предсказания дня, когда притеснители наро­да понесут страшную кару. Томас Мюнцер не любил поэтому евангельских призывов к всепрощению. Но он зачитывался мрачными зловещими книгами пророков Ветхого завета – Даниила, Иезекииля, Исайи. Вряд ли он был глубоко верующим человеком. Но он прочитал в книгах Библии то, что он хотел найти: воля божья заключается не в покорности, а в восстании народа, не в ожидании конца света, а в бунте, в расправе над кро­вожадными князьями и феодалами, в создании «царства божья» на земле.

Лютеровское выступление Томас Мюнцер встретил восторженно, но сразу же расценил его лишь как пер­вый шаг на пути к раскрытию подлинного смысла «от­кровения божия». Мюнцер прилагает массу усилий, чтобы убедить доктора Лютера в необходимости призвать на­род к действию. Нельзя ждать помощи с неба. Воля бога должна проявиться в действиях людей. Нужно рефор­мировать не только церковь, но и жизнь. Кровопийцы, эксплуатирующие народ, должны быть наказаны. Нет загробной жизни, нет рая и ада на том свете, рай воз­можен только на земле, в обществе без богатых и бедных, в коммунах, построенных на «равенстве детей божьих».

Лютер встречает эти идеи холодно. А после того как Мюнцер решительно осудил выступления Лютера, они становятся врагами.

Томас Мюнцер ездит по городам Южной Германии и Чехии. Он проповедует в Цвиккау и Галле, Праге и Альштедте, Мюльхаузене и Нюрнберге, он сплачивает ремесленников и бюргеров, призывает к решительным действиям крестьян. Он основывает тайный «Союз из­бранных», ставивший своей задачей подготовку обще­германского восстания против князей и церкви.

И вот наконец произошло то, чего с таким нетерпе­нием ждал Мюнцер долгие годы. Восстание! В феврале и марте 1525 г. поднялись крестьяне Верхней Швабии, Саксонии, Шварцвальда; в конце апреля к ним присое­динились народные массы Тюрингии. На огромных про­странствах Германии разгорелось пламя народной войны.

И, конечно, пророк мести и борьбы был с народом. Он приветствует крестьянские требования об отмене кре­постного права, о ликвидации прав господ на пашни, леса, реки и другие угодья, об отмене несправедливых поборов.

Томас Мюнцер благословляет святое дело расправы с господами и их слугами. Он постоянно проповедует беспощадную борьбу как выполнение воли божьей, не­устанно предупреждает против благодушия. Томас пре­красно знает двуличие господ. Не верьте их обещаниям, предупреждает он крестьян. Нельзя оставаться в своей деревне и сторожить свое поле, взывает Мюнцер, надо идти на помощь своим братьям в других деревнях и других районах страны. Только сообща, единой армией народ сможет окончательно победить господ…

Опасения Томаса Мюнцера имели основания. Кре­стьянин – это мелкий собственник. Он не представляет себе жизни вне клочка своей земли. Чувство классовой солидарности развито у него слабо. Поэтому восстание развивалось медленно, было плохо объединено и централизовано. Первая растерянность господ прошла. Кня­зья организовались и начали решительную борьбу с вос­ставшими.

Ожесточение борьбы нарастало. Мюнцер звал к ре­шительному сражению. Князья, стремясь расколоть силы восставших, предложили переговоры. Тем временем со всех сторон к Франкенхаузену, где были сосредоточены силы повстанцев, подтягивались наемники, подвозилась артиллерия, двигались отряды ландскнехтов. Томас Мюн­цер понимал, что враги стремятся выиграть время, чтобы обрушить на восставших свой удар. Он едет в лагерь восставших под Франкенхаузеном, призывает народ не верить князьям.

Мюнцер рассылает письма к городским общинам, к крестьянам Саксонии, Баварии. Он зовет их идти к Франкенхаузену, чтобы сообща сокрушить силы зла. Но время шло, а крестьяне и бюргеры медлили. Они боя­лись бросить свои общины. Тем временем князья, полу­чив подкрепления, начали наступление. Артиллерия не­ожиданно обрушила страшный огонь на крестьянский лагерь. Повстанцы были застигнуты врасплох. Неприя­тельская конница ворвалась, в ряды крестьян…

Томаса Мюнцера, израненного, больного, нашли на чердаке одного из домов Франкенхаузена. Его долго му­чили, прежде чем предать казни. Во время пыток он вел себя мужественно. Он продолжал повторять только одно: дело восставших – выполнение, воли божьей. Господ надо уничтожить, все богатства сделать всеобщим досто­янием.

Его казнили утром 27 мая. Казнь была тайной, ибо палачи боялись, что Мюнцер обратится к народу и вы­зовет новое, возмущение. Ему отрубили голову и выста­вили на шесте на вершине холма близ Мюльхаузена…

Источник

0

2

Автор изобразил Мюнцера героем-одиночкой. Это не верно-он вступил в секту анабаптистов, позже возглавил эту секту. Участники этой секты и составили авангард восставших. Именно  о религиозных организациях, подобных анабаптистам, я говорю "религиозные объединения третьего рода"-то есть такие, которые в форме религиозного учения высказывают революционные и национально-освободительные идеи.

0

3

Домкрат
Кстати, автор статьи - неизвестный. Скорее всего, это взято с какой-то советской книжки.

0

4

Я думаю, автор боялся, что доброе слово, сказанное о соратниках Мюнцера анабаптистах сразу используют для саморекламы современные баптисты-для этого убрал всякое упоминание об анабаптистах. Понять опасения автора я могу-баптисты с самого момента основания своей секты твердят, что являются последователями Томаса Мюнцера, хотя по существу они анабаптистам-не пришей кобыле хвост. Но всё же не справедливо будет затушёвывать память об одном из боевых отрядов крестьянского восстания.

0