Рождество Христово

http://sf.uploads.ru/t/mJq6n.jpg

Рождество Христово - один из крупнейших праздников христиан­ской религии. Этот праздник отме­чается 25 декабря у католиков, 7 ян­варя (25 декабря по ст. стилю) у пра­вославных верующих. Но спросите у любого из служителей христианской религии, когда же родился Христос, и он не сможет вам ответить. Духо­венство не знает ни года, ни месяца, ни дня рождения Иисуса Христа. Да и как оно может это знать, если на самом деле никакого рождения Христа никогда не было!

Но откуда же тогда праздник рож­дество Христово! Праздник этот име­ет свою историю и ведет свое нача­ло от религии древних народов, жив­ших задолго до возникновения хри­стианства.

Рассмотрим внимательнее еван­гельскую легенду о рождении Хри­ста, и мы увидим, что она является пересказом древних сказаний о рож­дении языческих богов. Служители христианской религии убеждают ве­рующих, что только их бог, Иисус Христос, родился сверхъестествен­ным путем, в результате непорочно­го зачатия девы Марии. Но, оказы­вается, таким образом рождались и другие боги. Подобные сказания о чудесном рождении богов существо­вали у многих древних народов, ког­да христианства еще не было. Индий­цы, например, верили, что таким же сверхъестественным путем родился их бог Агни, древние египтяне были убеждены, что их богиня Исида не­порочно зачала бога Гора. По фри­гийским сказаниям, так же родился бог Аттис.

В евангельских описаниях рожде­ния Иисуса Христа очень много об­щего с древними мифами о рожде­нии богов. В евангелии, например, рассказывается о том, что Христос родился в хлеву. А в мифах восточ­ных народов боги Будда, Кришна, Адонис, Авги рождаются в пещерах или в подземельях. Евангельские ле­генды повествуют о том, что в мо­мент рождения Иисуса Христа на не­бе появилось светлое облако, а над Вифлеемом остановилась яркая зве­зда. А в сказаниях о рождении гре­ческого бога Аполлона и персидско­го бога Митры говорится о том, что их рождение сопровождалось небес­ным сиянием. Стоит сопоставить хри­стианскую легенду с древними ми­фами, как мы убедимся, что они во многом сходны. И это не случайно, потому что служители христианства, составляя земную биографию Хри­ста, черпали материал в старинных сказаниях дохристианских религий.

Были у древних народов и свои праздники в честь богов. Некоторые из них отмечались во время де­кабрьского солнцестояния. 25 декаб­ря праздновался день рождения Адониса, Таммуза, Митры. 6 января в Древней Греции торжественно от­мечался праздник рождения бога Диониса, а в Египте - день рожде­ния бога Осириса. Это было время начала весны, когда на полях появля­лась первая зелень, надевали свои весенние наряды деревья. Это было время начала весенних сельскохозяй­ственных работ.

Христианство заимствовало эти древние праздники, связав их с име­нем Христа. Ранние христиане отме­чали 6 января тройной праздник в честь Иисуса Христа: рождество, кре­щение, богоявление. Только в 354 г. рождество Христово было выделено в самостоятельный праздник. Отме­чать его стали 25 декабря. Это тоже было не случайно. Дело в том, что ранним христианам, усиленно вне­дрявшим свою религию в сознание масс, пришлось вести борьбу с до­христианскими религиями. В Римской империи был широко распространен культ бога солнца Митры, рождение которого отмечалось 25 декабря. Бог Митра пользовался огромным почи­танием. На заре христианской рели­гии многие христиане продолжали поклоняться Митре, принимать уча­стие в празднике, посвященном этому богу. Это и послужило основной причиной перенесения празднования рождества Христова на 25 декабря. Таким путем христианское духовенст­во рассчитывало окончательно выте­снить праздник Митры. Один из ран­них христианских богословов откро­венно писал: «Как раз 25 декабря язычники справляли праздник рож­дества солнца и в его честь возжи­гали огни. В этом празднестве и в его увеселениях принимали участие и христиане. И вот, когда учителя цер­кви заметили, что христиане прель­щаются этим языческим праздни­ком, они приняли меры и перене­сли на этот день, 25 декабря, праз­дник настоящего рождества, а за 6 января они сохранили богоявле­ние».

На Руси рождество стали отмечать с X в., когда христианство проник­ло на русскую землю. Здесь рож­дество слилось с древним празд­ником наших предков - славян свят­ками, который они отмечали в дни зимнего солнцестояния. Это было время, когда подходили к концу зимние работы, начиналась подготов­ка к весне. В эти дни, по веровани­ям славян, надо было уберечься от нечистой силы, которая могла якобы принести людям всякие бедствия. Пе­ред святками люди тщательно уби­рали свои дома, окропляли водой скот. А когда наступал праздник, они собирались семьями за празднич­ным столом. Наши далекие предки верили, что изобилие на празднич­ном столе обеспечит им безбедное существование в течение всего года. Много разных обрядов было у древних славян в святочные дни. Ши­роко распространено было колядо­вание, распевание праздничных пе­сен - колядок, которые будто бы приносили благополучие тем, кому эти песни адресованы, хождение ря­женых в шкурах животных: люди ве­рили, что благодаря этому они сде­лаются неузнаваемыми для нечистой силы и смогут избежать ее вредного влияния. Во время святок устраива­лись различные гадания, с помощью которых люди пытались узнать свою участь, свою судьбу. Все эти обряды продолжали сохраняться у славян­ских народов и тогда, когда христи­анство прочно укрепилось на Руси. Пережитки этих обрядов сохранились в праздновании рождества Христова и до наших дней.

Так, заимствовав у древних наро­дов некоторые праздники, служители христианской религии связали их с именем Иисуса Христа, придав празднику рождества Христова свое содержание. Рождество Христово всегда использовалось христианским духовенством для того, чтобы вну­шать верующим идеи терпения и смирения, покорного ожидания не­бесного воздаяния. В проповедях церковников в рождественские дни настойчиво проводится мысль о не­обходимости земных страданий во имя достижения райского блаженст­ва в загробном мире. Такие пропо­веди уводят людей от действительно­го, земного счастья, сеют среди них несбыточные иллюзии. Они противо­речат коренным интересам трудя­щихся.

Источник