"Светлого праздника Рождества, товарищи!"
СЛАДКОВ Илья
В последние дни я был несколько изолирован от информационного потока, и о "Светлом празднике Рождества" вспомнил абсолютно случайно, включив 6 января радиоточку и наткнувшись на трансляцию богослужения. Второй раз обычная для меня амнезия в данном вопросе была ненадолго приостановлена красочным зрелищем православной молодежи, поздравлявшей друг друга со знаменательным событием в состоянии сильного алкогольного опьянения. И, наконец, в заключительный, третий раз крамольная забывчивость оказалась торжественно попрана после посещения центрального сайта господ из КПРФ.
Собственно, поздравление Геннадия Андреевича не является чем-либо новым, оригинальным или необычным. Но оно настолько отчетливо и детально отразило идейную и, в некоторой степени, практическую составляющую официальных коммунистов, что оставить его без внимания было чересчур поспешным шагом.
"Дорогие друзья, мои соотечественники!
Великая радость праздника Рождества Христова вновь пришла на нашу русскую, российскую землю. Поздравляю Вас с одним из самых любимых народных праздников, который дарит надежду на духовное обновление, устранение несправедливостей, уврачевание болезней и веру в лучшую жизнь.
Православие, без сомнения, является духовной основой тысячелетней русской культуры. Многовековым стержнем нашей национальной самобытности. Нравственным фундаментом русского характера в его историческом развитии.
Высказывая пожелания каждой семье счастья, здоровья, любви и мира, хочется, чтобы мы все сегодня помнили о тех, кому особенно тяжело. О тех, кто встречает праздник без тепла и света, в нужде и неустроенности. Беды современной России - это результат неправедного социально-экономического курса, раскола общества, его нравственного нездоровья. Однако надеюсь и верю, что наша великая страна и трудолюбивый народ преодолеют все нынешние невзгоды.
И Рождество Христово, когда "возсия мирови свет разума", - это еще одно напоминание, благовест о том, что, всем нам нужно объединить усилия. И опираясь на многовековые народные традиции, устремляясь к идеалам труда, социальной справедливости и братства, мы сможем добиться для всех и каждого достойной жизни, мира и счастья.
С Рождеством Христовым! "
Сразу приходит безумная мысль, что текст поздравления писал какой-нибудь священнослужитель. Впрочем, стоит эту мысль отбросить и вспомнить, что в КПРФ существует целая свора первоклассных идеологов, регулярно распугивающих сторонников и приводящих в прединфарктное состояние множество рядовых членов партии.
Перейдем, однако, к откровениям (откровениям ли?). Рождество, оказывается, является "одним из любимейших народных праздиков". Я, конечно, не спорю, что в широко тиражируемый выходной львиная доля наших соотечественников предается в объятия зеленого змия, но светскому Новому Году этот выходной все же проигрывает; более того, в сознании среднестатистического гражданина Рождество Христово воспринимается скорее как "продолжение банкета". И вера в лучшую жизнь, уврачевание болезней и устранение несправедливостей может сохраняться лишь до наступления похмельного синдрома.
Далее поочередно следуют православие, нравственный фундамент русского характера и исполненные христианской кротости пожелания "тем, кому сегодня особенно тяжело". Следующее предложение, являющее собой новую ступень в творческом прощании с далеким призраком коммунизма (про "беды современной России") заслуживает внимательного разбора. Итак, причина первая - это "неправедный социально-экономический курс". Вообще, оценивать экономические отношения с морально-нравственных позиций - тенденция достаточно забавная. А тем более - с позиций христианской морали. Причина за номером два - "раскол в обществе". Выражение это активнейшим образом используется совершенно различными силами, объединенными служением крупному капиталу - в своем позорном холуйстве они стараются затушевать зияющую в обществе пропасть, обвенчать сытых с голодными, и т.д. и т.п. В данном же контексте подобное выражение кажется заимствованным не у мировой социал-демократической мысли, а у мировых религиозных деятелей, что сути, разумеется, нисколько не меняет. Третья же причина, очерченная пухлым пальцем г-на Зюганова - "нравственное нездоровье". Православный фундамент, должно быть, изрядно просел под тяжестью тысячелетней традиции. Главное здесь, чтобы КПРФ не принялась за творческую разработку "православия 21 века" - ибо получится в лучшем случае нечто вроде язычества.
Последний абзац вновь призывает нас, грешных, к объединению усилий на базе покрытых многовековой пылью традиций, устремлению в светлые горизонты рабского труда на, очевидно, отечественных капиталистов, а также к радужным мечтаниям о братстве и социальной справедливости.
Рассуждения о большей реакционности социал-демократической или националистической идеологии сродни рассуждениям о большей реакционности того или иного религиозного течения. Однако в случае с КПРФ мы имеем возможность наблюдать прелюбопытнейший синтез, проступающий на поверхность той или иной своей стороной в зависимости от конкретной ситуации. Нынешнее же Рождество запомнится мне (разумеется, ненадолго) вовсе не кривляньем официальных лиц, а исключительно поздравлением за подписью Геннадия Андреевича Зюганова, лидера российской оппозиции и Председателя ЦК КПРФ.