Атеизм позитивистов
Пользователь starbereg Живого Журнала высказал важную, на мой взгляд, мысль, которую интересно было бы обсудить на нашем форуме, чтобы решить одну из основных задач атеизма - преодоление религиозного сознания в обществе. Потому как атеизм атеизму рознь и стихийный атеизм, например, значительно отличается от научного атеизма. Какой же путь самый верный и самый эффективный для мирового атеистического движения?
________________
Современный мейнстримовый атеизм "аля-Докинз" слаб, поскольку не показывает развитие религии и ее производную связь с базисом, изменяющуюся с течение времени роль религии как социального института.
Позитивисты просто говорят - религия это плохо, потому что в некоторых священных книгах написано кое-что, не совпадающее с современными представлениями о хорошем. И добавляют что-нибудь о "религиозных генах", "зеркальных нейронах" и тому подобных любопытных вещах.
Для того, чтобы доказать отсутствие бога, недостаточно посмотреть на небо в мощный телескоп или изучить НС человека мощным микроскопом. Необходимо также показывать историю развития человеческой мысли в тесной связи с развитием народного хозяйства.
Конечно, это все далеко не ново, однако мне видится нехватка этой составляющей в современном атеистическом дискурсе.
Атеизм позитивистов не затрагивает тот факт, что развитие религиозных представлений тесным образом связанно с формой хозяйственной деятельности человека и развивается вместе с ней, развивается вместе с обществом. Он оперирует готовыми понятиями и данными биологии так, словно они одинаковы и равноценно влияют на любого человека и любую группу людей во все времена.
У племен с охотничье-собирательским хозяйством, родовым строем и материнским правом религиозные представления одни, у раннеклассовых городов-государств с рабовладением - другие, у феодальных обществ третьи и т.п.
Но - важно, что человечество последовательно проходило эти стадии, что религиозные представления эволюционировали, что в более развитых религиях присутствуют мотивы более древних, предшествующих представлений. Это доказывает, что формирование вероучений, обрядов и т.п. происходило не само по себе, по воле бога и его пророков, но в течении времени и опираясь на более древние формы. Фетишизм и тотемизм не "языческие беснования", но предки православия и в самом православии мы легко находим атавистические черты.
Кроме того - религиозные представления далеко не во все времена являлись абсолютно реакционными - под сенью религии выросла наука, философия, этика. Более того - ритуал, как предтеча религии, возможно, был важной частью формирования собственно человека разумного. Важно только помнить - ничто не вечно. То, что вчера было прогрессивно завтра становится тормозом развития. Если ребенок в два года выглядит симпатично в комбинезоне, то это не значит, что в этом же комбинезоне будет хорошо смотреться двадцатидвухлетний господин. Человечество выросло из религии так же, как ребенок вырастает из одежды. А попы все норовят напялить нам подгузник и заткнуть рот соской.
Источник
________________