Неразрешимые вопросы о боге
Сергей Корнеенко
Религия основана на вере в существование бога — некоего высшего существа, которое нас слышит и видит и на помощь которого можно надеяться. Как же защитники религии представляют себе это высшее существо?
Церковники говорят, что бог — «чистый дух», т. е. бесплотное сверхъестественное существо. Оно совершенно непостижимо, недоступно человеческому разуму. При этом они, однако, перечисляют уйму «свойств» этого непостижимого существа. Например, утверждается, что это дух вечный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, всеведущий, премудрый, всеблагой и т. д. Невольно возникает вопрос: откуда же церковники все это знают, если сами говорят, что бог «выше человеческого понимания»?
Противоречив и ответ церковников на вопрос: где же находится бог? Говорится, что бог — существо, стоящее вне мира, и в то же время он вездесущ, т. е. нет такой частицы природы, где бы его не было. Спрашивается: как бог может стоять вне мира, если он в природе, т. е. в мире? Далее. Если бог находится во всякой частице природы, т. е. всякая частица есть часть бога, значит, вся природа в целом — это бог. Так религия в конце концов приводит к «еретической» мысли, что, кроме природы, ничего нет, следовательно, нет и бога.
Учение о всемогущем, всеблагом и премудром боге вызывает и другие неразрешимые вопросы. Как может бесконечное могущество творить зло, являясь в то же время бесконечной благостью, которая не допускает никакого зла? Как бесконечная справедливость может наказывать за всякий грех, если она одновременно представляет собой и бесконечное милосердие? Ведь милосердие требует, чтобы был прощен всякий грешник! Ясно, что религия наделяет бога свойствами несовместимыми: если признаешь какое-нибудь одно из божественных качеств, то уж никак нельзя признать другие.
Никто из защитников религии не может ответить и на вопрос, почему их бог так поразительно жесток с сотворенными им же самим людьми. Если в мире «все от бога» и даже волос не падает с головы человека без «божьей воли», значит, такие грозные явления, как землетрясения, извержения вулканов, приносящие людям неисчислимые бедствия, тоже от бога. При землетрясении в итальянском приморском городе Мессине в 1908 г, за несколько минут погибло около 100 тыс. человек, в том числе множество детей. За что всеблагой бог так жестоко расправился с ними? Как позволяет «милосердный» бог существовать империализму, ведущему к мировым войнам? Как допускает он, чтобы трудовой народ испытывал страшный гнет, нищету, безработицу? Даже буржуазный экономист Джордж вынужден был признать, что если допустить существование всемогущего и всеблагого бога, то придется уподобить его дураку, который хотел устроить угощение и так плохо позаботился о нем, что девять десятых гостей должны были уйти голодными.
Невозможно найти понятные ответы и на вопросы, что заставило бога вдруг создать мир и почему в созданном им мире так много недостатков. Религия учит, что человек—«цель творения». Выходит, что без человека мир был бы не нужен, бесцелен и поэтому человек должен благодарить бога решительно за все. Но в таком случае почему созданы хищные звери, паразитарные насекомые (комары, вши, клопы и пр.), ядовитые растения, сорные травы и другие вредные организмы, которые человеку не нужны и с которыми ему приходится бороться?
Таких необъяснимых положений в учении о боге очень много. Те, кто сочинял это учение, вероятно, не учли того, что, не получая ответы и объяснения, человек неминуемо задаётся главным вопросом: существует ли бог в действительности или он лишь плод голой фантазии? Несмотря на все усилия Церкви, вопрос этот всё чаще решается в пользу фантазии…