Ураза

http://sh.uploads.ru/t/iWBR5.jpg

Ураза (орудж, саум) – самый про­должительный пост мусульман. Он соблюдается в течение 30 дней му­сульманского лунного месяца рама­дана (рамазана).

Во время уразы, по учению исла­ма, верующие должны думать толь­ко о боге и его пророках, читать или слушать чтение «священной» кни­ги-Корана и ежедневно с восхода солнца до наступления темноты ниче­го не есть и не пить, не вдыхать ни­каких запахов, не курить, не купаться и т. д. Соблюдать столь продолжи­тельный и тяжелый пост, согласно ут­верждению мусульманских богосло­вов, следует якобы в память о том, что в течение этого месяца бог, Ал­лах, при посредстве ангела Джебраиля впервые передал пророку Мухам­меду в виде откровения Коран.

В действительности же обычай по­ститься в месяц рамадан перешел в ислам из древнеарабских культов.

Лето в Аравии, особенно в его конце, тяжелое время года. Запасы продовольствия кончались, а нещад­но палящее солнце выжигало под­ножный корм скота. Этот период по­лучил название «месяц рамадан», от арабского слова «рамад», что озна­чает сильную жару, знойное время. Люди вынуждены были в это время воздерживаться в пище и переносить многие хозяйственные дела на более прохладную часть суток – вечер и ночь. Веря в то, что дождь, а с ним и новое пробуждение природы зави­сят от злых и добрых духов, от бо­гов, древние арабы устраивали в это время особые моления, просили бо­гов прекратить зной и послать дождь. Только после обращения к духам и богам они приступали к питью и еде. Этим и объясняется особенность му­сульманского поста месяца рамада­на – его ежедневный перерыв вече­ром, после молитвы, до утра.

Древние арабы, как и современ­ные мусульмане, пользовались лун­ным календарем, согласно которому в году насчитывается не 365, а 354 дня. Поэтому, чтобы согласовать свой календарь с периодичностью явлений природы, древние арабы раз в три года вставляли в него дополнитель­ный месяц. Таким образом, месяц рамадан приходился у них всегда на время летнего зноя. Но в исламе обычай вставлять дополнительный месяц был отменен, и тем самым пост месяца рамадана оторван от определившего его возникновение хозяйственного момента: он может приходиться на любое время года. В 1967 г. начало рамадана (и уразы) приходится, например, на 3 декабря, в следующем году – на 22 ноября и т. д.

Во время уразы мусульманское ду­ховенство особенно усиливает про­поведи о полной зависимости веру­ющих от бога. В мечетях во время уразы читаются молитвы, в которых внушаются эти рабские чувства. Чи­таемый в мечетях в дни уразы Ко­ран защищает те же чувства зави­симости от бога, а отношения между людьми, основанные на неравенстве и угнетении, выдает за незыблемые, установленные богом.

Исходя из такого характера уразы, эксплуататоры во все времена тре­бовали от верующих ее неукосни­тельного соблюдения. В Бухаре вплоть до свержения власти эмира особые цензоры нравов – раисы – жестоко наказывали тут же на месте ременной плетью тех, кто в молит­венное время оказывался на улице.

Миллионы трудящихся нашей стра­ны отказались от религии, не соблю­дают религиозных обрядов и уста­новлений, в том числе постов. Поэто­му, стремясь сохранить свое влияние на тех, кто еще не отошел от исла­ма, некоторые представители мусуль­манского духовенства стали учить, что ночные молитвенные бдения во время уразы могут быть упрощены, что для тех, кто работает на произ­водстве, в колхозах, в учреждениях, соблюдать пост не обязательно и т. п. Вместе с тем духовенство пы­тается зазывать людей на моления во время уразы, особенно моло­дежь, утверждая, будто бы бог учи­тывает, что теперь такое время, ког­да молодым людям не обязательно соблюдать все требования поста.

Все эти уловки и нововведения мулл, конечно, ничего не меняют в насквозь чуждой и враждебной на­роду сущности уразы, как и других религиозных постов. Ураза ни­когда не приносила людям пользы, и ей не должно быть места в нашей жизни.

Источник