Г. В. Плеханов

11 декабря 1856 года - родился теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения Георгий Плеханов.


http://s7.uploads.ru/t/sdWvb.jpg

ПЛЕХАНОВ ПРОТИВ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЙ

К полукрепостнической России на рубеже XIX и XX вв. на каждом шагу своей революционной рабо­ты русские марксисты сталкивались с реакционным вли­янием религии и церкви на массы. И Георгий Валенти­нович Плеханов – выдающийся русский марксист, один из тех, кто первым поднял знамя марксизма в России и поставил перед собой цель вооружить русских рево­люционеров знанием законов общественного развития в борьбе за освобождение трудящихся, видел, что ре­лигиозная вера препятствует распространению марк­систского мировоззрения. Поэтому-то все его научные и публицистические произведения, касающиеся рели­гиозного вопроса, будь то исследования сущности рели­гии, происхождения и эволюции религиозных верова­ний, яркие критические выступления против толстов­ских попыток «очищения» религии или против «бого­строителей» и «богоискателей» и т. п., проникнуты не­примиримым отношением к религии.

Г. В. Плеханов определял религию «как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий». «Представления, – писал он, – образуют мифологический элемент религии; настроения относятся к области религиозного чувства, а действия – к области религиозного поклонения, или, как говорят иначе, культа». Это определение религии вытекает из общего марк­систского учения о религии; оно обладает тем достоин­ством, что подчеркивает в религии единство представле­ний, настроений и культа. Действительно, каждый из названных составных элементов религии, взятый в от­дельности, сам по себе еще не является религией в полном значении этого слова; они, эти элементы, образуют религию лишь в своем неразрывном единстве. Возьмем, например, мифологию. В мифах рассказы­вается о сверхъестественных существах, о сверхъесте­ственных явлениях природы. Однако миф, если он не соединен с культом, с обрядностью, остается сказкой, легендой, даже, может быть, басней, но религиозно-дог­матического значения не имеет. Другое дело, когда миф о сотворении мира или миф о сотворении человека из праха земного соединяется с культовым поклонением богу-творцу. В этом случае миф приобретает религиоз­но-догматическое значение, он становится предметом ре­лигиозной веры.

В свою очередь, сказанное относится в равной мере к любому бытовому обряду; обрядовое действие в быту (погребение умершего, бракосочетание, наречение имени новорожденному и т. п.), соединенное с мифологиче­скими представлениями, становится религиозным ри­туалом. Но если бытовой обряд не связан с мифоло­гическими представлениями, т. е. с представлениями о сверхъестественном, то он не имеет религиозного зна­чения.

Много и плодотворно работал Г. В. Плеханов над проблемой происхождения религии. Хорошо зная совре­менную ему специальную литературу по истории перво­бытного общества, Г. В. Плеханов для выяснения усло­вий и обстоятельств происхождения религии широко привлекал свидетельства этнографии, археологии и исто­рического языкознания.

В рецензии на книгу Ф. Лютгенау «Естественная и социальная религия» Г. В. Плеханов глубоко и обстоя­тельно критикует вульгаризаторские построения автора и анализирует условия, при которых в первобытных об­ществах формировались представления о сверхъестест­венном и создавались мифы.

Г. В. Плеханов выводит мифотворчество из склон­ности первобытного человека приписывать природным явлениям и стихиям свои собственные свойства, которые определяются условиями общественного бытия челове­ка. Характер мышления, подчеркивал Плеханов, в по­следнем счете определяется тем запасом опыта, которым располагает человек. У первобытного человека запас опыта весьма невелик и сводится главным образом к взаимоотношениям с миром животных: первобытный че­ловек очень рано становится рыболовом и охотником. Конечно, на этой, очень ранней, ступени своего суще­ствования люди имеют дело также и с неодушевленны­ми предметами природы: ведь и в то время они испы­тывали на себе действие тепла, влаги, света и т. п. Но, испытывая на себе это действие и стараясь понять и объяснить себе его, они по необходимости судили о незнакомом по знакомому, как, впрочем, поступают лю­ди и теперь. А лучше всего человек был знаком тогда главным образом с животным миром, миром так назы­ваемых одушевленных предметов. Удивительно ли, что и всю остальную, гораздо менее известную ему природу он считал одушевленной. И, чем меньше знал человек эту остальную природу, которую он по необходимости представлял себе тогда одушевленной, тем больше про­стора оставалось для работы его воображения. Вообра­жение создало целый ряд рассказов, объясняющих вели­кие явления природы деятельностью того или другого одушевленного существа.

В статьях, публиковавшихся под общим названием «О так называемых религиозных исканиях в России», Г. В. Плеханов развивает свои взгляды о причинах про­исхождения религии. Видит их он прежде всего в уров­не развития материального общественного производства.

Когда производительные силы развиты еще очень слабо, власть первобытного человека над природой ни­чтожна. А ведь в развитии человеческой мысли практи­ка всегда предшествует теории: чем шире круг воздей­ствия человека на природу, тем шире и правильнее его понятия о ней. И наоборот, чем уже этот круг, тем беднее его теория. А чем беднее его теория, тем более склонен человек объяснять с помощью фантазии те яв­ления, которые почему-либо привлекают к себе его вни­мание.

В основе всех фантастических объяснений явлений природы лежит суждение по аналогии. Наблюдая свои собственные действия, первобытный человек видит, что им предшествуют соответствующие желания. Поэтому он думает, что поразившие его явления природы также бы­ли вызваны волей каких-то существ. Поскольку эти су­щества остаются недоступными для внешних чувств че­ловека, он считает их подобными человеческой душе, невидимой и невещественной. Это предположение раз­вивается и упрочивается под влиянием охотничьего об­раза жизни первобытного человека. Охота как источник существования располагает человека к спиритуализму: когда «дикарь», размышляя о явлениях природы, судит по аналогии, то он проводит аналогию не только с са­мим собой, ко и со всем животным миром.

Суждения Г. В. Плеханова об условиях и обстоя­тельствах происхождения религии сохранили свое науч­ное значение и в наше время: они подтверждаются данными этнографии, археологии и исторического языко­знания.

Г. В. Плеханов неоднократно подвергал тщательно­му научному анализу толстовскую теорию об улучшении и очищении официального церковного христианства и создании религии, свободной от каких бы то ни было колдовских обрядов и ритуалов и обладающей положи­тельным нравственным содержанием. Он вскрыл вну­треннюю порочность самой идеи очищения религии от ве­ры в сверхъестественную силу колдовских церковных обрядов, доказав, что они являются обязательным эле­ментом религии.

Так, Л. Н. Толстой, отвергая и высмеивая того бога, которому молятся в церквах, разоблачая вздорность цер­ковной обрядности, вместе с тем утверждал, что «бог есть дух, проявление которого живет в нас и силу ко­торого мы можем увеличить своею жизнью». «Но что же такое дух? – спрашивает Г. В. Плеханов. И отве­чает: – Дух есть такое существо, волею которого при­чиняются явления природы, он стоит над природой, то есть должен быть признан сверхъестественным сущест­вом. А это значит, что ошибается Л. Н. Толстой, считая свою религию свободной от веры в «сверхъестествен­ное»».

Когда после поражения революции 1905-1907 гг. сре­ди буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции в Рос­сии возникли реакционные религиозно-философские те­чения, одни из которых открыто выступали с пропо­ведью мистики и религии («богоискатели» – Мережков­ский и др.), а другие («богостроители» – Базаров, Бог­данов, Валентинов, Луначарский, Юшкевич и др.) пы­тались создать «социалистическую религию» и таким об­разом «соединить» марксизм с религией, Г. В. Плеханов выступил с острой критикой этих течений, доказывая, что «богостроители» совершают грубейшее насилие над фактами и над здравым смыслом, когда пытаются пред­ставить социализм как некую «новую религию без бога», ибо, с одной стороны, социализм непримиримо вражде­бен всякой религии, а с другой стороны, религия без ве­ры в сверхъестественное невозможна.

Источник