Поль Гольбах

8 декабря 1723 года - родился французский философ, писатель, энциклопедист, просветитель и атеист Поль Гольбах.


http://s3.uploads.ru/t/PKEZy.jpg

«Личный враг бога» – так в шутку называли друзья Поля Гольбаха (1723-1789), давая этим высокую оценку его неутомимой деятель­ности, направленной против религии и «представителей бога на земле» – духовенства. И это не случайно. Гольбах, пожалуй, действи­тельно более, чем кто-либо другой в его время, презирал и ненавидел религию и ее служителей.

Крупнейший представитель французского материализма XVIII в. Поль-Анри-Дитрих Гольбах по происхождению был немецким бароном. Родился он в городе Гейдельсгейме, в Пфальце, однако воспитывался и жил в Париже. Высокообразованный, жизнерадостный, простой и сер­дечный в отношениях с людьми, он располагал к себе окружающих. Свое всестороннее образование, огромную эрудицию и неутомимое трудолюбие, как и свое большое состояние, Гольбах целиком посвятил борьбе против абсолютизма, засилья церкви, религиозного мракобесия, предрассудков и суеверий.

В 1770 г. вышла в свет его знаменитая книга «Система природы, или Законы физического и духовного мира». В этом труде Гольбаха, в со­здании которого активное участие принимал глава энциклопедистов Дид­ро, как в фокусе, получило свое законченное и систематизированное вы­ражение материалистическое учение того времени. Книга была проникну­та революционным духом и направлена как против богов, так и против королей. О «Системе природы», именуемой в то время «Библией атеиз­ма», говорили, что «все разбросанные критикой того века взрывчатые вещества были соединены здесь в одну громоносную машину бунта и разрушения».

Своей революционной направленностью, воинствующей антирелиги­озностью и беспощадным антиклерикализмом «Система природы» ужас­нула не только придворную знать. Даже «вольнодумный» Вольтер, ко­торый, однако, в своей борьбе против «гнусной церкви» не посягал на «высшее существо», поспешил заявить, что он не разделяет взглядов автора «Системы природы» и что он пишет возражение на эту книгу. В царской России «Система природы» входила в список запрещенной литературы и впервые была опубликована лишь после Октябрьской ре­волюции, в 1924 г.

В 1772 г. Гольбах опубликовал свой новый большой труд – «Здра­вый смысл, или Естественные идеи, противополагаемые идеям сверхъ­естественным», в котором сохранил направленность первой книги. Как и большинство других сочинений Гольбаха, книга «Здравый смысл» бы­ла осуждена парижским парламентом (высшим судебным учреждением дореволюционной Франции) и 10 января 1774 г. сожжена на костре ру­кою палача.

Остроумие, проникнутое сарказмом, присуще таким работам Гольба­ха, как «Карманное богословие», «Разоблаченное христианство», «Гале­рея святых», «Священная зараза». В этих книгах Гольбах едко вы­смеивает нагромождение чудовищных нелепостей, составляющих религиозную систему. Гольбах словно сдергивает позолоченное покрывало с религии, обнажая перед человеком все ее омерзительные язвы, все ее гниющее, разлагающееся существо. Он как бы говорит человеку: «Взгля­ни, наконец, на религию трезво. Смотри внимательнее на то, во что ты веришь: смотри, хотя, может быть, это тебе и неприятно, смотри до тех пор, пока у тебя не появится на всю жизнь сохраняющееся чувство от­вращения, брезгливости ко всему, что связано с религией».

Обосновывая материалистическую точку зрения, Гольбах доказывал, что природа вечна и бесконечна в пространстве и времени, что она не нуждается ни в какой надприродной силе для своего движения и разви­тия. Подвергая критике религиозные взгляды о происхождении челове­ка, он писал: «Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам, он не может – даже в мысли – выйти из при­роды». Гольбах доказывает единство всех трех царств природы (неорга­нического, растительного и животного, включающего человека), явле­ния которых образуют «огромную цепь причин и следствий».

Душевные процессы – это всего лишь частный случай действия всеобщности приро­ды, говорит Гольбах. Ощущение, по Гольбаху, есть особая форма дви­жения, а воля и мышление – особая форма ощущения. Понятно, что по­добный взгляд был, с нашей точки зрения, грубым упрощением дела, но для XVIII века его революционное значение трудно переоценить.

В религии Гольбах видел величайшее общественное зло, прямой ис­точник всех бед человечества. «Неведение и страх, – вот два устоя вся­кой религии», – говорил Гольбах.

Гольбах вскрыл в понятии бога антропоморфизм, т. е. приписывание богу свойств, присущих человеку: разума, воли и т. д. «Поклоняясь богу, – писал он, – человек поклоняется самому себе».

Гольбах убедительно доказывает, что религия не только не способ­ствует сохранению в людях высокого уровня нравственности, но, напро­тив, ведет человека к безнравственности. «Слепая вера служила источ­ником величайших преступлений, которые когда-либо совершались на земле», – писал он.

Произведения Гольбаха нанесли ощутимый удар по религии и церкви. Удар был настолько чувствительным, что даже современные католиче­ские «теоретики» – Маритэн, Гаррингтон и др, – до сих пор занимают­ся «опровержением» Гольбаха.

Из «Карманного богословия» П. Гольбаха:

Всеблагость – одно из свойств бога. Бог обладает совершен­ной благостью, без всякой примеси недобрых чувств. Правда, вопреки своей доброте он нам причиняет и позволяет причинять зло, но это ни­чего не доказывает – он проявляет неизменную доброту по отношению к своим священникам, а это должно вполне удовлетворять нас.

Всеведение – свойство, присущее исключительно богу. Между тем он делает вид, будто не знает, что мы должны делать, так как мы ведь свободны в своих поступках. Божество передает священникам свое всеведение, богослов всегда все знает и никогда ни в чем не сомневает­ся. В тех вопросах, в которых никто не может разобраться, с особенным блеском обнаруживается проницательность богословов.

Всемогущество – свойственная одному лишь богу способность делать все, что ему угодно, не считаясь с законами природы. Между тем мы видим, что его всемогуществу до сих пор не удалось сделать свои создания такими, какими их желает видеть духовенство, он не может их заставить ни действовать, ни даже мыслить по указке священников. Дьявол, которого бог сотворил полным лукавства, часто позволяет себе компрометировать его всемогущество. Но это ничего не значит. Бог сотворил дьявола, бог хочет, чтобы он нарушал его намерения, бог не желает уничтожить дьявола из опасения, что тогда ему нечего будет делать, и главным образом из страха, что духовенство станет ненужным на земле. Католические священники могущественнее бога: он не может творить самого себя, а для них это – легкое дело.

Здравый смысл. Его крайне редко можно встретить в христи­анской религии, и он совершенно бесполезен ей. Будучи творением божиим, она не подчиняется человеческим и пошлым законам здравого смысла. Хороший христианин должен подавить в себе разум, чтобы ук­репиться в вере, и, если его священник говорит ему, что три равно еди­нице или что бог есть кусок хлеба, он обязан этому верить вопреки здравому смыслу.

Источник