О. Ю. Шмидт
30 сентября 1891 года - родился советский математик, географ, геофизик, астроном Отто Юльевич Шмидт.
Путешественник, исследователь, мыслитель, открыватель новых дорог – таким остался в памяти советских людей Отто Юльевич Шмидт.
В годы учебы в университете он проявил незаурядные способности как математик-алгебраист, написав три научные работы, одна из которых была удостоена золотой медали. Но он не стал кабинетным ученым. Его неудержимо влекла к себе жизнь, новизна.
Может быть, поэтому-то, приехав в Петроград в июне 1917 г. делегатом Всероссийского съезда по делам высшей школы, он остался в этом городе – колыбели социалистической революции. С первых дней революции он выполняет ответственные задания: работает в коллегиях Наркомпрода, Наркомфина, Наркомпроса, руководит книгоиздательским делом… В 1918 г. он вступает в партию большевиков.
Шмидт всегда любил природу. Но не холеные курортные красоты, прилизанные парки, а дремучие леса, девственные горы. И конечно, Арктику. Она стала его настоящей страстью.
Впервые он побывал здесь в 1929 г., когда под его руководством в бухте Тихой на Земле Франца Иосифа была построена первая высокоширотная полярная станция… Потом экспедиция на «Седове», открытие новых островов… И смелая, дерзкая идея – проплыть Северным морским путем из Европы в Азию за один навигационный период.
Многим она казалась неосуществимой, ведь закончились же неудачей дерзкие попытки Норденшельда и Амундсена. Однако многолетний анализ ледовых условий говорил – это возможно. И когда в 1932 г. Отто Юльевич Шмидт отправлялся в свой знаменитый рейс на ледоколе «Сибиряков», он твердо верил в успех. И успех пришел. Всего 65 дней понадобилось советской экспедиции, чтобы пройти путь, на который ее предшественники тратили более года.
Да, это был полный успех, но успех, требующий закрепления. Так родилась идея новой экспедиции на «Челюскине», которая стала героической эпопеей советских полярников.
Волею ветров и течений льды, сдавившие «Челюскин», занесли его в глубь Северного Ледовитого океана. Перед угрозой затопления корабля люди вынуждены были покинуть корабль и обосноваться на льду.
Буржуазные эксперты приговорили челюскинцев к смерти. Но советские люди не собирались сдаваться на милость полярных стихий. Маленькая колония на дрейфующей льдине жила уверенной и организованной жизнью здорового советского коллектива. И это была заслуга прежде всего его руководителя – Отто Юльевича Шмидта, который в сложнейших условиях проявил мужество, твердость, огромный организаторский талант. Опытный начальник, мужественный полярник, заботливый друг участников небывалой зимовки, человек огромного обаяния, воли и знаний – Отто Юльевич Шмидт сумел провести своих людей через все опасности коварной Арктики…
Прошло несколько лет, и мир облетела новая ошеломляющая весть: Северный полюс, который долгое время оставался неприступным для многих отважных исследователей, покорен советскими людьми.
Во главе покорителей полюса снова стоял ученый-коммунист Отто Юльевич Шмидт…
С 1939 г. Отто Юльевич Шмидт на Большой земле. Теперь он первый вице-президент Академии наук. Он направляет усилия ученых, научных институтов. Он руководит Институтом теоретической геофизики, который организовал незадолго до этого.
Отто Юльевич часто говорил, что очень любит всю землю целиком, все ее стихии.
Когда тяжелая болезнь заставляет его отказаться от экспедиций, он в душе остается путешественником. Он продолжает путешествовать… по белым пятнам науки. А ведь их еще так много! Особенно в астрономии и геофизике.
В этих поисках и родилась знаменитая теория происхождения Земли и планет из холодной космической пыли и газа. Здесь сказались лучшие черты Шмидта-ученого. Он удачно сочетал в себе трезвый расчет и умение математика анализировать различные факты, смелость и широту взглядов исследователя-путешественника, талант философа в обобщении разрозненных явлений.
Открытия и труды Отто Юльевича Шмидта навсегда вошли в историю мировой науки. Его имя увековечено на всех географических картах мира. Его имя носит одна из увлекательных гипотез о происхождении солнечной системы.
РОЖДЕНИЕ МИРОВ
Проблема происхождения небесных тел – Земли, планет, Солнца, звезд и звездных систем принадлежит к числу принципиальных задач естествознания. Ее решение дает нам ключ к познанию закономерностей превращений материи во вселенной. А это в свою очередь расширяет возможности человека по использованию сил природы. В частности, без глубокого изучения эволюции Земли невозможно понять ее современное состояние, ее геологическое будущее, решить многие вопросы геофизики, имеющие важное практическое значение, и в первую очередь раскрыть тайны возникновения и распределения полезных ископаемых.
Проблема происхождения космических тел – одна из наиболее трудных в современной науке. Историки, например, могут судить о давно минувших событиях на основании данных археологических раскопок, древних летописей, сохранившихся свидетельств очевидцев. Астрономы лишены такой возможности: слишком длительны, с нашей земной точки зрения, процессы формирования небесных тел, слишком велика продолжительность их жизни.
И все же положение не столь безнадежно, как это кажется на первый взгляд. Глубоко и всесторонне изучая современное состояние различных небесных тел, исследуя происходящие на них физические процессы, накапливая данные астрономических наблюдений и сравнивая их между собой, можно раскрыть сокровенную тайну происхождения планет и звезд.
На этом пути академиком О. Ю. Шмидтом и была разработана теория происхождения Земли и других планет солнечной системы из холодного газо-пылевого облака, окружавшего Солнце миллиарды лет назад.
Это облако первоначально имело форму, близкую к сферической; однако с течением времени оно становилось все более и более плоским. При этом плотность облака постепенно возрастала и в нем возникали отдельные сгущения. Они росли, увеличивались в размерах, и этот процесс продолжался до тех пор, пока несколько наиболее крупных и устойчивых сгущений не превратились в планеты.
Выводы планетной космогонии сыграли важную роль в современной геофизике, вызвав пересмотр многих ее представлений. Так, например, стало ясно, что одним из основных источников внутренней энергии нашей планеты служит распад радиоактивных элементов, происходящий, как известно, с выделением тепла. Подобный взгляд оказался весьма плодотворным. Он помог по-новому взглянуть на геологическую историю нашей планеты.
Проблемы планетной космогонии непосредственно связаны с вопросом о происхождении Солнца и звезд.
Около двадцати лет тому назад советский ученый академик Амбарцумян В. А. и его сотрудники обнаружили особые неустойчивые звездные скопления, названные звездными ассоциациями. Их изучение показало, что возникли они сравнительно недавно. Следовательно, образование звезд происходит и в нашу эпоху.
В процессе наблюдения за звездными ассоциациями было установлено, что звезды в них как бы разлетаются во все стороны, словно осколки взорвавшегося тела. В. А. Амбарцумян высказал интересную мысль о возникновении новых звезд в результате распада сверхплотных дозвездных тел – протозвезд. Образующиеся при этом облака газа и пыли могут служить строительным материалом для формирования планет. Как видно, выводы звездной астрономии хорошо согласуются с современной планетой космогонией.
Интересно, что астрономы открыли находящиеся в состоянии быстрого расширения неустойчивые скопления и в мире галактик. Не рождаются ли и они в результате деления гигантских сгустков сверхплотной дозвездной материи?
Это предположение вполне правомерно. В настоящее время ученых привлекают так называемые галактические ядра – центральные сгущения материи, имеющиеся у многих галактик. Если сопоставить все те сведения, которыми располагает современная наука о галактических ядрах, то создается впечатление, что в них должна содержаться сверхплотная дозвездная материя. Так, например согласно данным радионаблюдений, из ядра нашей Галактики происходит ежегодное истечение водорода в количестве, приблизительно равном массе Солнца. Это значит, что за время существования Галактики из материи, исторгнутой ядром, могли образоваться миллиарды звезд. Но если такое количество вещества помещалось в сравнительно небольшом ядре, значит, оно находилось там в сверхплотном состоянии.
В 1964 г. были обнаружены неизвестные ранее объекты, получившие сначала наименование сверхзвезд, а затем названные квазарами. Эти удивительные объекты являются источниками невиданных количеств энергии. Ученые предполагают, что квазары непосредственно связаны с физическими процессами, происходящими в галактических ядрах.
Характерной особенностью современной космогонии, как планетной, так и звездной, является тот факт, что она привлекает к рассмотрению не только механические процессы, как это делали авторы первых космогонических гипотез, но и более сложные, физические явления: превращение энергии, электрические и магнитные силы, ядерные процессы и т. п.
Дальнейшие исследования в области космогонии, основанные на новейших достижениях современной науки, позволят расширить и углубить наши представления об истории возникновения небесных тел.
Но уже и то, что известно науке сегодня, не оставляет ни малейших сомнений в естественном характере образования космических объектов.