Возрождение православной инквизиции в современной России. Правозащитники против клерикализации страны
Российские правозащитники выступили 13 марта с заявлением по поводу преследований, которым по подозрению "в участии в перформансе панк-группы Pussy Riot" подвергаются 22-летняя Надежда Толоконникова и 23-летняя Мария Алехина. Как отмечается в документе, "это первый случай ареста в нашей стране по обвинению в богохульстве. Раньше подобные обвинения ограничивались штрафами". Тем самым разрушен последний барьер на пути превращения России в клерикальное государство, в котором противоречие с церковной политикой приравнено к уголовному преступлению, пишут авторы заявления. Правозащитники подчеркивают, что считают арестованных девушек узниками совести как преследуемых за выражение своих взглядов и призывают международные организации признать их в этом качестве.
Среди подписавших документ - председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, исполнительный директор ООД "За права человека" Лев Пономарев, ответственный секретарь Общественного экспертного совета движения "За права человека" Евгений Ихлов, участница движения "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева и многие другие представители правозащитных организаций и разных городов России.
Ниже приводится текст заявления российских правозащитников, которое 13 марта опубликовал сайт "Грани.ru":
"Таганский районный суд г. Москвы принял решение о содержании под стражей на 50 дней для 22-летней Надежды Толоконниковой и 23-летней Марии Алехиной. У обеих маленькие дети. Суд отверг ходатайства об освобождении под залог. В знак протеста арестованные объявили голодовку. Все обвинение - подозрение в участии в перформансе музыкальной группы Pussy Riot 21 февраля, на Масленицу, в храме Христа Спасителя.
Это выступление было стилизовано под православную молитву. По этому поводу в общественных и церковных кругах идет дискуссия: одни сочли происшедшее кощунством, другие - что происходящее укладывается в народную традицию отмечать Масленицу карнавальными акциями, третьи - что для современного мира рок-аранжировка молитвенных песнопений достаточно привычна.
В любом случае в Российской Федерации нет никакого законодательного запрета на чтение в православной церкви вслух молитв неканонического содержания. Никакого оскорбления в адрес находящихся в храме верующих не было, не было и нападок на православную церковь и христианскую религию.
Пленум Верховного суда РФ 4 июля 2011 года отделил критику религиозных организаций от проявлений экстремизма. Таким образом, ни о каком уголовном обвинении, если точно следовать букве и духу российского закона, не может быть и речи. По сути арестованным молодым женщинам инкриминируется богохульство, что возвращает нашу юстицию на 95 лет назад. О том, что это так, говорят и публичные заявления официальных представителей Московской патриархии, например, Всеволода Чаплина, связавшего прощение арестованных с их церковным покаянием, хотя сама церковь в данном случае вообще не является потерпевшей стороной.
Это первый случай ареста в нашей стране по обвинению в богохульстве. Раньше подобные обвинения ограничивались штрафами. Тем самым разрушен последний барьер на пути превращения России в клерикальное государство, в котором противоречие с церковной политикой приравнено к уголовному преступлению. В этом деле следствие, прокуратура и суд использованы для атаки на основы конституционного строя, гарантирующие светский и внеидеологический характер государства.
Этот арест показывает, что происходит сращивание церкви с государством, превращение юстиции в православную инквизицию.
Мы призываем срочно освободить арестованных и прекратить их уголовное преследование.
Мы считаем арестованных Марию Алехину и Надежду Толоконникову узниками совести как преследуемых за выражение своих взглядов и призываем международные организации признать их в этом качестве.
Мы призываем развернуть общественную кампанию в их защиту – как залог возвращения нашей страны к нормам правового демократического государства.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы
Лев Пономарев, исполнительный директор ООД "За права человека"
Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской группы, председатель правления фонда "Социальное Партнерство", председатель ОНК по г. Москве
Сергей Сорокин, член Московской Хельсинкской группы, Движение против насилия
Нина Катерли, писатель, член Русского Пен-центра, член Общественного Экспертного совета Движения "За права человека"
Юрий Вдовин, "Гражданский контроль", Санкт-Петербург
Лилия Шибанова, Ассоциация защиты прав избирателей "ГОЛОС"
Юрий Шмидт, адвокат, Правозащитный совет России, Санкт-Петербург
Эрнст Черный, ответственный секретарь "Общественного комитета защиты ученых"
Владимир Шаклеин, председатель совета координаторов МОО "Межрегиональный центр прав человека", Екатеринбург
Любовь Башинова, главный редактор "Газеты региональных правозащитных организаций"
Евгений Ихлов, Ответственный секретарь Общественного Экспертного совета Движения "За права человека"
Андрей Пионтковский, писатель, политолог, Москва
Михаил Аркадьев, дирижер, пианист, доктор искусствоведения, заслуженный артист РФ
Сергей Давидис, Союз солидарности с политзаключенными
Алексей Кондауров, член Совета Национальной Ассамблеи РФ
Светлана Исаева, "Матери Дагестана за права человека"
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск
Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека
Юлия Башинова, журналист, участник Молодежного правозащитного движения, Москва
Глеб Кириллов, КРО ООД "За права человека, Кострома
От Русского христианско-демократического движения: Андрей Семенов, Александр Лукьянов, Ольга Смык, Анна Семенова, Иван Семенов, Полина Семенова, Николай Семенов
Дмитрий Крайнов, гражданский активист, Ульяновск