Атеизм в СССР
95-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции посвящается!
Победа Великой Октябрьской социалистической революции привела к торжеству в России марксизма-ленинизма, а следовательно, и высшей формы научного атеизма – одной из важнейших, существенных сторон марксистско-ленинского мировоззрения. Атеизм стал предметом исследования советских ученых самых различных специальностей – естествоиспытателей, историков, этнографов, археологов, лингвистов и др. Важное место заняли вопросы атеизма в трудах советских философов. В научной разработке проблем атеизма советские ученые опирались и опираются на труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, на решения КПСС и братских марксистско-ленинских партий по вопросам атеизма и атеистической пропаганды, на критическое использование всех достижений мировой научной, философии, атеистической и антиклерикальной мысли.
Большую роль в развитии атеизма в СССР сыграли традиции передовой русской общественной мысли, а также прогрессивной общественной мысли всех народов СССР – традиции В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, П. А. Добролюбова, Т. Г. Шевченко, М. Л. Налбандяна, И. Г. Чавчавадзе, М. Ф. Ахундова, Абая Кунанбаева и мн. др. Серьезное значение для развития атеизма в СССР имело распространение работ таких выдающихся марксистов, как Г. В. Плеханов, П. Лафарг, А. Бебель, Ф. Меринг и др., а также произведений французских материалистов XVIII века. Вопросы марксистско-ленинского атеизма разрабатывались и разрабатываются в трудах соратников и учеников В. И. Ленина – Н. К. Крупской, И. И. Скворцова-Степанова, A. В. Луначарского, М. И. Калинина, Е. М. Ярославского и др., а также в трудах руководителей братских компартий - М. Кашена, У. 3. Фостера, П. Тольятти, М. Тореза, Д. Ибаррури, В. Гомулки и др. Значительную роль в истории развития атеизма в СССР, в его естественнонаучном обосновании сыграли труды выдающихся сов. ученых-естествоиспытателей – К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, И. В. Мичурина, B. Л. Комарова, О. Ю. Шмидта, C. И. Вавилова, А. Н. Северцова, П. П. Паренаго и мн. др.
Освобождение масс от духовного гнета религии и широкое распространение среди них атеизма были обусловлены победой Октябрьской революции, ликвидировавшей господство эксплуататорских классов.
С первых шагов своего развития и распространения атеизм в СССР натолкнулся на ожесточённое сопротивление реакционного духовенства, сектантских вожаков и псевдоученых представителей контрреволюционной буржуазии и помещиков – тех буржуазных «профессоров», которых В. И. Ленин вслед за И. Дицгеном именовал «дипломированными лакеями поповщины». Политике Советского правительства, направленной на осуществление свободы совести граждан в стране, диалектическому и историческому материализму и научному атеизму эти реакционные элементы противопоставили проповедь мистики и фанатизма, фидеизм и идеализм. Передовые ученые страны под руководством партии провели в 1917-1924 активную идейную борьбу против подвизавшихся в Советской стране распространителей идеализма и мистицизма, разоблачили их полную научную несостоятельность, их прямую связь с внутренней и внешней контрреволюцией. Атеисты разоблачили клеветнические утверждение буржуазных идеологов о том, что будто бы русский народ «религиозен по своей природе». Самым убедит, опровержением этого утверждения явился массовый отход верующих от религии, начавшийся вместе с Великой Октябрьской социалистической революцией. Исследование истории свободомыслия и атеизма позволило также развеять ложную легенду об отсутствии в России серьезных атеистических и материалистических традиций. Советская наука установила, что такие традиции имеют глубокие корни в народных массах и прогрессивные мыслители народов СССР издавна связывали пропаганду передовых взглядов с материализмом и атеизмом. Советские историки доказали также прямую заинтересованность эксплуататорских классов царской России в распространении антинаучной религиозной идеологии. Серьезную роль в этом сыграли труды известного русского историка-марксиста М. Н. Покровского.
Научная разработка проблем атеизма в СССР ведется в неразрывной связи с массовым антирелигиозным движением и с проводимой партией пропагандой научно-атеистической. Развитие научного атеизма и массового антирелигиозного движения в СССР происходило и происходит под знаменем ленинских идей и заветов. На основе творческого развития В. И. Лениным марксистского атеизма была выработана политика Коммунистической партии и Советского государства по отношению к религии и церкви. Партия с успехом использует богатый арсенал средств идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих.
История распространения атеизма в СССР неотделима от истории советского общества. Коренное преобразование экономики, культуры, идеологии и быта, начатое Великой Октябрьской социалистической революцией, вызвало полный переворот в отношении народных масс к религии. Декретом от 5 февр. 1918 церковь была отделена от государства, а школа от церкви и провозглашена свобода совести всех граждан. Массовому отходу трудящихся-верующих от религии и распространению антицерковных настроений сильнейшим образом способствовали события гражданской войны, когда в союзе с белогвардейской контрреволюцией выступали против Советской власти реакционное духовенство, руководители религиозных организаций всех вероисповеданий.
В 1918 в Конституции РСФСР впервые в истории было закреплено законом право граждан быть атеистами и вести антирелигиозную пропаганду. В начале 1919 в проекте программы РКП (б) В. И. Ленин в числе др. задач советского строительства выдвинул и задачи борьбы за освобождение сознания трудящихся от религии в период перехода от капитализма к социализму.
Неоценимое значение для развития атеизма в СССР имели идеи и указания В. И. Ленина о путях преодоления религиозных предрассудков, формах и способах борьбы с религией, направлении и содержании антирелигиозной пропаганды в условиях диктатуры пролетариата, содержащиеся в его выступлениях послеоктябрьского периода. Особенно важную роль сыграла статья В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922), в которой, давая программу деятельности философам-марксистам, В. И. Ленин особо обращал их внимание на необходимость борьбы с религией и фидеизмом. Ленинские идеи о путях освобождения трудящихся от религиозных предрассудков были положены в основу решений партии по вопросам борьбы с религией. Так, в резолюции XII съезда партии «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» (1923) дан анализ причин религиозности среди трудящихся, а также форм и способов атеистической пропаганды, указано на необходимость изучать историю религии, ее происхождение. В решении XIII съезда партии «О работе в деревне» (1924) указаны особенности работы среди сектантов. Вопросы антирелигиозной пропаганды получили отражение в решениях XVI съезда партии и в ряде спец. постановлений ЦК партии.
Одной из главных задач советских атеистов в их научно-исследовательской и пропагандистской, деятельности в переходный период от капитализма к социализму являлось разоблачение контрреволюционной классовой роли религиозных организаций. Наряду с этим большое внимание уделялось также вскрытию антинаучной сущности религиозной идеологии, исследованию проблем происхождения религии и современных вероучений, происхождению и сущности религиозных праздников и обрядов и т. п.
Непосредственно участие в научной и пропагандистской работе в области атеизма принимали старые большевики-ленинцы: В. Д. Бонч-Бруевич, В. В. Боровский, П. А. Красиков, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Н. А. Семашко, И. И. Скворцов-Степанов, Е. М. Ярославский и др. Ряд научных исследований, популярных книг и брошюр по истории религии, истории христианства и иудаизма, о реакционной сущности религиозной идеологии, контрреволюционной деятельности церкви в период Октябрьской революции и гражданской войны написал И. И. Скворцов-Степанов. П. А. Красиков был бессменным редактором журнала «Революция и церковь» (1919-1924). Его статьи, печатавшиеся в этом журнале, изданы отдельным сборником «На церковном фронте» (1923). Сотрудник этого журнала бывший священник М. В. Горев (Галкин) опубликовал брошюры «Троицкая Лавра и Сергий Радонежский», «Голод и церковь» и др. В 1922 по инициативе П. А. Красикова и И. А. Шпицберга было создано научное общество «Атеист» с целью пропаганды лучших трудов по критике религии. Общество издавало с 1923 журнал «Атеист». Издательство «Атеист», существовавшее до 1932, опубликовало сборники «Мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о религии», «Мысли В. И. Ленина о религии», «Мысли Г. В. Плеханова о религии», переводы книг А. Древса, Дж. Фрезера, Дж. Робертсона, ряд трудов советских авторов, в т. ч. «Историю атеизма» И. П. Вороницына, «Историю русской церкви» Н. М. Никольского, «Историю инквизиции» С. Г.Лозинского и др. Зимой 1922 под руководством Е. М. Ярославского в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова в Москве был организован семинар по изучению проблем религии, ставивший целью готовить пропагандистов атеизма. Участники семинара стали активными пропагандистами атеизма, опубликовали ряд книг и брошюр. Сам Е. М. Ярославский еще в начале 20-х гг. опубликовал кн. «Библия для верующих и неверующих» (1923-1924). «Как родятся, живут и умирают боги и богини» (1923), «Мысли В. И. Ленина о религии» (1924) и др. Он был бессменным председателем Союза воинствующих безбожников СССР и ответственным редактором газеты и журнала «Безбожник», журнала «Антирелигиозник» и ряда других атеистических изданий. А. В. Луначарский в своих устных и печатных выступлениях давал глубокую и талантливую критику религиозной идеологии. Его атеистические статьи и выступления были опубликованы в сборнике «Наука, религия, искусство» (М., 1923), в книге «Введение в историю религии» (М., 1924). Огромным успехом пользовались его атеистические лекции и выступления на открытых диспутах с церковниками. Большую работу А. В. Луначарский провел как нарком просвещения по организации атеистического воспитания в школе. Н. К. Крупская в своих трудах исследовала вопросы классовой сущности религии, методов ведения антирелигиозной пропаганды, научно-атеистического воспитания в советской школе и семье.
Научно-исследовательская работа в области теории и истории атеизма и критики религии велась в Коммунистической академии, где, в частности, была организована в 1926 комиссия по истории религии, руководимая М. А. Рейснером, в некоторых институтах АН СССР, на ряде кафедр общественных наук вузов.
Большая группа советских атеистов, работавших в Москве: И, П. Вороницын, Б. М. Завадовский, А. Т. Лукачевспий, В. К. Никольский, Ф. М. Путинцев, А. Б. Ранович, Н. В. Румянцев, В. Н. Сарабьянов, С. JI. Урсынович и др. – опубликовала еще в 20-х гг. ценные труды по вопросам происхождения христианства, происхождения христианских праздников и обрядов, по истории атеизма.
В 20-х же годах профессора Л. Я. Штернберг и В. Г. Богораз-Тан в Ленинградском университете читали курсы лекций «Эволюция религиозных верований» и основали в 1923 Музей сравнительного изучения религии. На Украине по вопросам критики религии писали В. С. Рожицын, И. В. Сухоплюев и др., в Минске проф. Н. М. Никольский, занимавшийся историей религии еще до 1917, организовал в Белорусской Академии наук исследование истории религии и критики религиозной идеологии. В 1928 в Ленинградском университете на историческом факультете было создано под руководством Н. М. Маторипа отделение по истории религии. В конце 20-х и нач. 30-х гг. в 1-м Московском государственном университете, а затем в Институте истории, философии и литературы А. Т. Лукачевский возглавил кафедру по истории религии и атеизма. Активную атеистическую работу вел талантливый агитатор и пропагандист М. О. (Антон) Логинов.
В 1923 в Москве в результате большой работы, проделанной группой товарищей во главе с Б. П. Кандидовым, была создана антирелигиозная выставка, которая послужила основой организации Центрального антирелигиозного музея, существовавшего до 1941 года. В 1932 в Ленинграде по инициативе В. Г. Богораза-Тана на основе выставки, устроенной в 1930 Академией наук СССР, был создан в бывшем Казанском соборе Музей истории религии АН СССР. К 1940 в системе Наркомпроса РСФСР было 19 антирелигиозных музеев.
В развитии атеизма в СССР и его распространении в массах огромную роль сыграла антирелигиозная печать: газета «Безбожник» (1922-1941), журналы «Безбожник» (1925-1941), «Атеист» (1923-1930), «Антирелигиозник» (1926-1941), «Воинствующий атеизм» (1931), «Безбожник у станка» (1923-1932) и многие другие. Антирелигиозные газеты и журналы издавались на многих языках народов СССР: на украинском – журнал «Безвірник», на татарском «Фен-хэм-дин» (позже «Сугышчан аллассыз»), на башкирском - «Дегри», на узбекском - «Худасызлар», на армянском - «Анаствац», на немецком - «Нейланд», на грузинском - «Мебрдзоли атеисти» и др. К 1932 в СССР издавалось 10 антирелигиозных газет и 23 антирелигиозных журнала. Эти издания способствовали развитию массового антирелигиозного движения в стране. Особенно большое значение имела газета «Безбожник», ставшая центром собирания сил атеистов. Возникшее при ней «Общество друзей газеты «Безбожник»» было преобразовано в 1925 в Союз безбожников (впоследствии Союз воинствующих безбожников СССР – СВБ) – массовую организацию, насчитывавшую к началу 1930 г. около 5 млн. членов. Союз воинствующих безбожников выполнил под руководством партии большую работу в области массовой пропаганды атеизма, издания антирелигиозной литературы и ее распространения, подготовки квалифицированных кадров атеистов-пропагандистов, а также в деле привлечения к антирелигиозной пропаганде широких слоев интеллигенции. Работавшее под руководством Центрального Совета СВБ антирелигиозное издательство (ГА ИЗ) опубликовало много книг и брошюр по актуальным вопросам истории религии, критики идеологии, вероучения и политик роли религий, имевших распространение в СССР, по теории и истории атеизма, методике антирелигиозной пропаганды, а также ряд специальных антирелигиозный учебников.
Вопросы атеизма и критики религии получили свое отражение в учебниках и учебных пособиях по философии, в отдельных монографиях и коллективных трудах, посвященных истории обществ, мысли, в Большой Советской Энциклопедии, в различных исследованиях по вопросам истории, этнографии и т. д.
Большая работа по пропаганде научно-атеистических взглядов велась комсомолом, профсоюзами, а также через систему народного просвещения и массовых культурно-просветительских учреждений (школы, клубы, избы-читальни, библиотеки, музеи, театры и т. д.).
Активное участие в пропаганде атеизма принимали деятели науки, здравоохранения, мастера искусства и литературы. Выдающиеся советские писатели М. Горький, Д. Бедный, В. Маяковский, А. Серафимович и др., художники Д. Моор, М. Черемных, В. Дени и др. внесли крупный вклад в атеистическое воспитание трудящихся.
В процессе коренных социалистических преобразований и в результате проведенной партией идеологической работы в атеистическом воспитании трудящихся были достигнуты большие успехи. Так, уже в 1935 отмечалось, что, по крайней мере, около половины населения СССР полностью или частично порвало с религией (см. передовую журнала «Антирелигиозник», 1935, № 6).
В 30-х гг. партия проводила большую работу по выполнению поставленной XVI съездом ВКП(б) задачи — закрепить и развить успехи, достигнутые в деле освобождения трудящихся от влияния религии. В результате построения социализма в
СССР, с полной ликвидацией эксплуататорских классов, были подорваны социальные корни религии, церковь лишилась социальной, классовой базы. Широко развернувшаяся культурная революция способствовала дальнейшему росту массового атеизма среди трудящихся. Изменилась во многом и психология верующих людей, а служители культов стали со все большей определенностью переходить на позиции лояльности по отношению к Советской власти. В работе по пропаганде атеизма потребовались новые формы и методы, соответствующие изменившимся условиям. Повысились требования к теоретическому уровню научных исследований и пропаганды в области атеизма.
Процесс преодоления религиозных пережитков и развитие атеизма и атеистической пропаганды в СССР происходили не без трудностей и противоречий. В годы Великой Отечественной войны, когда в обстановке обрушившихся на каждую семью трудностей и несчастий влияние религии среди некоторой части советских людей возросло, атеистическая пропаганда и, в частности, деятельность СВБ почти прекратилась. В первые послевоенные годы научно-атеистическая пропаганда также не была развернута. Положение стало меняться после того, как ЦК КПСС в своих постановлениях от 7 июля и 10 ноября 1954 осудил утвердившееся среди некоторых партийных и советских работников мнение, будто с ликвидацией классовой базы церкви и прекращением ее контрреволюционной деятельности отпала необходимость в активной атеистической пропаганде и будто в ходе строительства коммунизма религиозная идеология стихийно изживает себя, а вместе с тем подвергает суровой критике имевшие место факты оскорбления религиозных чувств верующих, административного вмешательства в деятельность религиозных объединений и групп и т. п. В постановлениях ЦК были указаны пути и средства преодоления религиозных пережитков.
В последующие годы благодаря мерам, принятым ЦК КПСС, антирелигиозная пропаганда в стране стала усиливаться и улучшаться. Местные партийные организации стали более внимательно относиться к этой работе. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (ныне общество «Знание»), к которому перешли функции ликвидированного СВБ, стало более широко развертывать лекционную и др. формы пропаганды атеизма. Больше стали уделять внимания этой работе органы печати, радио. С 1959 г. начал выходить журнал «Наука и религия», который играет большую роль в пропаганде атеизма. Было введено преподавание курса основ научного атеизма во многих высших учебных заведениях. Большой размах получила научно-исследовательская работа по вопросам атеизма и критики религии. При активном участии В. Д. Бонч-Бруевича был восстановлен в Ленинграде Музей истории религии и атеизма АН СССР (ныне находится в ведении Министерства культуры РСФСР), в 1947 был создан сектор истории религии и атеизма в Институте истории АН СССР и организовано издание периодических сборников «Вопросы истории религии и атеизма» (1950-1964), «Ежегодника Музея истории религии и атеизма» (1957-1964) и серии книг «Научно-атеистическая библиотека», которая имела задачей публикацию лучших произведений мировой атеистической мысли. В 1959 г. в Институте философии АН СССР был создан сектор атеизма, группы по вопросам истории и критики религии были созданы в Институте этнографии и Институте народов Азии. (На базе атеистических секторов и групп Институтов философии, истории, этнографии АН СССР в 1964 г. создан Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС.) В 1959-1964 при Отделении философии и правовых наук АН СССР существовал Научный совет по координации работы в области атеизма и критики религии. В Институте философии АН УССР был создан отдел атеизма. Научно-исследовательскую работу в области атеизма ведут кафедры теории и истории атеизма в Московском и Киевском университетах. На философском факультете Ленинградского университета введена специализация по научному атеизму. В ряде научных учреждений есть аспирантура по атеизму и истории религии.
В издаваемых советскими учеными исследованиях, учебниках, научно-популярных изданиях по философии, истории, этнографии и др., серьезное внимание уделяется вопросам теории и истории атеизма, истории религии и политике религиозных организаций, критике религиозной идеологии и фидеизма. Проблемы атеизма освещаются в сборнике «Вопросы научного атеизма», журнале «Вопросы философии», «Философские науки» и др. В многотомных трудах «Всемирная история», «История философии» и др., в Большой и Малой советских энциклопедиях, в Философской и Исторической энциклопедиях и др. фундаментальных изданиях уделяется значительное место вопросам атеизма и истории религии. Научно-атеистическая литература издается центральными и областными издательствами.
В научной и пропагандистской работе по атеизму участвуют крупные советские ученые. Советскими учеными, в особенности за последние годы, проведены серьезные научные исследования и опубликованы многие труды по актуальным проблемам атеизма и критики религии: по основным вопросам теории и истории атеизма, по происхождению и ранним формам религии, по происхождению христианства, по истории католицизма и папства, критике идеологии и политики Ватикана, по истории и критике идеологии православия, по происхождению иудаизма и критике его идеологии, по истории ислама и критике его идеологии, по истории буддизма, по вопросам истории и критике идеологии современного христианского сектантства, по естественнонаучным вопросам атеизма и др. Ряд советских философов посвятили свои исследования разоблачению новейших форм идеализма, фидеизма в зарубежной буржуазной философии, социологии, этике и т. д. Серьезная работа проведена также советскими историками философии по восстановлению истинного значения передовых мыслителей прошлого – материалистов и атеистов – и изданию их работ.
Большое значение для подъема всей идеологической работы в стране и, в частности, для усиления и совершенствования атеистического воспитания трудящихся имели XXII съезд КПСС и принятая съездом Программа партии. Содержащиеся в Программе партии положения о путях формирования научного материалистического мировоззрения трудящихся масс и преодоления религиозных пережитков представляют важный вклад в теорию научного атеизма. Вопросам атеистического воспитания и формирования научного мировоззрения трудящихся было посвящено расширенное заседание Идеологической комиссии при ЦК КПСС в ноябре 1963 года. Предложенные ею мероприятия по усовершенствованию атеистической воспитательной работы были одобрены Постановлением ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения».
В борьбе за построение коммунизма растет и воспитывается человек с материалистическим, атеистическим мировоззрением. В СССР сложился советский образ жизни, сформировался духовный облик нового человека, который в своих мыслях и деяниях чужд представлениям о сверхъестественных силах, руководствуется научным мировоззрением.
Осуществляемая в СССР планомерность во всей общественно-хозяйственной деятельности народа в сочетании с культурной революцией и активной борьбой против пережитков прошлого в сознании людей приведет к полному отмиранию религии. Религиозное отражение мира исчезает в сознании людей, т. к. отношения практической повседневной жизни все более получают выражение в ясных, разумных связях между людьми и между человеком и природой. Атеизм в СССР стал массовым явлением. С религией порвали широкие массы трудящихся города и деревни. Построение коммунистического общества в Советском Союзе будет иметь решающее значение в деле преодоления пережитков прошлого, в т. ч. и религиозных пережитков, в сознании и поведении членов нашего общества.
Лит.: Вопросы научного атеизма. Вып. 4. Победы научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет. М., 1967.
И. П. Цамерян, М. И. Шахнович