15 июня 1664 года - родился французский философ-материалист, атеист Жан Мелье.
Жан Мелье
Судьба «Завещания Мелье»
В 1739 г. мужественные и честные люди начали распространять во Франции рукописные списки «Завещания» Жана Мелье. «Завещание» переписывалось, передавалось из рук в руки. Молва о нем разносилась все шире и шире. Несколько лет спустя об этой книге узнал весь мир. Она вошла в число лучших произведений атеистической литературы, сыгравших большую роль в разоблачении религии.
«Завещанием» эта книга названа не случайно. Это предсмертное произведение католического священника, в котором он подверг беспощадному разоблачению религию, религиозную мораль, деяния служителей церкви.
Жан Мелье родился в 1664 г. в семье деревенского ткача. Окончив семинарию, он стал священником в бедной деревушке Эстрепаньи. Во французской деревне на рубеже XVII и XVIII вв. царила безысходная нужда. То, чего не успевали выжать из народа помещики, отбиралось королевскими властями. Наблюдая картины крестьянской нищеты, Мелье быстро потерял веру во всемилостивейшего бога. Но открытое выступление против религии в его эпоху было крайне опасно. И Мелье продолжал исполнять обязанности священнослужителя. Однако, оставаясь священником, он пытался помогать крестьянам своего прихода, осуждал произвол крепостников. Это, послужило причиной преследований его со стороны церковного начальства. Преследования и непрерывные угрызения совести довели Мелье до самоубийства. Он трагически погиб в 1729 г., уморив себя голодом.
В своем предсмертном «Завещании» Мелье высказал все то, о чем он не решился открыто сказать при жизни. Со страниц этой книги заговорил один из самых смелых революционеров Франции.
Корень всех народных бедствий Мелье видел в существовании частной собственности. Отдельные люди присваивают себе в частную собственность блага и богатства земли, тогда как владеть ими должны все. В борьбе за богатство побеждают «самые злые и недостойные». Возникает вопиющее неравенство. Трудовой люд нищенствует, голодает, он бесправен и несчастен. Его трудом живет знать, а также огромная армия служителей религии. Ад и рай, о которых говорят церковники, существуют на земле. В аду находятся здесь, на земле, трудящиеся, в раю же – те, кто ничего не делает.
Выход из этого положения, по словам Мелье, существует один – революция. Она должна ликвидировать частную собственность и создать «нормальное общество», которое должно быть обществом коммунистическим. В своем учении при всей его утопичности и наивности Мелье выступает как один из предшественников научного коммунизма.
Мелье был далек от понимания законов развития общества. Как и все французские мыслители XVIII в., он являлся идеалистом в понимании общественной жизни. Существование частной собственности для него не закономерный этап в развитии производственных отношений, а результат насилия и обмана. Главное же средство этого обмана, по словам Мелье, религия, возникшая как выдумка политиков, нуждавшихся в оправдании захвата ими общественных благ, И держится эта выдумка благодаря темноте и невежеству масс. Для того, чтобы уничтожить частную собственность, нужно открыть людям глаза на обман, разоблачить ложь религии. Поэтому большая часть «Завещания» посвящена обоснованию и пропаганде атеизма.
Наиболее сильной стороной атеизма Мелье является критика эксплуататорской роли религии. Политика и религия, по мнению Мелье, уживаются как два вора. Религия поддерживает самое дурное правительство, правительство поддерживает самую глупую религию. Служители религии заставляют народ повиноваться властям под страхом вечного осуждения. С особой силой Мелье обрушивается на христианскую религию и ее служителей. Христианские священнослужители под предлогом того, что они ведут людей к небу и заботятся об их вечном спасении, мешают народу пользоваться счастьем на земле. Христианская мораль служит порабощению народа. Прославляя страдания и осуждая естественные влечения человека, она внушает людям необходимость терпеливо переносить нищету, угнетения и унижения. Стремиться к благам жизни, по учению христианства, – грех; покоряться своей несчастной участи – добродетель. Но хуже всего повеление любить своих врагов. Это правило противоречит здравому смыслу и справедливости, поощряет злых и содействует угнетению добрых. Мелье показывает бессмысленность веры в пророчества и чудеса, разоблачает дикость христианского культа, показывает, что он заимствован из древних языческих религий.
Вторую часть своего «Завещания» выдающийся мыслитель посвятил критике богословских и идеалистических обоснований существования бога и бессмертной души. В этой критике он исходит из созданной им системы философского материализма. Религиозному принижению разума, учению о превосходстве слепой веры над знанием Мелье противопоставляет утверждение о всемогуществе человеческого разума, опирающегося на чувства. Человеческий разум способен познать сущность вещей. Такой сущностью является материя, которая существует вечно, как первопричина всех вещей. Мелье указывает, что все многообразие мира возникает в результате движения материи, изменения и сочетания ее частей. Все в природе происходит по естественным законам. Допущение существования бога, сотворившего мир, приводит к многочисленным противоречиям. Творения природы нисколько не показывают и не доказывают существования высшего разума.
Мелье предвидел, что его книга вызовет бурную реакцию в стане защитников эксплуататорского строя. Жизнь подтвердила правоту этого предвидения. Даже союзники Мелье в борьбе с религией и церковью были напуганы революционностью «Завещания». Вольтер в одном из своих писем признавался, что он дрожал от страха, читая Мелье. Он выпустил в 1762 г. «Завещание» со значительными пропусками и искажениями. Но и в этом виде оно было ненавистно правящим классам, которые неоднократно посылали на костер тиражи книги. Последнее такое сожжение произошло в 1838 г. Полностью «Завещание» было выпущено только в 1864 г. в Голландии.
Настоящее признание Мелье получил в СССР, где дважды выходил в свет полный перевод его «Завещания». Книга Мелье проникнута верой в неизбежную победу коммунистического строя, в неизбежное торжество материалистического мировоззрения, беспощадным разоблачением чуждой народу религиозной идеологии.
К тем, кто еще блуждает во мраке религии, обращены слова Мелье: «Отбросьте же полностью все эти пустые и суеверные обряды религии, изгоните из вашего ума эту безумную и слепую веру в мнимые тайны».