15 июня 1664 года - родился французский философ-материалист, атеист Жан Мелье.

Жан Мелье

http://sg.uploads.ru/t/nuXte.jpg

Судьба «Завещания Мелье»

В 1739 г. мужественные и честные люди начали распространять во Франции рукописные списки «Завещания» Жана Мелье. «Заве­щание» переписывалось, передавалось из рук в руки. Молва о нем разносилась все шире и шире. Несколько лет спустя об этой книге узнал весь мир. Она вошла в число лучших произведений атеистической лите­ратуры, сыгравших большую роль в разоблачении религии.

«Завещанием» эта книга названа не случайно. Это предсмертное про­изведение католического священника, в котором он подверг беспощадно­му разоблачению религию, религиозную мораль, деяния служителей церкви.

Жан Мелье родился в 1664 г. в семье деревенского ткача. Окончив семинарию, он стал священником в бедной деревушке Эстрепаньи. Во французской деревне на рубеже XVII и XVIII вв. царила безысходная нужда. То, чего не успевали выжать из народа помещики, отбиралось королевскими властями. Наблюдая картины крестьянской нищеты, Мелье быстро потерял веру во всемилостивейшего бога. Но открытое выступле­ние против религии в его эпоху было крайне опасно. И Мелье продол­жал исполнять обязанности священнослужителя. Однако, оставаясь свя­щенником, он пытался помогать крестьянам своего прихода, осуждал произвол крепостников. Это, послужило причиной преследований его со стороны церковного начальства. Преследования и непрерывные угрызе­ния совести довели Мелье до самоубийства. Он трагически погиб в 1729 г., уморив себя голодом.

В своем предсмертном «Завещании» Мелье высказал все то, о чем он не решился открыто сказать при жизни. Со страниц этой книги за­говорил один из самых смелых революционеров Франции.

Корень всех народных бедствий Мелье видел в существовании частной собственности. Отдельные люди присваивают себе в частную собствен­ность блага и богатства земли, тогда как владеть ими должны все. В борьбе за богатство побеждают «самые злые и недостойные». Возни­кает вопиющее неравенство. Трудовой люд нищенствует, голодает, он бесправен и несчастен. Его трудом живет знать, а также огромная армия служителей религии. Ад и рай, о которых говорят церковники, существу­ют на земле. В аду находятся здесь, на земле, трудящиеся, в раю же – те, кто ничего не делает.

Выход из этого положения, по словам Мелье, существует один – ре­волюция. Она должна ликвидировать частную собственность и создать «нормальное общество», которое должно быть обществом коммунисти­ческим. В своем учении при всей его утопичности и наивности Мелье вы­ступает как один из предшественников научного коммунизма.

Мелье был далек от понимания законов развития общества. Как и все французские мыслители XVIII в., он являлся идеалистом в понимании общественной жизни. Существование частной собственности для него не закономерный этап в развитии производственных отношений, а результат насилия и обмана. Главное же средство этого обмана, по словам Мелье, религия, возникшая как выдумка политиков, нуждавшихся в оправдании захвата ими общественных благ, И держится эта выдумка благодаря темноте и невежеству масс. Для того, чтобы уничтожить частную соб­ственность, нужно открыть людям глаза на обман, разоблачить ложь религии. Поэтому большая часть «Завещания» посвящена обоснованию и пропаганде атеизма.

Наиболее сильной стороной атеизма Мелье является критика эксплуа­таторской роли религии. Политика и религия, по мнению Мелье, ужива­ются как два вора. Религия поддерживает самое дурное правительство, правительство поддерживает самую глупую религию. Служители рели­гии заставляют народ повиноваться властям под страхом вечного осуж­дения. С особой силой Мелье обрушивается на христианскую религию и ее служителей. Христианские священнослужители под предлогом того, что они ведут людей к небу и заботятся об их вечном спасении, мешают народу пользоваться счастьем на земле. Христианская мораль служит по­рабощению народа. Прославляя страдания и осуждая естественные вле­чения человека, она внушает людям необходимость терпеливо перено­сить нищету, угнетения и унижения. Стремиться к благам жизни, по учению христианства, – грех; покоряться своей несчастной участи – добродетель. Но хуже всего повеление любить своих врагов. Это прави­ло противоречит здравому смыслу и справедливости, поощряет злых и содействует угнетению добрых. Мелье показывает бессмысленность ве­ры в пророчества и чудеса, разоблачает дикость христианского культа, показывает, что он заимствован из древних языческих религий.

Вторую часть своего «Завещания» выдающийся мыслитель посвятил критике богословских и идеалистических обоснований существования бога и бессмертной души. В этой критике он исходит из созданной им системы философского материализма. Религиозному принижению разума, учению о превосходстве слепой веры над знанием Мелье противопостав­ляет утверждение о всемогуществе человеческого разума, опирающегося на чувства. Человеческий разум способен познать сущность вещей. Та­кой сущностью является материя, которая существует вечно, как перво­причина всех вещей. Мелье указывает, что все многообразие мира возни­кает в результате движения материи, изменения и сочетания ее частей. Все в природе происходит по естественным законам. Допущение существо­вания бога, сотворившего мир, приводит к многочисленным противоре­чиям. Творения природы нисколько не показывают и не доказывают существования высшего разума.

Мелье предвидел, что его книга вызовет бурную реакцию в стане защитников эксплуататорского строя. Жизнь подтвердила правоту это­го предвидения. Даже союзники Мелье в борьбе с религией и церковью были напуганы революционностью «Завещания». Вольтер в одном из своих писем признавался, что он дрожал от страха, читая Мелье. Он вы­пустил в 1762 г. «Завещание» со значительными пропусками и искаже­ниями. Но и в этом виде оно было ненавистно правящим классам, кото­рые неоднократно посылали на костер тиражи книги. Последнее такое сожжение произошло в 1838 г. Полностью «Завещание» было выпуще­но только в 1864 г. в Голландии.

Настоящее признание Мелье получил в СССР, где дважды выходил в свет полный перевод его «Завещания». Книга Мелье проникнута ве­рой в неизбежную победу коммунистического строя, в неизбежное тор­жество материалистического мировоззрения, беспощадным разоблаче­нием чуждой народу религиозной идеологии.

К тем, кто еще блуждает во мраке религии, обращены слова Мелье: «Отбросьте же полностью все эти пустые и суеверные обряды религии, изгоните из вашего ума эту безумную и слепую веру в мнимые тайны».

Источник