Джордано Бруно
Он был сожжен в ранний утренний час при свете факелов. Кровавые языки пламени лизали его тело, а рядом, у его ног, пылали книги, в которых он рассказал человечеству правду о мироздании, раскрыл тайны природы. Пламя испепелило бумагу, но оно не смогло уничтожить мысли великого человека, которые пережили века. И люди XX столетия свято хранят память о беспримерном подвиге выдающегося ученого, непримиримого борца за науку…
Джордано Бруно родился в 1548 г. в Италии, в маленьком городке Ноле, близ Неаполя, в семье мелкого дворянина. С юных лет пробудилась в нем тяга к знаниям. В десять лет он начал учиться в Неаполе в частной гуманистической школе, в семнадцать вступил в доминиканский монашеский орден, стал послушником в неаполитанском монастыре святого Доминика. В те далекие годы монастыри Италии были центрами школьного обучения, очагами средневековой культуры. Двенадцать долгих лет пребывания в монастыре Бруно посвятил глубокому изучению гуманитарных наук и естествознания. С жадностью он впитывает в себя все, чем была богата современная ему наука. Он знакомится с трудами древних мыслителей, с сочинениями передовых ученых своего времени: Коперника, Парацельса, Телезио. Он изучает логику и диалектику, литературу и метафизику, делает свои первые литературные опыты. Он пишет комедию «Светильник», в которой в сатирической форме рисует своих собратьев по монашескому ордену, высмеивает Псевдоученых, прикрывающих высокопарными речами свое невежество.
Пребывание в монастыре дало многое для становления взглядов и воззрений молодого Бруно. Находясь в среде монахов, он видит вокруг себя лицемерие, ханжество, ложь, процветающие в стенах божьей обители. Шаг за шагом он приходит к пониманию ложности религиозного вероучения, которое провозглашается с церковных кафедр.
Первым вызовом Бруно католической религии было его выступление против культа икон. В 1566 г. Бруно, уже переведенный из послушников в монахи, выбросил из своей кельи образа святых, за что был привлечен к суду святой инквизиции. Проходит еще некоторое время – и молодой монах монастыря святого Доминика подвергается новому обвинению – в кощунстве над образом богоматери. Тучи над головой Бруно сгущаются. Все новые и новые обвинения против него накапливаются в канцелярии инквизиции, Обвинительный акт против Бруно содержит в себе 130 пунктов, которые гласят о том, что обвиняемый является опасным преступником, еретиком, осмелившимся подвергнуть критике учение католической церкви. И тогда Бруно навсегда порывает с орденом доминиканцев. Снимает монашескую одежду и под покровом ночи бежит из монастыря – сначала в Рим, а затем в Северную Италию. Начались долгие годы странствий Бруно по дорогам Европы.
В апреле 1579 г. он прибыл в Женеву. Он попытался обосноваться в этом городе, который находился во власти протестантской церкви, но его смелые выступления против кальвинистов, беспощадная критика кальвинистского учения о предопределении вызвали взрыв негодования дипломированных богословов. В этот период Бруно сделал попытку опубликовать брошюру, в которой излагал свои взгляды. Сыщики донесли властям об этой брошюре, и Женевский сенат не замедлил отдать приказ об аресте Бруно. По приговору протестантского церковного суда – консистории он был подвергнут унизительным обрядам, отлучен от церкви. К счастью, дело закончилось благополучно, Бруно вскоре был освобожден и получил возможность покинуть Женеву.
И снова скитания. Лион… Тулуза… Париж… Лондон… И так шестнадцать долгих лет. В эти годы Бруно не прекращает занятий наукой. Из-под его пера выходят труды, которым суждено было на века прославить имя выдающегося мыслителя, отвергнутого современным ему миром. Из многочисленных сочинений Бруно наиболее значительны «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», «О безмерном и бесчисленном», «Пир на пепле» и др. В этих сочинениях он выступает с критикой религиозного вероучения, основных догматов христианства. Бруно не скрывал своих взглядов, поэтому у инквизиции было достаточно материала для обвинительного акта, отправившего великого ученого на костер… Церковь обвиняла его в том, что он «говорил и думал, будто Христос не является сыном божьим, не воплотился и не родился от блаженной девы, что человеческое и божественное существовали в нем только в единой ипостаси... что чудеса его были мнимыми и не удивительно, если он предсказал собственную позорнейшую смерть, так как совершал злодеяния. Что христианская вера преисполнена кощунствами, что нет хороших монашеских орденов и даже надо уничтожить ордена, как и отобрать доходы, принадлежащие монахам. Отрицал пресуществление хлеба и вина в тело и кровь господа нашего, как и благодать остальных таинств, приобретенную ими от страстей господа Иисуса Христа, Говорил, что покаяние излишне для спасения души, что плотский грех не есть грех и что святая церковь впала в великое заблуждение, запрещая его, ибо он очень полезен для природы».
Выступая с критикой христианского вероучения, Бруно в то же время со всей присущей ему страстью и гневом обрушивается на его носителей – служителей христианской религии. Он обличает алчность, корыстолюбие церковников, их мракобесие, кровавую деятельность святой инквизиции. Он бросает смелый вызов богословам, обвиняя их в бесплодности, в слепом преклонении перед церковными авторитетами. Он всячески возвеличивает силу разума, считая, что никакие преграды не могут помешать человеку познать мир.
В своих естественнонаучных работах Бруно исходил из единства Вселенной, которая, как он указывал, материальна по своей природе. Эта мысль является исходной в выдвинутой им идее о бесконечности миров. В сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» он утверждал, что «Вселенная не имеет предела и края, но безмерна и бесконечна». Если Коперник ставил в центр Вселенной Солнце, то Бруно рассматривал это светило как одну из рядовых звезд, которых во Вселенной существует бессчетное множество. Солнце является центром лишь небольшого участка Вселенной – нашей солнечной системы. Но если мы выйдем за ее пределы, то окажется, что имеется неведомое число таких же солнц. В своей работе «О безмерном и бесчисленном» мыслитель высказывал догадку о вращении Солнца и звезд вокруг оси, впоследствии подтвержденную Галилеем и другими астрономами.
Значительный удар по религии нанесли работы Бруно, в которых он развенчал ложные представления о противоположности между землей и небом. Земля, согласно его учению, вовсе не является планетой, избранной богом, она является одним из небесных тел, подчиняющихся единым законам, господствующим во Вселенной. А если так, то можно смело утверждать, что в бесконечной Вселенной есть немало других планет, на которых обитают разумные существа.
Но, отвергая религиозное учение о существовании бога, творца природы и человека, управляющего миром, Бруно не был до конца последовательным. Он сохранял в своих воззрениях представление о боге, но совсем об ином боге: боге – совокупности вещей и явлений окружающего мира. В представлении Бруно бог отождествлялся с природой. Эту непоследовательность можно считать данью времени, данью историческим условиям, в которых жил и работал великий мыслитель.
Шестнадцать лет прожил Джордано Бруно вдали от родины. И вдруг в начале 1591 г. Бруно получает приглашение от венецианского мецената Мочениго прибыть в Венецию. Знатный вельможа обещает ему неприкосновенность, свою защиту от инквизиции. Родина! Это слово зовет, манит, влечет Бруно. Пренебрегая опасностью, не раздумывая, он принимает приглашение. Разве он мог знать, что на родной земле его ждет жестокое предательство?
Вскоре после прибытия Бруно в Венецию Мочениго передает его в руки инквизитора. Майским днем 1592 г. закрытая гондола доставила «еретика» в тюрьму венецианской инквизиции. Бруно был брошен в мрачное подземелье, в одиночную камеру, находившуюся под неустанным надзором стражников. Так началась последняя страница жизни выдающегося мыслителя.
Когда об аресте ученого узнали в Риме, римская инквизиция потребовала у венецианских католиков передачи ей опасного преступника. Сам папа Климент VIII вмешался в это дело и настоял, чтобы Бруно судила римская инквизиция. Потянулись долгие дни допросов, пыток, истязаний. Инквизиторы пытались сломить Бруно, добиться от него отречения от своих взглядов. Но он оставался непреклонен, продолжал отстаивать свои убеждения. «Брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни, ноланец, – говорится в отчете конгрегации, – священник ордена братьев проповедников, рукоположенный из монахов, магистр святого богословия, заявил, что не должен отрекаться, не имеет от чего отрекаться, не видит основания для отречения и не знает, от чего отрекаться».
Участь Бруно была решена: он был приговорен к смерти. Приговор был зачитан во дворце кардинала Мадруци. Бруно стоял в окружении солдат папской гвардии, одетый в монашескую рясу, держа в руках зажженную свечу. Он слушал слова нотария инквизиции спокойно, ничем не выдавая своего волнения. А когда тот кончил и палач вырвал из рук осужденного зажженную свечу и погасил ее в знак того, что «еретик» приговаривается к смерти, Бруно высоко поднял голову и бросил в лицо своим врагам гневные слова:
– Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его.
17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был казнен. Он был сожжен в ранний утренний час при свете факелов на римской площади, носящей поэтическое название Кампо ди Фьоре – площадь Цветов. Но Джордано Бруно и сегодня в рядах тех, кто борется с мракобесием, невежеством, во имя передовой науки, освещающей путь человечеству к прогрессу.