Джордано Бруно

http://se.uploads.ru/t/2kzBK.jpg

Он был сожжен в ранний утренний час при свете факелов. Кровавые языки пламени лизали его те­ло, а рядом, у его ног, пылали книги, в которых он рассказал человечеству правду о мироздании, раскрыл тайны природы. Пламя испепелило бумагу, но оно не смогло уничтожить мысли великого человека, которые пережили века. И люди XX столетия свято хранят па­мять о беспримерном подвиге выдающегося ученого, непримиримого борца за науку…

Джордано Бруно родился в 1548 г. в Италии, в ма­леньком городке Ноле, близ Неаполя, в семье мелкого дворянина. С юных лет пробудилась в нем тяга к зна­ниям. В десять лет он начал учиться в Неаполе в ча­стной гуманистической школе, в семнадцать вступил в доминиканский монашеский орден, стал послушником в неаполитанском монастыре святого Доминика. В те да­лекие годы монастыри Италии были центрами школьного обучения, очагами средневековой культуры. Двенадцать долгих лет пребывания в монастыре Бруно посвятил глу­бокому изучению гуманитарных наук и естествознания. С жадностью он впитывает в себя все, чем была бо­гата современная ему наука. Он знакомится с трудами древних мыслителей, с сочинениями передовых ученых своего времени: Коперника, Парацельса, Телезио. Он изучает логику и диалектику, литературу и метафизику, делает свои первые литературные опыты. Он пишет комедию «Светильник», в которой в сатирической форме рисует своих собратьев по монашескому ордену, вы­смеивает Псевдоученых, прикрывающих высокопарными речами свое невежество.

Пребывание в монастыре дало многое для становле­ния взглядов и воззрений молодого Бруно. Находясь в среде монахов, он видит вокруг себя лицемерие, хан­жество, ложь, процветающие в стенах божьей обители. Шаг за шагом он приходит к пониманию ложности ре­лигиозного вероучения, которое провозглашается с цер­ковных кафедр.

Первым вызовом Бруно католической религии было его выступление против культа икон. В 1566 г. Бруно, уже переведенный из послушников в монахи, выбросил из своей кельи образа святых, за что был привлечен к суду святой инквизиции. Проходит еще некоторое вре­мя – и молодой монах монастыря святого Доминика подвергается новому обвинению – в кощунстве над об­разом богоматери. Тучи над головой Бруно сгущаются. Все новые и новые обвинения против него накапливают­ся в канцелярии инквизиции, Обвинительный акт против Бруно содержит в себе 130 пунктов, которые гласят о том, что обвиняемый является опасным преступником, еретиком, осмелившимся подвергнуть критике учение ка­толической церкви. И тогда Бруно навсегда порывает с орденом доминиканцев. Снимает монашескую одежду и под покровом ночи бежит из монастыря – сначала в Рим, а затем в Северную Италию. Начались долгие годы странствий Бруно по дорогам Европы.

В апреле 1579 г. он прибыл в Женеву. Он попы­тался обосноваться в этом городе, который находился во власти протестантской церкви, но его смелые вы­ступления против кальвинистов, беспощадная критика кальвинистского учения о предопределении вызвали взрыв негодования дипломированных богословов. В этот период Бруно сделал попытку опубликовать брошюру, в которой излагал свои взгляды. Сыщики донесли вла­стям об этой брошюре, и Женевский сенат не замедлил отдать приказ об аресте Бруно. По приговору проте­стантского церковного суда – консистории он был под­вергнут унизительным обрядам, отлучен от церкви. К счастью, дело закончилось благополучно, Бруно вско­ре был освобожден и получил возможность покинуть Женеву.

И снова скитания. Лион… Тулуза… Париж… Лон­дон… И так шестнадцать долгих лет. В эти годы Бруно не прекращает занятий наукой. Из-под его пера выхо­дят труды, которым суждено было на века прославить имя выдающегося мыслителя, отвергнутого современным ему миром. Из многочисленных сочинений Бруно наибо­лее значительны «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином», «О безмерном и бесчис­ленном», «Пир на пепле» и др. В этих сочинениях он выступает с критикой религиозного вероучения, основ­ных догматов христианства. Бруно не скрывал своих взглядов, поэтому у инквизиции было достаточно мате­риала для обвинительного акта, отправившего великого ученого на костер… Церковь обвиняла его в том, что он «говорил и думал, будто Христос не является сыном божьим, не воплотился и не родился от блаженной девы, что человеческое и божественное существовали в нем только в единой ипостаси... что чудеса его были мни­мыми и не удивительно, если он предсказал собствен­ную позорнейшую смерть, так как совершал злодеяния. Что христианская вера преисполнена кощунствами, что нет хороших монашеских орденов и даже надо уничто­жить ордена, как и отобрать доходы, принадлежащие монахам. Отрицал пресуществление хлеба и вина в тело и кровь господа нашего, как и благодать остальных та­инств, приобретенную ими от страстей господа Иисуса Христа, Говорил, что покаяние излишне для спасения души, что плотский грех не есть грех и что святая цер­ковь впала в великое заблуждение, запрещая его, ибо он очень полезен для природы».

Выступая с критикой христианского вероучения, Бру­но в то же время со всей присущей ему страстью и гневом обрушивается на его носителей – служителей христианской религии. Он обличает алчность, корысто­любие церковников, их мракобесие, кровавую деятель­ность святой инквизиции. Он бросает смелый вызов бо­гословам, обвиняя их в бесплодности, в слепом прекло­нении перед церковными авторитетами. Он всячески воз­величивает силу разума, считая, что никакие преграды не могут помешать человеку познать мир.

В своих естественнонаучных работах Бруно исходил из единства Вселенной, которая, как он указывал, ма­териальна по своей природе. Эта мысль является ис­ходной в выдвинутой им идее о бесконечности миров. В сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» он утверждал, что «Вселенная не имеет предела и края, но безмерна и бесконечна». Если Коперник ставил в центр Вселенной Солнце, то Бруно рассматривал это светило как одну из рядовых звезд, которых во Вселен­ной существует бессчетное множество. Солнце является центром лишь небольшого участка Вселенной – нашей солнечной системы. Но если мы выйдем за ее пределы, то окажется, что имеется неведомое число таких же солнц. В своей работе «О безмерном и бесчисленном» мыслитель высказывал догадку о вращении Солнца и звезд вокруг оси, впоследствии подтвержденную Гали­леем и другими астрономами.

Значительный удар по религии нанесли работы Бру­но, в которых он развенчал ложные представления о противоположности между землей и небом. Земля, со­гласно его учению, вовсе не является планетой, избран­ной богом, она является одним из небесных тел, под­чиняющихся единым законам, господствующим во Все­ленной. А если так, то можно смело утверждать, что в бесконечной Вселенной есть немало других планет, на которых обитают разумные существа.

Но, отвергая религиозное учение о существовании бога, творца природы и человека, управляющего миром, Бруно не был до конца последовательным. Он сохранял в своих воззрениях представление о боге, но совсем об ином боге: боге – совокупности вещей и явлений окружающего мира. В представлении Бруно бог отож­дествлялся с природой. Эту непоследовательность можно считать данью времени, данью историческим условиям, в которых жил и работал великий мыс­литель.

Шестнадцать лет прожил Джордано Бруно вдали от родины. И вдруг в начале 1591 г. Бруно получает приглашение от венецианского мецената Мочениго при­быть в Венецию. Знатный вельможа обещает ему не­прикосновенность, свою защиту от инквизиции. Родина! Это слово зовет, манит, влечет Бруно. Пренебрегая опас­ностью, не раздумывая, он принимает приглашение. Разве он мог знать, что на родной земле его ждет жестокое предательство?

Вскоре после прибытия Бруно в Венецию Мочениго передает его в руки инквизитора. Майским днем 1592 г. закрытая гондола доставила «еретика» в тюрьму вене­цианской инквизиции. Бруно был брошен в мрачное подземелье, в одиночную камеру, находившуюся под неустанным надзором стражников. Так началась послед­няя страница жизни выдающегося мыслителя.

Когда об аресте ученого узнали в Риме, римская ин­квизиция потребовала у венецианских католиков пере­дачи ей опасного преступника. Сам папа Климент VIII вмешался в это дело и настоял, чтобы Бруно судила римская инквизиция. Потянулись долгие дни допросов, пыток, истязаний. Инквизиторы пытались сломить Бру­но, добиться от него отречения от своих взглядов. Но он оставался непреклонен, продолжал отстаивать свои убеждения. «Брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни, ноланец, – говорится в отчете конгрегации, – священник ордена братьев проповедников, рукоположен­ный из монахов, магистр святого богословия, заявил, что не должен отрекаться, не имеет от чего отрекаться, не видит основания для отречения и не знает, от чего отрекаться».

Участь Бруно была решена: он был приговорен к смерти. Приговор был зачитан во дворце кардинала Мадруци. Бруно стоял в окружении солдат папской гвардии, одетый в монашескую рясу, держа в руках зажженную свечу. Он слушал слова нотария инкви­зиции спокойно, ничем не выдавая своего волнения. А когда тот кончил и палач вырвал из рук осужден­ного зажженную свечу и погасил ее в знак того, что «еретик» приговаривается к смерти, Бруно высоко под­нял голову и бросил в лицо своим врагам гневные слова:

– Вероятно, вы с большим страхом произносите при­говор, чем я выслушиваю его.

17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был казнен. Он был сожжен в ранний утренний час при свете факелов на римской площади, носящей поэтическое на­звание Кампо ди Фьоре – площадь Цветов. Но Джор­дано Бруно и сегодня в рядах тех, кто борется с мра­кобесием, невежеством, во имя передовой науки, осве­щающей путь человечеству к прогрессу.

Источник