Как Николай Коперник разрушил библейскую картину мира? За что был сожжен на костре Джордано Бруно?
Религия представляет мир не единым, а раздвоенным. Он якобы состоит из бога и природы, души и тела, духа и материи, потустороннего мира и земного. В неразрывной связи с этим представлением о мире стоит учение, о геоцентризме (от слова «гео»— земля), сущность которого состоит в том, что Земля занимает центральное положение во Вселенной, а Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Такое представление о Земле приводит верующих к выводу, что земным богам подвластна вся Вселенная.
Польский ученый Николай Коперник (1473— 1543) в своих трудах и главным образом в книге «Об обращении небесных кругов» доказал, что Земля не является центром мира, а представляет собой лишь одну из планет, движущихся вокруг Солнца.
Трактуя, таким образом, Вселенную, Николай Коперник разрушил геоцентрическую картину мира. А, следовательно, отвергал представление об исключительности Земли. Ведь если миров много, то возможны и другие обитаемые миры. Подрывалась догма о человеке как высшей цели божественного творения. Значит, все библейские сказки о сотворении Земли богом, об Иисусе Христе теряли свое значение.
Вот почему церковь запретила труды Коперника, объявила его учение величайшей ересью и стала жестоко расправляться со сторонниками этого учения. «Отсюда,— замечает Ф. Энгельс по поводу открытий Коперника,— начинает свое летоисчисление освобожденное естествознание от теологии…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 347.)
Развивая учение Коперника, выдающийся итальянский философ и ученый Джордано Бруно (1548— 1600) пришел к выводу: Вселенная бесконечна, звезды — такие же огромные светила, как и Солнце, и, возможно, окружены планетами, на которых может существовать жизнь, подобная земной. Вселенная, писал он, не имеет предела и края, но безмерна и бесконечна.
За эти утверждения Д. Бруно поплатился жизнью. В 1600 году он был сожжен католической церковью на костре. Выслушав приговор инквизиторов, Бруно мужественно заявил: «Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его».
В 1633 году церковь расправилась с другим последователем Коперника — Галилео Галилеем. Он был привлечен к суду инквизиции и десять последних лет своей жизни провел под арестом в полном уединении под надзором монахов.
Несмотря на преследования Коперника, его учение о движении Земли распространялось все больше и больше. Бесспорность его была настолько ясна, что даже римский папа вынужден был (правда, через 100 лет) снять запрещение с книг Н. Коперника.
Литература:
Григулевнч И. История инквизиции (XIII—XX вв). М., Наука. 1970