Из заметок в журнале «Смена», №278, февраль 1936 года, и №546, февраль 1950 года

http://cs410627.userapi.com/v410627387/117e/HA8GtQXj8Rc.jpg

В маленькой, тесной келье доминиканского монастыря молодой монах Джордано Бруно дни и ночи проводил за книгами по философии, астрономии, естествознанию. А за стенами монастыря бушевала жизнь. Путешественники прокладывали новые пути, открывали новые земли. Рушились феодальные связи и отношения, низвергались авторитеты. На дверях Виттенбергского собора Лютер вывесил свои тезисы. Эразм Роттердамский опубликовал замечательную книгу «Похвала глупости», в которой обличал душителей разума. Николай Коперник познакомил мир со своей гениальной теорией «О вращении светил небесных».

Отзвуки этих бурных событий, наносивших смертельные удары феодализму, доходили и до Джордано. Пылкий, самостоятельный в своих мыслях и суждениях, он встал на позиции материализма как в философии, так и в естествознании. Под угрозой обвинения в ереси Джордано Бруно бежит из монастыря, переходит итальянскую границу и весной 1575 года оказывается в Женеве.

Так начались многолетние скитания по странам Европы этого гиганта учёности, духа и характера. Книги Бруно, его многочисленные лекции в университетских аудиториях, его широкие связи и влияние, – могла ли пройти мимо всего этого святая инквизиция папы римского?! Во дворце Джезу, в Риме, в этой ставке «дружинников Христа» – иезуитов – в 1588 году между «чёрным папой» Клавдио Аквивой и прокуратором Ордена иезуитов кардиналом Беллармином состоялся тайный разговор о еретике Джордано Бруно. Результатом беседы было приглашение Бруно в Италию на службу к Джованни Мочениго – богатому патрицию. Джордано Бруно согласился. Можно сказать, он добровольно отдал себя в руки инквизиции. Вскоре же после приезда в Венецию Бруно был арестован.

Почти восемь лет провёл Джордано Бруно в тюрьме. Все эти годы инквизиторы пытались добиться у него отречения от атеистических взглядов, смирения. Но, так и не добившись ничего, они объявили его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» и вынесли приговор: сжечь Джордано живым.

Сохранилось предание, что, когда 52-летнему Бруно зачитывали приговор, он произнёс следующие слова: «Думаю, что вы с большим страхом объявляете этот приговор, чем я его выслушиваю». Рассказывают ещё и другое: в день сожжения, 17 февраля 1600 года, на площади Цветов в Риме, где был разложен костёр, задыхаясь в дыму и пламени, перед огромной толпой он выкрикнул: «Сжечь – не значит опровергнуть. Грядущие века меня поймут и оценят!».

Грядущие века поняли и оценили Джордано Бруно, величие его духа, его смелые, революционные идеи, его великую роль в развитии мировой науки. Бруно был первым, кто учил, что вселенная бесконечна в пространстве и времени, что она материальна. Джордано Бруно принял за исходное положение систему Коперника о движении Земли вокруг Солнца. Но он пошел значительно дальше Коперника. По мнению Бруно, мир бесконечен, и поэтому Солнце не может считаться его центром. Каждая звезда – такое же солнце, как и наше. Возможно, говорит он, что вокруг некоторых из этих звезд-солнц вращаются такие же планеты, как наша Земля. Звезды кажутся неподвижными лишь благодаря огромному отдалению от нас. Число солнц, рассеянных во вселенной, бесконечно, и вся вселенная бесконечна.

В философии Бруно также был не меньшим революционером: он последовательно проводил материалистические взгляды, боролся за новое, свободное от церковных догм мировоззрение. В диалогах «О причине, начале и едином» он писал, что философия должна познавать природу в единстве, что «материя есть живое и активное начало», и т. д.

Не удивительно, что взгляды Бруно реакционеры, душители свободной человеческой мысли церковники сочли еретическими, греховными, ибо они подрывали основы их слепой веры. Но идеи Бруно живы и сейчас. И спустя сотни лет имя Джордано Бруно по-прежнему вызывает яростную ненависть религиозных обскурантов. Все его произведения, начиная с 1603 года, неизменно включаются в католический «Индекс запрещенных книг», а иерархи Рима постоянно подчеркивают – казнь Бруно «была оправдана».

Источник