Галилео Галилей
15 февраля 1564 года – родился итальянский физик, механик, астроном, философ и математик Галилео Галилей. Кроме того, он был талантливым музыкантом, литератором, художником.
Август 1609 г. 45-летний ученый начинает наблюдать небесные светила в телескоп, который он сделал собственноручно. Великий это грех – шарить глазами по небу, так сказать, подглядывать за богом. Небо – это «обитель чистого света», «жилище блаженных», там «райские чертоги», «царство небесное». Такими замечаниями встретили дерзновенные начинания Галилея служители религии.
О своих телескопических открытиях Галилей рассказал в небольшой книге под заглавием «Звездный вестник». Книга была выпущена в 1610 г. и произвела огромное впечатление. Имя Галилея стало всемирно известным. Многие ученые и влиятельные лица искали знакомства и дружбы с Галилеем. Однако работы Галилея основывались на новых идеях о строении мира, что вызывало ненависть и злобу в стане его врагов – защитников библейского вздора. 5 марта 1616 г. в Риме был опубликован варварский декрет Конгрегации святого индекса (это «святое» учреждение римско-католической христианской церкви ведало вопросами разрешений и запрещений). Декрет запрещал учение Коперника. Запрещено было не только разделять или отстаивать это учение, но даже и подвергать его обсуждению. В декрете говорилось: «Положение, что Солнце находится в центре мира, является ложным… оно явно противоречит священному писанию… Положение, будто Земля не находится в центре мира и движется, ложно и нелепо с философской точки зрения, с богословской же точки зрения является по меньшей мере заблуждением в вопросах веры».
Галилей в то время посетил Рим. Кардинал Роберт Беллярмин, один из виднейших церковников, «ласково увещевал» Галилея отступить от научных убеждений, отказаться от учения Коперника. Что было делать? Фактически Галилею запрещена была всякая научная деятельность. Галилей, вынужденный покориться, соблюдал терпеливую покорность. Но он не сдался.
Шестнадцать лет он собирал научные материалы. И вот в 1632 г. Галилей опубликовал на разговорном итальянском языке свое фундаментальное произведение «Диалог о двух важнейших системах мира». В этой книге три собеседника – сторонник коперниканства Сальвиати, сочувствующий ему Сагредо и упорный приверженец освящаемой религией средневековой науки Симпличио – очень подробно обсуждают вопросы движения Земли и других планет, природу Луны, возможность изменчивости небесных светил и иные научные проблемы. Галилей высказывал свои взгляды устами двух первых собеседников, Симпличио же очень подробно излагал и мотивировал взгляды и доводы средневековых схоластов и богословов.
Галилей должен был соблюдать осторожность. Поэтому в своей книге он часто ссылается на «всемогущество божье», на «неисповедимость путей божьих», на то, что бог мог создать мир тысячами разных способов, что мы-де должны «принимать мир так, как этого хочет бог» и т. п. Сальвиати в одном из высказываний даже оговорился, что он выступает как актер, что он вовсе не считает свои взгляды правильными. Однако все содержание книги Галилея говорило в пользу учения Коперника.
Для того чтобы в обстановке того жестокого времени выступить, пусть даже в осторожной, – завуалированной форме, против религии и антинаучных взглядов церковников и их союзников – сторонников схоластической науки, надо было иметь непоколебимое мужество, быть самозабвенно преданным передовой науке.
Таким и был Галилей. Он пошел на огромный риск, вступив в открытую борьбу за передовые научные идеи, запрещенные церковным декретом. Он пошел на это на склоне жизни, презрев покой хорошо обеспеченной старости.
Последующее широко известно: 22 июня 1633 г. великий ученый был осужден за нарушение объявленного ему церковного запрета и приговорен к пожизненному тюремному заключению.
Церковники понимали, что само по себе это суровое осуждение никак не могло спасти религию от грозной опасности. Значительно важнее для них было найти путь к какому-нибудь соглашению с ученым. Галилею был предложен мир. Ему надлежало покаяться и обещать впредь не поступать так, как он себе позволил поступить. В этой сделке Галилею была обещана относительная свобода: тюремное заключение было заменено запрещением куда-либо выезжать из дому и грозным указанием, что кара может быть усилена. Галилей, кроме того, был обязан доносить о всех выступлениях, которые подрывают устои господствующей церкви и христианское вероучение.
Галилей дал согласие на это: он подписал составленный инквизиторами документ, в котором учение Коперника еще раз объявлялось ложным – уже от имени самого ученого. Выходило таким образом, что Галилей отрекся от своих научных убеждений, признав, что всю жизнь во всей своей научной деятельности он заблуждался. Это, конечно, произвело свое действие. Но передовые ученые понимали, что истина этими изуверскими действиями церковников не может быть загублена. Галилей до конца жизни остался верен своим взглядам непримиримого борца против мракобесия и его распространителей – служителей религии. В завещании он лишил наследства тех своих потомков, которые сделаются монахами.
Суд над Галилеем и так называемое отречение великого ученого служили темой для произведений поэтов, писателей, драматургов, художников. От темперамента авторов, от их фантазии, от их таланта и политических убеждений зависело изобразить великого ученого, его жизнь, его личную драму так или иначе. Но безусловно верно только одно: никакой измены науке Галилео Галилей не совершил.
ИЗ ПРИГОВОРА ИНКВИЗИЦИИ ГАЛИЛЕЮ:
«Так как на тебя, Галилея, 70 лет от роду, сына покойного флорентинца Винченцо Галилея, был сделан в 1615 году в это святое судилище донос, что ты считаешь истинным ложное учение, а именно, что Солнце – центр мира и неподвижно. Земля же движется.., то святое судилище пожелало противодействовать беспорядку и вреду, из этого проистекающему и к погибели святой веры все более, и более распространяющемуся. По приказанию нашего господина папы и их высокопреосвященств господ кардиналов, этой верховной и всемирной инквизиции, оба положения – о неподвижности Солнца и вращении Земли – были квалифицированы богословами-охранителями следующим образом: положение, что Солнце – центр мира и при этом неподвижно в пространстве, – философски абсурдно, ложно и формально еретично, так как оно противоречит слову священного писания.
Положение, что Земля не есть центр мира и не неподвижна, но движется также суточным движением, тоже философски абсурдно и ложно, богословски же является по крайней мере заблуждением в вере.
…Комиссар св. судилища должен объявить тебе повеление отказаться от этого учения, не преподавать его другим, не защищать и не обосновывать; и если ты не подчинишься этому приказу, заключить тебя в тюрьму…
Призвав на помощь имя господа нашего Иисуса Христа и преславной матери его приснодевы Марии, мы высказываем наш окончательный приговор… а именно: мы утверждаем, изрекаем и судим, что ты, Галилей… оказался у этого св. судилища под сильным подозрением в ереси, поскольку ты верил и придерживался ложного, противоречащего священному и божественному писанию учения о том, что Солнце – центр орбиты Земли, а не движется с востока на запад и что Земля движется и не является центром мира; и что можно придерживаться и защищать это мнение в качестве вероятного даже после того, как оно было объявлено и определено противоречащим священному писанию…»