Галилео Галилей: «Только со смертью догмы начинается наука»
Михаил Кечинов
15 февраля 1564г. родился итальянский физик, механик, астроном, прогрессивный философ и математик Галилео Галилей.
1600 год. Рим, площадь Цветов. Полыхает костер, разожженный инквизиторами. В пламени — Джордано Бруно. Когда огнедышащее чрево поглотило рыцаря истины, один из его мучителей с палаческим юмором произнес: «Он отправился в те мнимые миры, которые так богохульно изображал…»
Казалось, ничто не может поколебать освященное авторитетом католической церкви учение о Земле как центре мироздания, пошатнуть бытовавшее представление, что Солнце, планеты и звезды прикреплены к хрустальным сферам, которые обращаются вокруг Земли. Стражи ветхих заветов не подозревали: пройдет немного времени, и гелиоцентрическая система мира, которую развивал Бруно, получит наглядное подтверждение.
В 1609 г. профессор математики Падуанского университета Галилео Галилей в числе первых сконструировал телескоп, давший тридцатидвукратное увеличение, и бестрепетно навел его на просторы космоса. Изумленному человеческому взору впервые открылся истинный мир. Луна в посрамление церковников, считавших ее идеально гладкой, оказалась испещренной горами и глубокими пропастями. Солнце, которое выдавалось теологами за эталон чистоты и спокойствия, предстало изобилующим темными пятнами и суетно вращающимся вокруг своей оси. У Юпитера обнаружились четыре спутника. Млечный Путь предстал взору не как шов, соединяющий две половинки хрустального небосвода, а как гигантское скопление подобных Солнцу звезд, удаленных от Земли на невообразимые расстояния. Подтвердилось древнее подозрение, что Земля — простая планета и, как все планеты, движется вокруг Солнца. Рухнули догмы католицизма, основанные на геоцентрической системе Птолемея. Восторжествовала гелиоцентрическая система Коперника. Галилей распахнул окно в космос. В его деятельности слились воедино теория и опыт, математический расчет и тонкий эксперимент.
Жизненный путь Галилея к этому грандиозному научному успеху не был гладким. Начав учение послушником монашеского ордена в монастыре Валломброса, он должен был прервать его из-за болезни глаз. Обучение на медицинском факультете университета в Пизе, куда он поступил в 1581 г., не увлекло Галилея. Его считали плохим студентом, спорщиком и озорником. Великий герцог, правитель Тосканы, отказал ему в стипендии, и Галилей вынужден был в 1585 г. покинуть университет. В детстве учитель привил ему стойкое отвращение к математике, и тем не менее в возрасте 20 лет Галилей с горячей заинтересованностью прослушал под дверью классной комнаты курс математики, читанный Остилио Риччи для пажей тосканского двора. Как бы оправдывая изречение Леонардо да Винчи: «Механика — рай математических наук»,— Галилей добился поразительных успехов в применении математики к решению проблем динамики, заложив основы этого раздела механики. Это позволило ему в 1589 г. занять кафедру математики в столь негостеприимном для него Пизанском университете, а в 1592 г.— в университете Падуи. С 1592 по 1610 г. Галилей, вооружившись математикой и экспериментом, критически преодолел учение о движении, доставшееся Европе в наследство от Аристотеля. Параллельно с Кеплером он создал предпосылки механики Ньютона. Победное шествие механики как бы подтверждало горестное восклицание каноника флорентийского собора доминиканца Каччини: «Математика есть наука дьявольская».
Но широкую известность принесли Галилею все же успехи в наблюдательной астрономии. На его лекции являлось до 2000 слушателей. После выхода сочинения «Звездный вестник» (1610— 1611 гг.) о достижениях Галилея узнала вся Европа, в том числе образованные люди далекого Русского государства. Король Франции Генрих IV даже просил Галилея открыть новую планету, которая бы носила его королевское имя и принадлежала ему одному. В 1611 г. Галилею был оказан восторженный прием при папском дворе, он стал членом Академии деи Линчеи.
Ватикан недолго пребывал в состоянии эйфории по поводу открытий и идей Галилея. Словно спохватившись, конгрегация иезуитов, спустя 73 года после смерти Коперника, объявила его учение ложным и запретила кому бы то ни было писать о нем. 11 квалификаторов пришли к суровому выводу: учение о движении Земли «безумно и нелепо с философской точки зрения и, кроме того, заключает в себе формальную ересь». Полчища фанатичных защитников католицизма, закоснелые в предрассудках астрономы и астрологи, «доктора зубрежки» и невежды всех рангов ополчились на Галилея, пытаясь опорочить его идеи. Приглашение взглянуть на небо через телескоп они парировали заявлениями, что мир, открываемый телескопом, «есть не более как дьявольское наваждение, производимое через стекла поганого инструмента», что «истину надо искать не во Вселенной, а в сличении текстов».
В душной идейно-нравственной атмосфере папского двора 1616 г. замаячили призраки заживо сожженных еретиков Яна Гуса и Джордано Бруно. В частном порядке Галилею был передан приказ отказаться от защиты учения Коперника. Формально подчинившись декрету, Галилей продолжал работу по обоснованию гелиоцентрической системы мира, завершив ее в 1630 г. «Диалогом о двух главнейших системах мира». В 1633 г. Галилей был привлечен к суду инквизиции и под угрозой пыток отрекся от учения Коперника. На девять лет он сделался «узником инквизиции», ему было строго запрещено говорить о движении Земли и публиковать сочинения. Но несмотря ни на какие запреты теологов, идеи великих естествоиспытателей продолжали завоевывать мир. Даже Ватикан, правда только через 212 лет, вынужден был снять запрет с книг Коперника, Галилея и Кеплера.
Хорошо о Галилее сказал знаменитый советский физик, президент АН СССР С. И. Вавилов: «Галилея сравнивали с Колумбом, открывшим новый материк,— в действительности он показал людям целую Вселенную».
«Только со смертью догмы начинается наука».
Галилео Галилей
«Едва понятно, коль великое приращение в астрономии неусыпными наблюдениями и глубокомысленными рассуждениями Кеплер, Галилей, Гугений, де ла Гир и великий Невтон в краткое время учинили…»
М. В. Ломоносов
«Над Колумбом и Галилеем смеялись, как над сумасшедшими, потому что опыт явно опровергал их, но они верили своему разуму, и разум был оправдан ими».
В. Г. Белинский
«Вспомните старика Галилея, подумайте, почему он перед папским инквизиционным судом не побоялся произнести знаменитые слова: «А она все- таки вертится!» — подумайте об этом, и вы увидите, какой могучий и незаменимый талисман составляют для мыслящего человека любимые занятия его мысли».
Д. И. Писарев