Атеистическое завещание Ленина
1922 год... Трудное для нашей страны время. Буржуазия, несмотря на поражение в гражданской войне, неудачи интервенции и полный политический крах, все еще сильна экономически. Она предпринимает отчаянные попытки сохранить идеологическое влияние на массы, широко использует проповедь идеализма, религию и церковь.
Перед Коммунистической партией во весь рост встала задача дать отпор буржуазной идеологии, всемерно активизировать борьбу против религии и реакционной деятельности церковных организаций. Этому и была посвящена опубликованная в третьем номере журнала «Под знаменем марксизма» статья В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма», последняя его статья по вопросам борьбы за победу коммунистической идеологии, ставшая программным документом работы партии в области воспитания трудящихся на целый исторический период.
В своей статье В.И. Ленин подчеркивал, что самой большой ошибкой было бы представление, будто революцию можно сделать руками одних революционеров. Коммунисты – авангард революции. Но этот авангард только тогда может выполнить свою роль, когда он «сумеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести вперед всю массу». В связи с этим Владимир Ильич подчеркивал, что «без союза с не-коммунистами в самых различных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строительстве не может быть и речи».
Вот почему в качестве непременных условий, обеспечивающих успех в борьбе и на идеологическом фронте, Владимир Ильич указывал на необходимость союза коммунистов с материалистами-некоммунистами, материалистов-фолософов с учеными-естествоиопытателями, которые склоняются к материализму, а также на необходимость распространения в массах идей воинствующего атеизма.
В.И. Ленин писал, что журнал «Под знаменем марксизма», который хочет быть органом воинствующего материализма, должен уделять много места атеистической пропаганде. «Чрезвычайно существенно… чтобы в дополнение к работе соответствующих государственных учреждений, в исправление ее и в оживление ее, журнал, посвящающий себя задаче – стать органом воинствующего материализма, вел неутомимую атеистическую пропаганду и борьбу».
«Самое важное, – подчеркивал Ленин, – это суметь заинтересовать совсем еще неразвитые массы сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религий». В.И. Ленин говорил, что для того, чтобы пробудить многомиллионные народные массы от религиозного сна, «необходимо дать им самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так, и эдак…» Предостерегая от скучных, сухих пересказов марксизма, он настойчиво советовал переводить и издавать массовыми тиражами лучшее, что было в то время написано по вопросам атеизма, даже из числа произведений буржуазных атеистов, особенно французских просветителей XVIII века – Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Ламетри и др., не смущаясь их определенной классовой ограниченности. Ленин настоятельно рекомендовал смело использовать в борьбе с религией их «бойкую, живую, талантливую, остроумную» публицистику, открыто нападающую на религию и церковь.
В.И. Ленин предостерегал от поспешности, крикливости в атеистической работе в ущерб ее глубине и последовательности. Он писал о необходимости внимательно следить за всей специальной литературой по вопросам атеизма на всех языках, переводить или по крайней мере реферировать все сколько-нибудь ценное в этой области.
Залог успеха в распространении идей воинствующего материализма В.И. Ленин видел в том, что «у главных направлений передовой общественной мысли России имеется… солидная материалистическая традиция», которую легко проследить как у революционных демократов, неустанно пропагандировавших материализм и атеизм, так и у многих выдающихся представителей русского естествознания, подавляющее большинство которых были воинствующими атеистами.
Огромное значение придавал Ленин союзу атеизма и естествознания. Он подчеркивал, что в наше время, когда естествознание прогрессирует необычайно быстро, «переживает период… революционной ломки во всех областях», особенно важной является задача философского, материалистического обоснования достижений и открытий естественных наук. Атеизм должен находиться на уровне всех успехов науки, уметь разъяснять их материалистическое значение – таков смысл ленинских указаний по этому вопросу.
В воспитании сознательного отношения народных масс к религиозным вопросам великий вождь пролетариата большую роль отводил разоблачению классовой сущности, классовой роли религии. «Особенно важно, – писал он, – использование тех книг и брошюр, которые содержат много конкретных фактов и сопоставлений, показывающих связь классовых интересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды».
Ленинские указания послужили началом серьезного перелома в деле исправления недостатков атеистической пропаганды о нашей стране. С каждым годом в СССР стало все больше издаваться атеистической литературы, в борьбу с религией включились театр, кино, клубы, органы просвещения и здравоохранения. Возникло массовое атеистическое движение.
Ленинские заветы по вопросам борьбы с религией, содержащиеся в статье «О значении воинствующего материализма», явились целой программой для развертывания глубокой и всесторонней идеологической работы, направленной на преодоление одного из самых стойких пережитков буржуазного прошлого – религиозного мировоззрения.
Успехи атеистического движения в нашей стране несомненны. Но задача борьбы с религиозными предрассудками стоит и ныне перед советскими пропагандистами. В своей деятельности они и ныне руководствуются бесценными идеями великого Ленина, строят свою работу так, чтобы терпеливо, с позиций глубоких знаний разоблачать перед верующими антинаучность религиозной идеологии. Пропагандисты атеизма в нашей стране прочно опираются в своей деятельности на материалистические выводы современных естественных наук – физики, химии, астрономии, биологии, которые все полнее раскрывают перед человеком подлинную картину мира, гигантски увеличивают власть его над силами природы и не оставляют места для фантастических вымыслов о сверхъестественном.