krasnoetv_blog
March 16th, 23:55

То, что высшее руководство Саратовского Государственного Университета им. Н. Г. Чернышевского во главе с ректором Леонидом Косовичем заигрывает с Русской Православной Церковью, давно ни для кого не секрет. Домовая церковь в 6-м корпусе СГУ в 2004-м, памятник Кириллу и Мефодию с религиозной символикой у главного корпуса СГУ в 2009-м, и вот снова: на этот раз в университетском городке будет строиться настоящий храм во имя евангелиста Иоанна Богослова. Протесты общественности остались неуслышанными. Цокольный этаж уже заложен.

Примечательно, что ради возведения нового здания перемещен с исконного места памятник Н. Г. Чернышевскому. Писатель, мыслитель и гуманист, как известно, придерживался атеистической точки зрения. Любопытно, одобрил бы он беззаконие, творящееся на территории храма науки, названного его именем?

Да, речь идет именно о беззаконии. Саратовский Государственный Университет – образовательное учреждение светского характера. Первые четыре учебных корпуса созданы архитектором Карлом Мюфке в 1909-1915 годах, входят в реестр объектов культурного наследия федерального значения в составе ансамбля саратовского университета. Поэтому без разрешения государственных органов строительство на территории городка недопустимо.

По словам главного государственного инспектора по Саратовской области управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу Евгения Шамьюнова, «в федеральном законе «Об объектах культурного наследия» от 2002 года прописано, что на территории памятника или ансамбля архитектуры запрещается любой вид работ – будь то строительные, мелиоративные, хозяйственные или любые другие. За исключением работ по сохранению памятника».
Доцент кафедры истории России СГУ Владимир Соломонов к строительству храма относится, как он сам выразился, крайне отрицательно: «Когда сегодня проректор по общественным связям СГУ Чернышевский делает заявления о том, что университет занимается не строительством нового храма, а восстановлением прежнего, я полагаю, что он не понимает, о чем говорит. Он не знает истории университета, который, кстати, носит имя Чернышевского».

«Считаю, что на предложенной территории храм возводить нельзя, – считает Сергей Дядченко, заведующий кафедрой архитектуры Саратовского государственного технического университета. – На мой взгляд, Мюфке рассматривал университет как весьма просторный комплекс.
В ансамбле Мюфке есть продольная ось, которая экспонирует систему дворовых пространств, и есть курдонер – поперечная ось, которая поддерживается фонтаном и уходит в интимную зону - дворы за медицинским факультетом. В этом, как мне кажется, и была интрига Мюфке. Он сумел передать разные состояния проходного и замкнутого пространств.

Весь ансамбль хорошо раскрывался в сторону Московской площади, которая в то время была ещё не застроена. Ценность ансамбля именно в системе разнообразных общественных пространств. Судя по всему, архитектор не допускал возможности их застройки. Попытка поставить сюда, в самое сердце комплекса, другой объект эту систему пространств полностью разрушает.
И второй момент: если в этом месте возводится храм существенно выше зданий учебных корпусов и с весьма активным силуэтом, то образная составляющая университета как бы «перевернётся», потеряет свою знаковую суть. Университетский комплекс с улицы Московской будет восприниматься как монастырь: сначала храм, потом всё остальное, чего, по сути, быть не может, поскольку основные функции университета – учебные, научные, светские».

И далее:
«Возведение самостоятельного храма мне кажется большой идеологической ошибкой».
Краевед, автор книги «Ректоры саратовского университета» Виктор Семенов полагает, что «строительство храма между университетскими корпусами – глупейшая затея. Я категорически против этого проекта. Церковь из некогда угнетенного института сегодня становится завоевательницей. Университет должен учить, а не приобщать студентов к религиозным ценностям».
Это – лишь малая толика протестных высказываний различных представителей общественности, которую, как принято в нашей стране, проигнорировали. Их голоса – голоса вопиющих в пустыне.

По словам Чернышевского, проректора по общественным связям СГУ, строительство храма начато по инициативной просьбе группы православных верующих студентов и преподавателей. Социологические опросы показывают, что таких в университете – меньшинство. Да и серьезно к религии сегодня относится не более 8-10 процентов населения страны. И уж никто, конечно, не поинтересовался мнением представителей иных конфессий: мусульман, иудеев, буддистов, не говоря уже об атеистах.
Да, клерикализация СГУ – налицо. 15 марта в научной библиотеке СГУ РПЦ устраивает выставку православных книг, 18 апреля с благословения епископа Саратовского и Вольского Лонгина в новом 12-м корпусе СГУ пройдет олимпиада по предмету «Основы православной культуры» среди школьников. Но это клерикализация не только отдельно взятого учреждения, призванного изначально служить науке. Это болезнь целой страны!..

Организаторы нового предмета в средних школах заверяют, что православные будут изучать православие, мусульмане – ислам, атеисты – светскую этику. Однако процентное соотношение приверженцев тех или иных конфессий сильно отличается в разных регионах России, и когда республики разделятся по идеологическому принципу – укрепит ли это целостность государства?
И наконец, последнее и, на мой взгляд, главное: университет – храм науки, разве не кощунство размещать на его территории храмы тех, кто испокон веков являлись врагами научного мышления и прогресса человечества? Сегодня только ленивый не слышал о методах воздействия на подсознание с целью выколачивания денег из простаков, несведущих в психологии и естественных науках, практикуемых в сектах всевозможного характера. Но немногие догадываются, что альянс религии и капиталистической системы распределения благ (ретушируемый словами-прикрытиями: «рыночная экономика» и «демократическое правовое государство») есть тот же, до точности, механизм, но в макроскопических, цивилизационных масштабах.

Ведь если вдуматься, взглянуть со стороны - что значат «ритуальные пляски», призванные «освятить» место строительства будущего храма на территории университета в присутствии людей из ректората? Что значат человеческие очереди за поклоном и поцелуем к останкам давно умерших людей? Надвигается новое средневековье... Мне страшно жить в такой стране, жутко за будущее детей и внуков…

Дмитрий Тюлин

Источник