Отречение от веры во имя правды
В помещении киевского социального центра "Перспектива", в рамках проекта, рассказывающего об известных людях столичного Лесного массива, состоялась очередная благотворительная акция. Зрители не только увидели некогда популярный фильм "Иванна", а и встретились с исполнителем одной из главных ролей в картине - заслуженным артистом Украины Вячеславом Ворониным.
Даже обильный снегопад, начавшийся как раз в день просмотра фильма, не смог остановить желающих придти на встречу с актером. Особенно приятно отметить, что зал был заполнен не только людьми почтенного возраста, а и молодыми зрителями. Для большинства из них Вячеслав Воронин - любимый артист. И это совсем не удивительно. Ведь творческая деятельность Вячеслава Анатольевича исчисляется не одним десятилетием.
В 1957 году, после окончания ВГИКа, уроженец города Жердевка Тамбовской области переехал в Киев и стал штатным актером киностудии им. А.П. Довженко. В его багаже множество ролей в фильмах и сериалах. Актеру посчастливилось побывать на съемочных площадках самых видных режиссеров советского кинематографа, таких как Иван Пырьев, Юлия Солнцева, Юрий Озеров, Леонид Луков, Виктор Иванов, Григорий Кохан, Николай Мащенко...
С особой теплотой Вячеслав Анатольевич вспоминал перед показом фильма о своих встречах с Виктором Илларионовичем Ивченко. Уже известный к тому времени кинорежиссер доверил начинающему актеру одну из главных ролей в этой картине - жениха Иванны, униатского священника Романа Гереты.
Когда в 1959 году фильм вышел на экраны, он, можно сказать, произвел настоящий фурор среди зрителей, и вместе с работой С.Ф. Бондарчука "Судьба человека" стал лидером отечественного проката. Картину тогда показывали довольно часто. Помню, как уже в 1970-е годы впервые увидев "Иванну" по телевизору, мы с друзьями долго находились под впечатлением киноленты. Шел он и в киевском Доме кино - в 1982 году отмечали 70-летие В.И. Ивченко, и в память режиссера была организована ретроспектива его картин. Вот с тех пор, пожалуй, я фильма больше не видел. Как оказалось, его не было в телеэфире уже больше двадцати лет. И это не удивительно, если сопоставить идею киноленты и направление развития современного украинского государства. Поэтому с огромным удовольствием откликнулся на приглашение Вячеслава Анатольевича посмотреть картину.
Сразу же хочу отметить, что фильм снят на высоком художественном уровне и актеры играют в нем превосходно. Потому совершенно естественно, что зрители, собравшиеся в уютном зале центра "Перспектива", смотрели киноленту, затаив дыхание и сопереживая происходящим там событиям. Они как бы утоляли жажду по настоящему искусству, ведь те картины, и уж тем более сериалы, которыми нас пичкают украинские кинопрокат и телевидение, значительно уступают по актерско-режиссерскому мастерству и смысловому наполнению многим советским фильмам. Что уж говорить об "Иванне", которая и в то время была явлением отечественного киноискусства.
Сейчас многие посмотревшие эту картину искренне недоумевают: "Она что, не была запрещена?" И так же искренне изумляются, услышав о ее широком прокате по всему Советскому Союзу. Мне это удивление понятно: националистическая пропаганда, расцветшая с первых же дней горбачевской "перестройки", привела к тому, что не только часть молодежи, а даже некоторые люди среднего возраста считают, что советская власть держалась исключительно на "штыках НКВД", на немилосердной цензуре и страхе перед "репрессиями".
Потому изображение судьбы девушки Иванны, в начале фильма болезненно принимающей идеалы нового социалистического строя, показалось современным зрителям нонсенсом: "Неужели цензоры разрешили говорить о трудностях установления Советской власти в Западной Украине?" И тут хочу заметить, что в действительности цензура не пропускала только те произведения, которые были или заведомо слабыми в художественном плане, или те, которые могли нанести идеологический вред возрождающемуся государству. А когда приходило время, то даже "запрещенные" фильмы снимались "с полки" и поступали в прокат.
Владимир ДАЛЬСКИЙ (слева), Вячеслав Воронин и Инна БУРДУЧЕНКО в фильме "Иванна"
Но вернемся к Иванне. Ее образ с потрясающей точностью воплотила блестящая актриса Инна Бурдученко. Она была еще студенткой театрального института, но сумела поэтически обобщить судьбы сотен тысяч юношей и девушек Западной Украины. С помощью режиссера она смогла передать их самые яркие достоинства, идейный и философский поиск себя в окружающем мире, мучительное колебание в начале жизненного пути и обретение цельности в его конце.
Иванна восприняла Советскую власть как оккупационную. Точно так же, как нам сейчас стараются внушить это ее "земляки" из националистических партий и организаций. Понимая, что бороться с социалистическим строем она не в силах, Иванна в знак протеста уходит в монастырь. Но когда началась Великая Отечественная война, когда на украинскую землю действительно пришли оккупанты - нацистские войска, когда девушка увидела лицемерие и ханжество церковников во главе с самим митрополитом Андреем Шептицким, она пересмотрела свою точку зрения - влилась в движение Сопротивления, сотрудничая с партизанским подпольем. И где только взялись силы?!
Таким образом, 17-18-летняя девушка середины прошлого века поняла, кто в действительности друг, а кто враг, кто принес на ее землю свободу, радость труда и творчества, а кто слезы, горе и смерть. Некоторые же нынешние "сивочолі" доктора наук и прочие "науковці" так и не смогли осознать эту простую истину.
Иванна была арестована немцами и казнена. Перед смертью она, истовая католичка, срывает с себя крест, подчеркивая тем самым отречение от веры. Этот эпизод вызвал широкий резонанс мировой общественности. В Западной Украине греко-католические священники категорически запрещали своим прихожанам смотреть "Иванну", страны с католической верой отказывались покупать этот фильм. А после того, как Инна Бурдученко во время съемок в картине "Так никто не любил" получила сильные ожоги и вскоре умерла в больнице, пошел слух, что якобы Римско-католическая церковь во главе с Папой Римским Иоанном ХХІІІ предала проклятию создателей картины и всех тех, кто по сюжету выступал против католической церкви.
Эта версия не имеет абсолютно никакого подтверждения, тем более что сыгравшие советских подпольщиков актеры Евгений Пономаренко, Владимир Гончаров, Анатолий Юрченко, Петр Вескляров, Владимир Аркушенко прожили насыщенную и счастливую творческую жизнь. Однако слухи о проклятии муссируются с завидным упорством и по сей день. Но, как видим, или проклятие Папы Римского не имело должной силы, или, что намного вероятнее, его никогда и не было.
Но вернемся к просмотру фильма. После финальных титров у молодых зрителей возник, на мой взгляд, закономерный вопрос: "Сколько же исторической правды в этой картине и откуда автор сценария мог знать ситуацию, сложившуюся в Западной Украине в годы войны?" Я уже писал выше, что мне посчастливилось побывать в Доме кино на просмотре "Иванны" в 1982 году. На этом же просмотре присутствовал и лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко Владимир Беляев - автор сценария картины. И хорошо помню, что тогда ему тоже кто-то из зрителей задал подобный вопрос.
Как оказалось, Владимир Павлович в годы Великой Отечественной войны в составе народного ополчения участвовал в обороне Ленинграда, затем работал военным корреспондентом Совинформбюро. А в августе 1944 года Беляев, в качестве корреспондента Всесоюзного радио, был направлен в Западную Украину. Его включили в состав местной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
На том вечере в Доме кино В.П. Беляев ответил, что "Иванна", конечно же, художественное произведение, но основанное на фактах, имевших место в реальной жизни. Он признался, что ему рассказывали о нескольких юношах и девушках, которые в годы оккупации фашистами Западной Украины поступили подобным образом. И автор обобщил их судьбы в образе Иванны.
Думаю, что из-за той правды, которая была отражена в этом высокохудожественном фильме, его ни разу не показали за все годы украинской "независимости". И, конечно же, основная проблема тут заключается в Андрее Шептицком. Сегодня кое-кто пытается преподнести его как настоящего героя Украины, а в фильме митрополит показан, мягко говоря, несколько по-другому. В картине Шептицкий активно сотрудничает с немецко-фашистскими захватчиками. И если мы обратимся к истории, к свидетельствам очевидцев, то увидим, что на второй день после оккупации немцами Львова митрополит обратился к пастве с приветственным посланием по этому поводу.
Немного позже он встретился с руководителем ОУН Степаном Бандерой и как глава церкви дал согласие на борьбу бандеровцев с большевиками. Ну а когда 23 сентября 1941 года фашисты оккупировали Киев, Шептицкий направил поздравительное письмо уже самому Гитлеру, в котором приветствовал фюрера как "непобедимого полководца несравненной и славной немецкой армии". Более того, 12 января 1942 года он предложил ему тесное сотрудничество. В рамках этого сотрудничества митрополит способствовал вывозу украинской молодежи на принудительные работы в Германию. Кстати, о сотрудничестве Шептицкого с Гитлером показал на Нюренбергском процессе бывший сотрудник абвера Альфонс Паулюс.
Очень много, особенно в последнее время, говорят об отношении Шептицкого к евреям. Действительно, существует факт, что митрополит и приближенные к нему священники спасли от 50 до 150 еврейских детей и несколько семей раввинов. В Израиле, по ходатайству бывшего львовского ребе Давида Кахане, даже рассматривался вопрос о присвоении Шептицкому звания "Праведник народов мира". Но большинство членов авторитетной комиссии национального мемориала Холокоста "Яд ва-Шем" проголосовали против этого предложения: "Трудно понять, почему еврей может требовать от еврейского народа в лице "Яд ва-Шем" воздать публично почесть человеку, который не только громогласно стоял за победу в войне нацистской Германии, но... и благословил создание украинской дивизии СС и даже провел эту церемонию в собственном соборе. Вспомним при этом миллионы евреев, убитых частями СС на территории Украины. Ни одно еврейское учреждение не может связать свое имя с такими делами".
Да, пусть Андрей Шептицкий спас несколько сотен евреев. Но сколько их было уничтожено в результате его благословения на создание стрелковой дивизии СС "Галичина", вояки которой до отправки на фронт выискивали и убивали в городе и окрестных лесах сбежавших от казней евреев? Сколько евреев убил лично жестокосердный каратель, награжденный железным крестом второго класса, капеллан батальона "Нахтигаль" Иван Гриньох, бывший доверенным лицом митрополита? Сколько евреев было уничтожено после жалобы Шептицкого львовскому римо-католическому архиепископу Болеславу Твардовскому: "Безнаказанно действуют большевики-партизаны и жидовские банды"? Точное число жертв нацистов, окормляемых и благословляемых этим "праведником мира", не назовет никто. Однако известно, что к 22 июля 1944 года в одном только Львове было уничтожено 98% евреев?
Кстати, в наши дни если и вспоминают о дивизии "Галичина", то упорно замалчивают приставку "СС". В картине же несколько раз упоминается название этой фашистской организации и, наверное, кому-то это уж очень сильно режет слух.
Но вернемся к Андрею Шептицкому. Его дальнейшая биография имеет любопытные факты. Когда в 1944 году Львов освободили советские войска, митрополит сразу же отправил поздравительное послание Сталину, в котором именовал советского лидера "Верховным вождем" и "правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии". А 7 сентября 1944 г. на праздничной сессии собора он выступил с речью, где поддержал коммунизм и осудил бандеровщину. Шептицкий также призвал всех к сотрудничеству с Советской властью и даже подготовил воззвание к ОУН-УПА с призывом сложить оружие и выйти из леса. А в Москву была отправлена целая церковная делегация, посетившая там Московский патриархат, Верховный Совет СССР и НКВД.
Этот этап деятельности Шептицкого тоже не любят вспоминать националисты. Иначе им, вслед за своим "духовным и моральным" лидером, придется признать, что Иосиф Виссарионович Сталин "присоединил западные украинские земли к Великой Украине", Советская власть осуществила "заветные желания и стремления украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве", а большевики обладают редким качеством "всегда уметь признавать вину, когда ее замечали".
Вот такие, совсем не кинематографические размышления вызвала у меня картина "Иванна".
Остается только поблагодарить руководителя социального центра "Перспектива" Геннадия Анатольевича Выходцева и директора Алексея Андриановича Спирина за прекрасную организацию показа фильма и встречу с заслуженным артистом Украины Вячеславом Ворониным. Хочется надеяться, что подобные мероприятия будут проводиться как можно чаще.
Сергей ПАНКРАТЬЕВ
Фото из архива автора