14 июня 1856 года родился русский математик, академик, внёсший большой вклад в теорию вероятностей, математический анализ и теорию чисел, атеист Андрей Андреевич Марков.
А. А. Марков
12 февраля 1912 г. профессор Петербургского университета действительный член Российской академии наук Андрей Андреевич Марков (1856-1922) обратился в святейший синод с заявлением, в котором просил отлучить его от церкви. Это заявление вызвало панику в правительственных и церковных кругах. Крупнейший математик, специалист по теории чисел, теории вероятностей и математическому анализу, ученый с мировым именем бросил открытый вызов религии, церкви, а вместе с тем и общественному строю, который был неразрывно связан с русским православием. К академику Маркову были направлены для переговоров посланники в поповских рясах, для того чтобы заставить его образумиться, отказаться от своего решения. Но ученый был непоколебим. Он заявил: «Я сделал так, как считаю себя по совести обязанным сделать».
А. А. Марков был не только выдающимся ученым, но и защитником науки от мракобесов, от религии – извечного врага научного знания. Царское правительство и его верный страж – православная церковь выступали против всякого проявления свободомыслия, против всего, что могло поколебать устои государства и религии. Они смертельно боялись материалистических идей, дававших людям правильную картину мира. В эти тяжелые времена академик Марков смело отстаивал научные идеи, выступал против произвола властей, против несправедливостей современного ему общества. Вместе с другими передовыми учеными он протестовал против введения полицейского режима в высших учебных заведениях, против исключения из Московского университета студентов, участвовавших в сходках, отказывался принимать царские награды, участвовать в праздновании юбилея царствовавшего дома. Когда в 1902 г. царь отменил решение Академии наук об избрании А. М. Горького почетным академиком, А. А. Марков был в числе тех, кто решительно выступил против этого произвола.
С религией у академика Маркова были особые счеты. Он посвятил немало часов раздумьям о религиозной вере и пришел к заключению, что религия имеет вовсе не божественное, а земное происхождение. Он подверг критике христианские догмы, отрицая, в частности, богодухновенность «священного писания». Ученый заявил, что к библейским рассказам следует относиться как ко всяким другим преданиям.
А. А. Марков не только разоблачал богословские теории, он боролся с носителями религии – служителями христианской церкви. Он протестовал против попыток церкви использовать преподавание отдельных наук для опутывания молодежи религией. Он выступал против тех богословов, которые пытались приспособить преподавание математики в учебных заведениях к церковным нуждам. Решительным шагом по пути полного разрыва с религией было заявление А. А. Маркова с просьбой отлучить его от церкви. Напуганное этим заявлением, духовенство сделало все, чтобы не предавать огласке это смелое решение ученого. Служители религии решили не подвергать отлученного анафеме с церковных амвонов. Но правду скрыть было нельзя. Открытое выступление академика Маркова против религии и церкви стало примером мужественной борьбы с социальной несправедливостью, с вековым обманом масс, примером честности, принципиальности, смелости, благородства. Имя А. А. Маркова навсегда останется в истории атеистической мысли в России как имя смелого, непоколебимого борца за научное мировоззрение, против религиозного мракобесия.
ОТРЕЧЕНИЕ А. А. Маркова
святейшему правительствующему синоду
Прошение от академика А. А. Маркова
Честь имею покорнейше просить святейший синод об отлучении меня от церкви. Надеюсь, что достаточным основанием для отлучения может служить ссылка на мою книгу «Исчисление вероятностей», где ясно выражено мое отрицательное отношение к сказаниям, лежащим в основании еврейской и христианской религии. Вот выдержка из этой книги (стр. 213-214): «Независимо от математических формул, на которых мы не остановимся, не придавая им большого значения, ясно, что к рассказам о невероятных событиях, будто бы происходящих в давно минувшее время, следует относиться с крайним сомнением. И мы никак не можем согласиться с акад. Буняковским («Основания математической теории вероятностей», стр. 326), что необходимо выделить известный класс рассказов, сомневаться в которых он считал предосудительным. Чтобы не иметь дело с еще более строгими судьями и избежать обвинений в потрясении основ, мы не останавливаемся на этом предмете, не относящемся непосредственно к математике». Чтобы не оставалось никаких сомнений, о чем идет здесь речь, приведу соответствующую выписку из книги Буняковского: «Некоторые, философы в видах предосудительных пытались применять формулы, относящиеся к ослаблению вероятности свидетельств и преданий, к верованиям религиозным и тем поколебать их». Если приведенной выдержки недостаточно, то покорнейше прошу принять во внимание, что я не усматриваю существенной разницы между иконами и идолами, которые, конечно, не боги и их изображения, и не сочувствую всем религиям, которые, подобно православию, поддерживаются огнем и мечом и сами служат им.
Академик А. МАРКОВ
12-го февраля 1912 года.
С.-Петербург, В. О. 7 линия 2
(Академия Наук).