14 июня 1856 года родился русский математик, академик, внёсший большой вклад в теорию вероятностей, математический анализ и теорию чисел, атеист Андрей Андреевич Марков.

А. А. Марков

http://sh.uploads.ru/t/T15cW.jpg

12 февраля 1912 г. профессор Петербургского университета действительный член Российской академии наук Андрей Андреевич Марков (1856-1922) обра­тился в святейший синод с заявлением, в котором про­сил отлучить его от церкви. Это заявление вызвало па­нику в правительственных и церковных кругах. Круп­нейший математик, специалист по теории чисел, теории вероятностей и математическому анализу, ученый с ми­ровым именем бросил открытый вызов религии, церкви, а вместе с тем и общественному строю, который был неразрывно связан с русским православием. К академи­ку Маркову были направлены для переговоров послан­ники в поповских рясах, для того чтобы заставить его образумиться, отказаться от своего решения. Но ученый был непоколебим. Он заявил: «Я сделал так, как считаю себя по совести обязанным сделать».

А. А. Марков был не только выдающимся ученым, но и защитником науки от мракобесов, от религии – извеч­ного врага научного знания. Царское правительство и его верный страж – православная церковь выступали против всякого проявления свободомыслия, против всего, что могло поколебать устои государства и религии. Они смертельно боялись материалистических идей, да­вавших людям правильную картину мира. В эти тяже­лые времена академик Марков смело отстаивал науч­ные идеи, выступал против произвола властей, против несправедливостей современного ему общества. Вместе с другими передовыми учеными он протестовал против введения полицейского режима в высших учебных заве­дениях, против исключения из Московского университе­та студентов, участвовавших в сходках, отказывался принимать царские награды, участвовать в празднова­нии юбилея царствовавшего дома. Когда в 1902 г. царь отменил решение Академии наук об избрании А. М. Горького почетным академиком, А. А. Марков был в числе тех, кто решительно выступил против этого про­извола.

С религией у академика Маркова были особые счеты. Он посвятил немало часов раздумьям о религиозной вере и пришел к заключению, что религия имеет вовсе не божественное, а земное происхождение. Он подверг критике христианские догмы, отрицая, в частности, богодухновенность «священного писания». Ученый заявил, что к библейским рассказам следует относиться как ко всяким другим преданиям.

А. А. Марков не только разоблачал богословские те­ории, он боролся с носителями религии – служителями христианской церкви. Он протестовал против попыток церкви использовать преподавание отдельных наук для опутывания молодежи религией. Он выступал против тех богословов, которые пытались приспособить преподава­ние математики в учебных заведениях к церковным нуж­дам. Решительным шагом по пути полного разрыва с религией было заявление А. А. Маркова с просьбой от­лучить его от церкви. Напуганное этим заявлением, ду­ховенство сделало все, чтобы не предавать огласке это смелое решение ученого. Служители религии решили не подвергать отлученного анафеме с церковных амвонов. Но правду скрыть было нельзя. Открытое выступление академика Маркова против религии и церкви стало при­мером мужественной борьбы с социальной несправедли­востью, с вековым обманом масс, примером честности, принципиальности, смелости, благородства. Имя А. А. Маркова навсегда останется в истории атеистиче­ской мысли в России как имя смелого, непоколебимого борца за научное мировоззрение, против религиозного мракобесия.

ОТРЕЧЕНИЕ А. А. Маркова
святейшему правительствующему синоду
Прошение от академика А. А. Маркова

Честь имею покорнейше просить святейший синод об отлучении меня от церкви. Надеюсь, что достаточ­ным основанием для отлучения может служить ссыл­ка на мою книгу «Исчисление вероятностей», где яс­но выражено мое отрицательное отношение к сказа­ниям, лежащим в основании еврейской и христиан­ской религии. Вот выдержка из этой книги (стр. 213-214): «Независимо от математических формул, на которых мы не остановимся, не придавая им большого значения, ясно, что к рассказам о неверо­ятных событиях, будто бы происходящих в давно минувшее время, следует относиться с крайним сом­нением. И мы никак не можем согласиться с акад. Буняковским («Основания математической теории вероятностей», стр. 326), что необходимо выделить известный класс рассказов, сомневаться в которых он считал предосудительным. Чтобы не иметь дело с еще более строгими судьями и избежать обвинений в потрясении основ, мы не останавливаемся на этом предмете, не относящемся непосредственно к матема­тике». Чтобы не оставалось никаких сомнений, о чем идет здесь речь, приведу соответствующую выписку из книги Буняковского: «Некоторые, философы в ви­дах предосудительных пытались применять форму­лы, относящиеся к ослаблению вероятности свиде­тельств и преданий, к верованиям религиозным и тем поколебать их». Если приведенной выдержки недо­статочно, то покорнейше прошу принять во внимание, что я не усматриваю существенной разницы между иконами и идолами, которые, конечно, не боги и их изображения, и не сочувствую всем религиям, кото­рые, подобно православию, поддерживаются огнем и мечом и сами служат им.

Академик А. МАРКОВ
12-го февраля 1912 года.
С.-Петербург, В. О. 7 линия 2
(Академия Наук).

Источник