Гагарин летал, бога не видал!
Эта расхожая фраза сегодня воспринимается как шутка, и даже как пародия на неудачные аргументы атеистов в спорах с верующими. Происходит она из легенды о приземлении Юрия Гагарина после его полета в космос. Известно, что первыми его обнаружили не специалисты из спасательного отряда, отправленного на его поиски, а местные жители. И вот, поняв, кого они встретили, те якобы спросили Гагарина: "Так ты на небо летал?" "Да", отвечал космонавт. "А бога там видел?" "Нет, не видел я там никакого бога".
Казалось бы, "аргумент" не выдерживает критики. Действительно, любой грамотный современный богослов без труда объяснит вам, что бог не обитает в материальном мире, да и само слово "обитает" к богу неприменимо, что сущность бога духовна и находится вне пространства и времени, ну и так далее.
Но не все так однозначно. Одно дело - плоды изощренных умозаключений поднаторевших в схоластике теологов. Другое - представления обычных верующих. Первых ничего не сможет переубедить, ведь богословие - их хлеб. А вот представления рядовых адептов религии часто более наивны, им не хочется помещать бога в какую-то абстракцию, они пытаются поместить его куда-то в наблюдаемый, реальный мир.
Практически все современные религии (по крайней мере, те, с которыми нам приходится сталкиваться) связывают свои представления о сверхъестественных силах с изначальными понятиями "верх" и "низ". Дьявольские, злые, агрессивные, иногда просто примитивные силы именуются "низшими", "инфернальными" и располагаются где-то внизу. Достаточно вспомнить, что другое название ада - "преисподняя". Напротив, божественные, благие, созидательные силы - высшие, и располагаются где-то в районе небес. Этот взгляд на вещи отражен и в священных книгах, и в ритуалах (куда возводят глаза молящиеся?), и в текстах молитв ("Отче наш сущий на небесах"). Абсолютные понятия "верха" и "низа" прочно вошли в религиозную картину мира.
Именно поэтому осознание факта шарообразности Земли и относительности этих понятий и вступило в серьезное противоречие с религиозным сознанием. Средневековые схоласты, правда, не испытали от этого никаких затруднений, напротив, активно использовали взгляды Аристотеля, который считал Землю шаром. Но на то они и схоласты. А простые верующие, в том числе и священники, испытывали немалые затруднения, пытаясь примириться с шарообразностью нашей планеты. Отсюда и гравюры с "протыканием купола небес", и объявление "веры в антиподов" ересью.
Но шарообразность Земли оставляет одну лазейку для сохранения места для бога в мире. Это - небо, космос. От того же Аристотеля пошло представление о двух мирах. "Подлунном" - мире, где все переменчиво, конечно, смертно, несовершенно. И "надлунном" - мире неизменного безграничного совершенства. Именно в этот абсолютно идеальный космос и помещает верующий место обитания своего бога.
Полет человека в космос показал, что небеса - вовсе не обитель высших существ, а просто еще одна часть мира, которую человек может посетить, да к тому же еще и использовать себе во благо (а иногда, к сожалению, и во вред). Гагарин произвел своего рода десакрализацию небес. Конечно, религия не проиграла окончательно. Но ей пришлось отступить, переселяя своих богов куда-то в астральный мир, в обитель "тонких материй". В места, уже занятые всяческой магией и эзотерикой, с которыми она вынуждена конкурировать и смешиваться, неизбежно теряя изначальную фундаментальность.
Вот потому-то и не так уж смешна и бессмысленна фраза про то, что не видал Юрий Алексеевич в космосе бога. И не зря День Космонавтики многие атеисты считают своим праздником.
Михаил Степанцов