Женщина и религия
Все современные религии в той или иной степени оправдывают и освящают приниженное и бесправное положение женщины, сложившееся в классовом эксплуататорском обществе. По распространённым религиозным представлениям, женщина — человек неполноценный и не равный мужчине, ее природа несовершенна и греховна больше, чем у мужчины. По Библии и учению ислама, женщина (Ева, Хава) создана богом не одновременно с мужчиной (Адамом), а во вторую очередь, причем создана для мужчины, из его ребра. В Библии не говорится, была ли Еве при её «сотворении», как Адаму, вдунута богом «живая душа». На этом основании средневековые церковники ставили под сомнение наличие души у женщины, — иными словами, сомневались в том, разумна ли женщина, человек ли она. После ожесточённых прений один из церковных соборов в VI веке решил этот вопрос утвердительно, но большинством всего в один голос. Библейская легенда вменяет в вину женщине, Еве, первородный грех, «грехопадение» человечества — вкушение запретного плода с древа познания добра и зла, из-за чего, по Библии, бог изгнал людей из рая, лишил их бессмертия и обрек все человечество на муки и страдания. При этом он определил специальное наказание женщине: в болях рожать детей и подчиняться власти мужа.
Положением религии о порочности женской натуры освящались и, насколько это еще возможно, освящаются поныне неуважение к женщине, ее закабаление, различные предназначенные для нее ограничения и запреты. В силу исторических условий наиболее далеко в этом отношении заходят восточные религии. Буддизм учит, что женщина — существо скрытное, лукавое, лживое, что она не делает зла только тогда, когда не может его сделать. Пренебрежение к женщине культивирует и индуизм. По учению ислама, основное жизненное назначение женщины — служить мужчине. В ряде имущественных и юридических ситуаций ислам приравнивает одному мужчине двух женщин. Он препятствовал участию женщин в общественной деятельности, вменял ей в обязанность строгое затворничество, заставлял ее носить на лице покрывало (паранджу, яшмак и т. п.). Фактически женщина рассматривалась в мусульманстве как полная собственность мужчины. Вероучение ислама поощряет отца или брата по своему усмотрению выдавать женщину, девушку или даже малолетнюю девочку замуж и брать за нее калым, разрешает мужчине иметь несколько жен, а также наложниц. Неугодных, непокорных жен Коран учит бить. Немногим лучше отношение к женщине в иудаизме. Талмуд обязывает мужчину ежедневно благодарить бога за то, что тот не сотворил его женщиной, и советует с женой много не разговаривать. В семье женщине предписывается во всем подчиняться мужу. В синагоге она может находиться только на специально отведенном ей месте: она не «чиста». Унижает женщину, способствует ее закабалению и христианство. Православные церковники давали следующее «определение» женщине: «пакостная клеветница на святых, сатанин праздник, обитель змеи, утеха дьяволова, спасаемым соблазн, без облегчения болезнь, без исцеления злоба, постоянная блудница» и т. д. (Книга Пчела. М., 185…, с. XLIII). Подобные «обличения» — достояние средневековья. Однако и поныне христианская церковь считает священными призывы: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как господу: потому что муж есть глава жены» (Ефес. 5, 22— 23), «жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2, 11—12). В православной церкви женщина до последнего времени не допускалась в алтарь, не может до «очистительной» молитвы священника посещать церковь после родов. Характерно, что почти во всех современных религиях женщина не может быть священником.
Способствуя порабощению, бесправию и невежеству женщин, религия вместе с тем укрепляет собственные позиции, т. к. сбитая с толку, темная женщина пытается найти себе в религии утешение и становится верной ее опорой.
Коммунистическая партия рассматривает освобождение женщины от социального и духовного гнета, в частности и религиозного, как одну из задач социалистической революции. Октябрьская революция принесла женщине равноправие с мужчиной. Бурным расцветом талантов и сил женщин, участием их во всех областях обществ, деятельности, проявлением инициативы и героизма женщин в социалистическом строительстве и труде опровергнуты женоненавистнические учения религии.
В современных условиях острой идеологической борьбы становится невозможно откровенное принижение духовных возможностей и общественного значения женщины также и в капиталистических странах. Поэтому повсеместно деятели религии вынуждены лавировать в своих высказываниях о женщинах. Умалчивая об одних положениях религиозной догматики и перетолковывая другие, они начинают уверять, что религия не унижает, а возвышает женщину и признает ее во всем равной мужчине. Эти тенденции пересмотра религиозного отношения к женщине касаются преимущественно ее гражданского и бытового положения. В какой-то, относительно небольшой, мере они затрагивают и положение женщины в религиозном культе. Например, в православии женщина теперь может быть допущена к исполнению обязанностей причетника (но не священника и даже не дьякона), ей облегчена возможность входа в алтарь в церковном храме. В некоторых протестантских церквах в единичных случаях женщины становятся священниками. В исламе женщинам разрешено не носить паранджи, входить в мечеть и т. д. Однако в целом культовая практика и тем более догматические основы религиозных учений о женщине остаются неизменными.
Свое реальное освобождение женщина получает не благодаря религии, а вопреки ей. Советский народ, осуществляя свои планы строительства нового общества, ставит одной из задач полностью изжить не только остатки неравного положения женщины в быту, но и пережитки религиозного отношения к ней.
Р. В. Петропавловский
Литература:
Ленин В. И. Великий почин. — Т. 39. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1967. Ч. 2. Разд. II (д).
Крупская Н. К. Из атеистического наследия. М., 1964.
Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.
Горький М. О женщине. — Собр. соч. в 30 т. Т. 25.
Горький М. О женщине. — Там же. Т. 27. Роль женщины в современном обществе. Прага, 1936.
Притчина Е. А. Женщина и религия. М., I960. Сидоров Д. И. Из ребра ли адамова. М., 1958.
Тинякова И. П. Критика моральных поучений православия о женщине — В кн.: Нравственность и религия. М., 1964.
Осипов А. А.Женщина под крестом. JL, 1966.
Вагабов М. В. Пережитки ислама в отношении к женщине и пути их преодоления. — В кн.: Вопросы преодоления религ. пережитков в СССР. М. — Д., 1966.
Бич Й. За аравийской чадрой. М., 1966.