Ленин и религия
21 января – 90 лет Памяти В. И. Ленина (1970-1924)
Сегодня поповство и церковничество, как и всегда, выступает мощным орудием буржуазии по эксплуатации и одурманиванию народных масс; ревностно поддерживает бездуховный капиталистический строй, а социализм, систему высочайшей культуры и творческого созидания, – предаёт анафеме. Большевики, выведшие «лапотную» страну на рубежи невиданного прогресса, именует «извергами» и «сатанистами», а самого вождя мирового пролетариата, В.И. Ленина – «исчадием ада». При этом нечистоплотно замалчивает, что именно крещённый люд в далёком 1917-м встал под знамёна Великого Октября, собственным волеизъявлением выбрал социалистический путь развития.
Интересное наблюдение сделал очевидец Октябрьской революции, американский писатель Джон Рид в своей книге «Десять дней, которые потрясли мир»: «Через Иверские ворота потекла людская река, народ тысячами запрудил Красную площадь. Проходя мимо Иверской, никто не крестился, как раньше. И вдруг я понял, что набожному русскому народу уже не нужны священники, которые помогли бы ему вымаливать царство небесное. Этот народ строил на земле такое светлое царство, какое не найдешь ни на каком небе».
А ведь и впрямь, в дореволюционной России всякая особь была крещена и миропомазана. В каждом доме был «красный» угол, малейшие события сопровождались богослужением, а критика религии (согласно царскому «Уложению об уголовных наказаниях») сопровождалась тюрьмой или ссылкой.
Исторический факт: в марте 1892 года Владимир Ильин, сын Ульянов (на тот момент ему не было 22-х лет), будучи помощником присяжного поверенного, выступил в Самарском суде защитником по делу крестьянина Василия Муленкова, который «матерно обругал Богородицу и Святую Троицу». Блестящая речь молодого адвоката произвела эффект разорвавшейся бомбы: вместо 8-летней ссылки и каторжных работ, крестьянин получил «лишь» год тюрьмы. Это была победа над практикой, которую В.И. Ленин позже описал в работе «Социализм и религия»: «В России применялись средневековые, инквизиторские законы, преследовавшие за неверие, насиловавшие совесть человека…» Сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции эта позорная практика была отменена.
Первые декреты Советской власти буквально выбивали почву «из-под церковных ног». Так ленинский «Декрет о земле» (26 декабря 1917 года) – национализировал церковные и монастырские земли; «Декларация прав народов России» (2 ноября 1917 года) – отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения», «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов» (11 ноября 1917 года) – лишал духовенство сословных преимуществ. 11 декабря 1917 года вышло Постановление СНК о передаче Народному комиссариату по просвещению всех учебных заведений (с изъятием из обязательных школьных предметов – закона божьего), а 16 и 18 декабря – были приняты Декреты «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», которые признавали юридическую силу лишь за гражданским браком.
Декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (20 января 1918 года) отделил церковь от государства и национализировал церковное имущество. Ему вторила 13 статья Конституции РСФСР (принятой 10 июля 1918 года): «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами». В те годы, выступая на одном из митингов в Пресненском районе, В.И. Ленин пояснил, что «религия – частное дело. Пусть каждый верует во что хочет или ни во что не верит. Советская республика не знает никаких религиозных различий. Она находится вне всякой религии, отделила религию от советского государства».
Лишение церковников возможности огульного зомбирования людей вызвало яростное сопротивление, побудившее многих из них воевать на стороне белой армии против Советской власти. Так «Временное высшее церковное управление на юго-востоке России», созданное при Деникине, объединяло около 1000 священников. Более 500 священников пребывало в армии Врангеля. «Сибирское церковное управление» действовало при Колчаке. Требуя от других соблюдать «Божьи заповеди», сами священнослужители поступали отнюдь не по-божески. Они поднимали восстания, организовывали заговоры, саботаж. Всё это происходило в обстановке общественных потрясений, кровавой междоусобицы, жестоких методов подавления противников.
Ведя непримиримую борьбу с реакционными формами религии, В.И. Ленин объяснял, что они препятствуют дальнейшему развитию, служат эксплуатации трудящихся и сохранению отживающих порядков. В 1920 году в «Тезисах ко II Конгрессу Коминтерна» он указывал на «необходимость борьбы с духовенством и прочими реакционными элементами». А в Письме ЦК РКП(б) о работе среди народов Востока от 21 февраля 1920 года, Ленин подчёркивал: «Относясь с осторожностью к религиозным верованиям масс, надо указывать на ту эксплуатацию, какую проводили господствующие классы с помощью религии».
В 1922 году в журнале «Под знаменем марксизма» была опубликована работа В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма», в которой отразился весь комплекс задач по формированию у трудящихся научного мировоззрения. Прежде всего, В.И. Ленин настаивал на разоблачении «дипломированных лакеев поповщины» (под какой бы вывеской они ни выступали), а также делал акцент на пропаганде воинствующего атеизма и антирелигиозных научных исследованиях. «Самое важное, – писал В.И. Ленин, – пробудить массы от религиозного сна, заинтересовать их «сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии». С этой целью он рекомендовал обеспечивать массы атеистическим материалом, издавать труды классиков мировой антирелигиозной литературы. Показателен протокол комсомольской ячейки тех лет, где записаны такие строки: «Слушали мысли Ленина о религии. Постановили: не признавать царства божия на небе, а организовать его на земле»…
Летом 1921 года в стране начался голод, охвативший 34 российских губернии с населением более 33 млн. человек. Для того чтобы спасти от смерти людей, ВЦИК издал Декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих, в котором обязал местные Советы «изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».
В той тяжелейшей экономической ситуации было в высшей степени оправданным – обратиться к материальным активам церкви, на словах столь страстно призывающей (по заветам Спасителя) «не заботиться о завтрашнем дне», «не собирать себе богатств на земле», «отдать просящему – рубашку». Тем более что церковь даже после национализации её земель и недвижимого имущества не производила впечатление обобранной. Сам вид увешанных золотом, зажравшихся архиереев, в стране, претерпевающей нищету и голод, был недопустимо вызывающим. Закономерно, что правительство приняло решение провести экспроприацию церковных ценностей (золота, серебра, драгоценных камней), накопленных в храмах и монастырях, для передачи в фонд голодающих.
Несмотря на то, что к маю 1922 года в неурожайных районах Поволжья, Урала, Казахстана, Украины от голода умерло более 1 миллиона человек, священники не возжелали расставаться со своими богатствами. Они распространили в массах нелепые слухи, якобы драгоценности пойдут «на золотые зубы коммунистам», которые настроились бежать за границу. Вокруг храмов стали собираться толпы, жертвы черносотенного церковного подстрекательства; начались демонстрации протеста, столкновения, увы, пролилась кровь.
19 марта 1922 года в своём письме Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) В.И. Ленин принимает единственно правильное на тот момент решение: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и, не останавливаясь перед подавлением, какого угодно сопротивления...»
Это письмо вызывало и продолжает вызывать негодующие вопли у защитников церкви, которых в наши дни вдруг оказалось чрезвычайно много. Но именно жёсткость и принципиальность В.И. Ленина как руководителя, позволила ему, по словам Черчилля, вытащить страну из хаоса и анархии и вернуть её на торный путь цивилизации. А разоблачение им сущности религии; её корней и социальной роли в классовом обществе; определение буржуазного и пролетарского понимания свободы совести; разработка программных положений деятельности партии и политики Советского государства в отношении религии и церкви; пути преодоления религии и методы борьбы – внесло весомый вклад в теорию и практику атеизма. Ленинские наставления и сегодня учат принципиально и мудро решать религиозный вопрос, искать и находить эффективные пути преодоления религии.
Леся ТУРОВСКАЯ