Религия и богатство
Вероятно, во времена, когда произошло разделение труда, появились рабы, наемные пастухи, ремесленники и воины, появились и богатые люди, появились и сами понятия бедности и богатства. Во всяком случае, уже в Ветхом завете (4 – 5 тысяч лет тому назад) упоминаются как нищие, так и владельцы тысячных стад скота, а золото и серебро считаются мерой богатства. И неизбежно, немедленно, с появлением разделения людей на бедных и богатых, должны были возникнуть и размышления о том, откуда берутся богатства и справедливо ли накопление богатств у одних, при нищенстве других. Последний вопрос получил однозначное решение в раннехристианской этике. В евангелии от Матфея (6.19) читаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», – и далее (6.24), – «Не можете служить богу и мамоне (богатству)» (одновременно).
Происхождение богатства раскрывается в притче (25.27), в которой хозяин поучает нерадивого раба: «… надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью». Христу приписывается заповедь ( От Луки. 12.15) «…берегитесь любостяжания», и его же всем известное из различных евангелий поучение (например, от Матфея, 25.24): «… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство божие». Апостолы, слушавшие это поучение Христа, как свидетельствуют евангелия, чрезвычайно изумились и говорили между собой: так кто же может спастись? Правда, Христос в назидание ученикам дал совет одному юноше (от Матфея, 19.21): «… пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною». Но вот беда (цитируем далее, там же, 19.22), «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Стало быть, – уже тогда, – две тысячи лет тому назад, возник вопрос, как примирить стремление к богатству и «спасение на небесах», куда вход богатым запрещен (ведь всякий понимает, что верблюду и стараться нечего в игольное ушко протиснуться). Так эта проблема и стоит перед христианством до наших дней.
В качестве примера того, как современным церковникам приходится вертеться, чтобы оправдать стремление стяжателей к обогащению, очень показательны некоторые материалы журнала «Эксперт» (Россия) №1 (833) 24.12.2012 года. Чтобы понять социальную нишу журнала, заметим, что реклама соответствующего телеканала «Эксперт» объявляет его «первым каналом русской буржуазии», а рецензируемый номер журнала посвящен месту религии в современном мире, с точки зрения, естественно, буржуазии.
Особый интерес представляет беседа журналистки Елены Борисовой с игуменом Филиппом, опубликованная в «Эксперте» под заголовком «Не оттолкнуть человека». Игумен – это монашеское звание. Филипп был пострижен в монахи в 1992 году в 35-летнем возрасте, после развала Советского Союза. Пикантность ситуации состоит в том, что будущий монах (в миру Симонов Вениамин Владимирович), ко времени пострижения, окончил Московский государственный университет и защитил кандидатскую диссертацию, к моменту же интервьюирования он – доктор экономических наук, (с благословения архиерея) директор департамента макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации (!) и одновременно –заведующий кафедрой истории церкви исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Так что не вызывает сомнения квалификация игумена Филиппа, как в делах православного богословия, так и в экономической науке.
Тем более, интересно следующее заявление игумена Филиппа: «Думаю, что любой предприниматель, православный или не православный, понимает, что те дополнительные доходы, которые в марксизме называют прибавочной стоимостью, а далее – прибылью, получаются не вполне социально естественным путем (довольно заковыристо сказано – В.Д.), а являются результатом эксплуатации. А эксплуатация – это присвоение чужого труда. А присвоение чужого труда есть воровство». Насчет того, любой ли предприниматель отдает себе отчет, что ворует, оставим на совести Филиппа, но, по сути, возражать не приходится. Игумен пишет: «Сказано же: «не укради». А выходит – нарушение заповеди, грех». Где же выход? Филипп описывает психологию прежнего купца, перед которым возникают два варианта действий «для спасения». Первый вариант – отмолить грех (как красочно выражается за купца Филипп, «пойти лоб по церквам расшибать»). – Так ведь некогда – бизнес, времени нет. Ну, раз сам не может пойти «лоб расшибать», то – может построить церковь, в надежде, что кто-то его грехи отмолит. Либо – второй вариант: «тем, у кого украл, отдать. Хоть что-то (!)». В качестве примеров такого православного предпринимательства игумен приводит деятельность владельцев Прохоровской и Морозовской мануфактур на рубеже XIX-XX веков, которые строили приличные дома для рабочих, открывали столовые, медпункты, школы при фабриках. «И все это обустраивалось из кармана предпринимателя» – замечает доктор экономических наук игумен Филипп. Правда, в карман предпринимателя «дополнительные доходы» попадали, как мы помним, «не вполне социально естественным путем», но на то уж, видимо – воля божья. Кроме того, выбор то для православного предпринимателя свободен. Может отдать хоть что-то, а сколько будет это, – «хоть что-то», ведь остается самому решить. А можно и не отдавать, а вместо школы церковь воздвигнуть. А то и просто «лоб расшибить» – отмолить, – себе дешевле. Это сам православный предприниматель решит, как ему перед богом оправдаться за грех «не вполне социально естественного богатства».
Переходя к современности, игумен Филипп замечает, что нынешние предприниматели не только шибко грамотные, но и в богословии многие поднаторели. «Часть из них понимает, замечает игумен, что их прибавочная стоимость – это чужая украденная зарплата. Большинство сознает, что… с 1992 года (то есть, – с момента реставрации капитализма на землях Советского Союза – В.Д.) единственным источником первоначального накопления капитала были госбюджет и государственная собственность (попросту говоря, – беззастенчивое ограбление народа – В.Д.)». «Но, – горестно продолжает игумен, – если на рубеже девятнадцатого – двадцатого веков православный предприниматель манифестировал свою веру социальной активностью, то нынешний манифестирует ее душеспасительными беседами и участием в «православных мероприятиях». Он на молебен сходит, к патриарху сбегает на день рождения, за архиереем пойдет».
В этом месте беседы интервьюер Елена Борисова, желая, видимо, помочь Филиппу, говорит: «Строятся же церкви. Есть благотворительность». На что Филипп совершенно резонно отвечает: «Раньше были социальные структуры. А сейчас в Москве и Подмосковье не построено ни одной больницы вроде Первой Градской, в которой, как было сказано в ее уставе 1833 года, – «все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих…» Не строят богадельни, никак не строят, – сокрушается Филипп, – А строят церковь на Рублевке. Золотом сияет (!)». (Рублевка – район проживания нынешней московской знати – В.Д.)
Сказанное Филиппом о России полностью, конечно можно отнести и к Украине. Можно было бы добавить, что не строятся и дома культуры с бесплатными кружками и коллективами самодеятельности для детей и взрослых, которые были при каждом заводе и колхозе и многое другое, что было при советской власти. Зато, церквей построено действительно много. Церкви представляют собой мощные организации, как численно, так и в финансовом отношении. Приведу некоторые данные по ежегодному отчету Госкомнацрелигий Украины за 2010 год: в Украине на первое января 2010 года (более поздними сведениями не располагаю) было 35184 религиозных организаций; монастырей – 439; духовных учебных заведений – 199; воскресных школ – 12758 (а им еще и светские школы нужны!); печатных СМИ – 388, плюс телеканалы, радиостанции и Интернет-сайты. Религиозные организации располагали 22787 культовыми сооружениями, и строилось их в 2010 году 2398 (для сравнения, количество средних общеобразовательных школ в Украине в 2013 году было 19900). В одном только Киеве было около тысячи церквей, и бывший мэр Черновецкий ставил целью «оснастить» церковью каждый квартал (!) города («в пределах пешеходной доступности»!). Только священнослужителей в 2010 году было 30516! – целая армия. А всю эту махину надо обслуживать кому то, и обслуживающим – платить. Только прокормление зарплатой священников требовало примерно полмиллиарда гривен в год.
На строительство и достойное оборудование больниц и детских садов денег не хватает (вспомним хотя бы несчастную больницу, которую на собранные по всей Украине народные деньги обещала построить жена Ющенко, да – ни больницы, ни денег). Прикиньте теперь, во что обошлось строительство десятков тысяч «культовых сооружений», если стоимость одной стандартной («модульной») церкви составляет около 40 млн. гривен, а по индивидуальному проекту – все 200 миллионов и больше. А во что обходится содержание религиозных телеканалов, типографий, редакций и прочего? На это – пожалуйста. Суммы особенно впечатляют, когда в газетах и на телевидении ежедневно раздаются вопли о помощи на лечение детей, больных раковыми заболеваниями. Нам будут рассказывать сказки, что это деньги не бюджетные. Но, во-первых, точно известно, что часть денег – бюджетные, а во-вторых, даже если и пожертвованы деньги миллионерами и миллиардерами, то все равно это кровные народные деньги, потому как из воздуха они не возникают, а «получены не вполне социально естественным путем». Впрочем, известно, что и не с миллионеров, а с пенсионеров кое-кто не забывает драть «десятину», и за посредничество перед богом брать, и за рождение, и за смерть. Но правящие классы готовы раскошелиться: у них в лице церквей имеется государственный, по существу, институт, которому вручено «духовное воспитание народа», и о котором они так «пекутся». Народу рекомендуется: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и отец наш небесный питает их. Вы не гораздо лучше их?» (Матфей, 6.25) и «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Там же, 6.24) – это для народа. Но как же все-таки быть православным предпринимателям? Им что делать-то? – спрашивает отца Филиппа Елена Борисова. На что игумен говорит: «Что я могу ответить, помимо Христовых слов: «Продай свое имение и раздай нищим, возьми крест свой и следуй за мною». А потом замечает: «Разговоров много, а делают – единицы». Не знаю, как Вы – читатель, а я даже о таких единицах не слышу. Храмы, конечно, строят, не забывая при этом приобрести пару океанских яхт и самолетов в личное пользование или прикупить островок в Средиземном море, на котором оборудовать для себя земной рай, не дожидаясь небесного. Что кому больше нравится. О благотворительности Филипп, например, так рассуждает: «Веди детский дом, пока есть на это средства. Их тоже ведь господь дает». Правда, поди – разберись: в цитате, приведенной мною в начале статьи, Филипп утверждает, что доходы предпринимателя (прибавочная стоимость или прибыль, как больше нравится Филиппу) – получаются «не вполне социально естественным путем», путем эксплуатации чужого труда, и даже обзывает их воровством, а тут говорит, что их господь дает. Как видно, действует раздвоение личности. В первом случае доктор экономических наук Вениамин Симонов пересиливает игумена Филиппа, а во втором – наоборот. Чего не бывает на белом свете!
Впрочем, нельзя не сказать, что и Священное писание оставляет для богатых лазейку в райские кущи. На недоумение учеников – как же богатому спастись, Христос отвечает (Матфей, 19.26): «…человекам это невозможно, богу же все возможно». Здесь, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Довод в религии обычный – непробиваемый.
Вениамин Давидсон.