Украинский атеистический форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Украинский атеистический форум » Ссылки » Из архивов


Из архивов

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

http://www.liveinternet.ru/showjournal. … id=1094824 - неплохие архивы. Советую прочитать.

0

2

А вот и сами материалы:

Вражеские гнёзда

Среди жалких кибиток бедноты прежние власти Самарканда строили огромные, подавляющие своим великолепием дворцы и мечети. На снимке: высшая религиозная школа – медресе Шир-дор в Самарканде, бывшая в течение трёх столетий одним из главных очагов мусульманского мракобесия. Сейчас Шир-дор реставрирован и сохраняется как памятник старины. С 1934 г. В этом здании помещается Центральный антирелигиозный музей Узбекистана.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вражеские гнёзда.
(от нашего специального корреспондента)

Огромная глыба камня лежит на краю Шахимардана – быстрой и шумной горной реки. Этот обломок скалы упал сюда много лет назад. На дорогое, идущей между скалистыми и покрытыми вечным снегом горами, обвалы – не редкость. Здесь можно увидеть и другие такие камни.
Но тот, о ком здесь говорится,особенный. Он «святой». К камню ходят на богомолье. О мнимой «чудодейственной» его силе слагаются легенды.
В нескольких километрах отсюда, под высочайшей горой, - кишлак Шахимардан. Там почти все места «святы». Величайшей святыней считается, во-первых, могила много лет назад умершего»подвижника» Шах-и-Мардана (хотя, где она никто не может точно указать). Вокруг этой неведомой могилы разрослось огромное кладбище. Туда, на мазары (гробницы) шейхов, мулл, имамов и ишанов, сходятся и с'езжаются верующие со всех концов Узбекистана.
Шахимардан – крупнейший религиозный центр Ферганской области. Во время гражданской войны этот кишлак был средоточием бандитов-басмачей. Сейчас в Шахимардане тайком и открыто орудуют десятки мулл, связанные с бывшими басмачами и собирающие вокруг себя бывших кулаков едва ли не со всей Ферганской долины.
Мазары Шахимардана, кладбища Хаджиабата, горные ключи под Ферганой, горячие пески в Джалял-Кудуке(1) –всё, что можно пустить в ход для привлечения людей, было об'явлено святынями. В Ферганской области нет буквально ни одного района без «»2святых» мест. Вокруг них, естественно, много мечетей и духовенства.
Враги народа долго пресекали в Узбекистане антирелигиозную работу. Опорные пункты религии намеренно поддерживались, антисоветская «работа» духовенства поощрялась. Газеты трезвонили, что «религиозные предрассудки изжиты, мечети распались». Бдительность местных работников притупилась. Это способствовало процветанию «святых мест».
Узбекистан сейчас собирает втрое больше хлопка-сырца, чем до революции. В Ферганской долине – богатейшей части республики – десятки колхозов стали уже миллионерами. Пропаганда духовенства направляется поэтому прежде всего против хлопка.Вот примеры:
Сын бая Сапарбаев переночевал у своего друга ишана и утром загнал трактор в грязь.
- Что ты делаешь?
-Не хочу пахать по агроному. Мусульманский закон велит сеять хлопок в конце августа.
Председатель колхоза попытался вытащить трактор из грязи. Сапарбаев повалил его в грязь и избил.
Асаметдин Арапбаев в колхозе «Берляшкан» Исбаскенского района собирает в день по 200 килограммов хлопка. Работающий счетоводом в колхозе служитель культа Абдурашид Кары Агафуров дважды указывал Арапбаеву, что такая большая выработка – «грех». Арапбаев увеличивал выработку. Агафуров пригрозил ему: «Если будешь продолжать, перестану выписывать трудодни».
Ишан Изатулла Кары в Исбаскентском районе заявил у мечети: «Хлопок убирайте, когда кто хочет. На работе стараться нельзя- Аллах накажет».
47 из 65 колхозов района выдали в прошлом году 10-15 рублей на трудодень. Понятно, почему духовенство старается сорвать уборку в 1938 году, когда урожай ещё выше. Агитация против правильных сроков уборки хлопка, проводимая сейчас духовенством в Ферганской долине, имеет целью дотянуть роботы до осыпания коробочек, чтобы хлопок отсырел, пожелтел, потерял хорошие качества.
Так же рьяно противодействует мусульманское духовенство раскрепощению женщин. В этом году в долине были убиты три женщины снявшие паранжу. В Намангане сняла паранджу дочь крупного ишана, бывшего деятеля медресе (высшей религиозной школы). Он убеждал девушку снова одеть паранджу, ссылаясь на своё положение. Девушка отказалась. Ишан решил зарезать дочь. К счастью, девушка успела скрыться и разоблачить негодяя-отца.
Такова работа мусульманского духовенства в «святых местах». Лишь очень немногие из подобных фактов известно ферганским антирелигиозникам.

М.Владимиров.
Фергана.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Газета «Безбожник» №25 *658) от 1 ноября 1938 г.

увеличить

0

3

Какие люди, какие лица

Бывает, капнёшь старину - оттуда такие монстры появляются...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Международный конгресс всемирного союза свободомыслящих.

Доклад Дж. Мак-Кэйба.
(Англия)

Наш конгресс в этом году происходит при положении более серьёзном, чем когда-либо. Борьба между силами прогресса и реакции потрясает мир от Латинской Америки до Китая, и каковы бы не были наши предположения относительно политического и экономического исхода этой борьбы, она, во всяком случае, создаёт саму страшную угрозу делу свободомыслия.
Если бы наш конгресс происходил десять лет назад, мы могли бы приветствовать на нём представителей 30 миллионов свободомыслящих Германии Австрии. У нас были бы делегаты от 20 миллионов свободомыслящих Испании и Италии (так как в Италии тогда можно было свободно критиковать религию, пока Муссолини не заключил своего гнусного договора с папой в 1929 г.). У нас могли бы быть делегаты от 20 миллионов новых свободомыслящих Мексики и Южной Америки. У нас могли бы быть китайские делегаты: они рассказали бы нам о тех 10 миллионах, которые примкнули к безбожному движению в Азии; были бы и турки, которые представили бы нам картину широкого развития свободомыслия в их стране.
При таком стечении делегатов, вместе с советской делегацией, олицетворяющей величайшее торжество, которого ещё не знал мир, торжество победы над суеверием, и с делегатами, которые рассказали бы нам о прекрасной работе в Чехословакии, об успехах в Голландии и Дании, - этот конгресс превратился бы в настоящий триумф.
Среди нас находятся, правда, наши соратники, которые могут свидетельствовать о великих победах свободной мысли, особенно в СССР и Чехословакии, но всё же пустые места в наших рядах имеют зловещий вид. Десять лет назад мы могли, на основании документальных данных, хвалиться своим успехом, считая, что 200.000.000 человек отошли от разных религий, стали атеистами. Сейчас мы можем только сообщить, что приблизительно половина их вынуждена молчать и что организации свободомыслящих, существовавшие у них, теперь ликвидированы.
Мы боремся против клерикальных союзов, об'единившихся в большей части стран, боремся с силами грубого произвола. Мы присутствуем при возврате феодальной тирании. Сейчас она опять окопалась в ряде сильных стран, и год от года тень её надвигается захватывая всё новые и новые страны.
Мы приветствуем участников международного конгресса, надеясь, что он всколыхнёт самодовольную узость взглядов многих единомышленников.
Наши иностранные гости подумают, что Англия забыла славную традицию прошлого столетия, когда она обличала несправедливость и тиранию во всём мире, когда она давала у себя убежище Карлу Марксу и Луи Блану, Мадзини и Кошуту столь же гостеприимно, как сейчас она даёт убежище развенчанным королям. Ныне мы являем миру унизительное зрелище, когда в палате депутатов торжественно обсуждается предложение не допустить некоторых делегатов на конгресс и когда тот самый государственный деятель, входящий в наше правительство, на которого мы смотрели, как на свободного учёного-философа, потакает реакционерам.
Это показывает, что дело свободной мысли далеко от победы в нашей стране. Свободомыслие – жалкое преимущество, если оно лишено свободы слова, свободы распространения истины. Есть ли эта свобода в Англии?
Сейчас наиболее удобным средством стимулирования мысли является беспроволочный телеграф, благодаря которому голос доходит до сотен тысяч людей, никогда не читающий серьёзных книг и статей. У нас, в Англии, под контролем государства находится одна из лучших радиостанций; но дело в том, что одной десятой части населения, которая фактически исповедует христианство, разрешается пользоваться этим средством, сколько угодно, тогда как ни одному искреннему представителю свободной мысли не предоставлено этого права.
У нас есть прекрасно организованные публичные библиотеки, но даже лучшие из них, лондонские, представляют читателю книги религиозного содержания (главным образом католических авторов) вместо критики религии.
У нас много мощных издательств, которые гордятся нашими свободами, но не хотят быть даже элементарно справедливыми по части издания книг, содержащих верные исторические данные, а так же книг на современные темы, рассматриваемые с нашей точки зрения. Очень немногие лондонские издатели решаются сейчас печатать книги, критикующие религию, а книготорговцы всё менее и менее охотно принимают такие книги для продажи.
В наших школах библия подобна фетишу, хотя среди взрослого населения её ни читает и один человек из десяти. В нашем судопроизводстве её заставляют признавать. Наши общественные и государственные учреждения принуждают сотни тысяч людей посещать церковь. Наш закон о браке до сих пор ниже среднего уровня цивилизации, а другие законы настолько проникнуты духом средневековья, что люди разных профессий, если они вздумают восставать против них или требовать их реформы, рискуют повредить своей карьере. Зато законодатели с почтением прислушиваются к каждому новому предложению церковников по части урезки наших свобод.
Я обращаюсь к тем делегатам конгрессменам, которые , может быть, сочтут нас людьми узких взглядов, безучастными к страданиям свободомыслящих других стран, и прошу верить, что не народ наш виноват в этом, а наш аппарат народного просвещения. От начальных школ до передачи и «Общества радиовещания» - все в заговоре, чтобы скрывать от народа факты, помогающие людям стать свободомыслящими.
Вы спросите меня, почему Англия – одна из самых передовых наций в мире после СССР – допускает у себя такое влияние церковников. Для многих из нас это положения является невыносимой тиранией. Это – хорошо обдуманное, систематическое наступление с целью остановить просвещение народа. Притом положение не улучшается, а всё ухудшается. Свободная мысль у нас когда-то имела сильных друзей в мире науки и труда. Сейчас лишь немногие из них согласятся возвысить голос против тирании христианского меньшинства.
В результате громадное число английского народа не имеет понятия о сущности борьбы, которой уже сейчас охвачено полмира, а завтра, может быть, - весь мир…
Мы можем ожидать от конгресса, что он поможет публике понять, что гнусная борьба фашизма, позорящая человечество, в значительной мере является борьбой религиозных организаций против просвещения. Ужас достиг предела в Испании и Китае, где самые крайние зверства, совершаются при поддержке духовенства.
В Японии буддисткое духовенство десятки лет получало субсидии от правительства и от капиталистов за то, что подготовляло общественное мнение к захвату Китая. Теперь духовенство оправдывает этот захват, несмотря на жестокость методов, начиная с опиума и кончая массовыми убийствами. За последние пять лет к японскому духовенству присоединилось римско-католическое. Японские газеты не только похвалялись союзом с Ватиканом. Как сообщило американское телеграфное агентство Ассошиэйтедпресс, представители Ватикана официально подтвердили, что католическое духовенство получило приказ поддерживать японскую оккупацию Китая.
О поведении Ватикана и Италии и Испании нечего и говорить. Его представители прощают и благословляют также варварство фашизма в Австрии, Польше и Южной Америке. И совершенно открыто, - настолько открыто, что можно прочитать об этом и в «Таймс» и в «Тэблет» - Ватикан обращается к Германии, убеждая ей применять эти новые жестокие способы ведения войны и к СССР, и к Соединённым штатам, и к Мексике.
Мы, свободомыслящие, знаем, что это – обычная политика Ватикана. Но что сказать о других церквах? В Германии протестантство подверглось испытанию и не вышло из него с честью. Многие из его пасторов сидят в тюрьме, по это лишь потому, что они отстаивают свои сектантские права… Что касается протестантских церквей в Англии и Америке, то они молча наблюдают усиливающееся снижение уровня общественной жизни и дикие методы, применяемые в войне против того, что они называют большевизмом.
Верхам всех церквей известно (хотя они и скрывают этот народа), что атеизм проник всюду, от Китая до Чили. Однако есть и другая, совсем особая, причина, по которой церкви или оправдывают жестокости войны, или же отстраняются от осуждения того, что они называют войной против большевизма.
Говорили, что у русских нет свободы религии. Но эта ложь разоблачалась даже в палате общин. Вот что главное6 пока проповедники и религиозные писатели убеждали публику, что религия существенно необходима для сохранения цивилизации, Советский Союз блестяще доказал ложность этих утверждений.
Без священников, без религии, без всякой веры в сверх'ествественное СССР построил от основания до самой вершины прекраснейшую цивилизацию нашего века и всех веков. Все строители этой новой цивилизации – последователи материализма, атеисты, начиная с Совета народных комиссаров и кончая председателями сельских советов. Они осуществили то, что свободомыслящие других стран стремятся осуществить. В отношении социальных идей, в воспитании, борьбе за достижение наибольшего блага для наибольшего числа людей они – руководители всего мира.
Вот потому-то церкви и поддерживают насилия и зверства.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*
Конгресс происходил в Лондоне в сентябре этого года. – Ред.
источник:
Газета «Безбожник» №25 (658) от 1 ноября 1938 года.

увеличить

0

4

ОТКРОВЕННЫЕ ПРИЗНАНИЯ

«Написан закон земной: если имеем питие пьянственное, не можем воздержаться, но пьем до пьянства. А ежели повелевают святые отцы пить по единой чаше или по две, то сего мы и слышать не желаем, ни счета чашам вести не хотим. Наша мера такова: когда пьяны будем до потери сознания и памяти и даже до блевания. Только тогда и перестаем пить. Ради такого обычия и погибельного нрава и греховного обыкновения не подобает в церковных обителях иметь пития пьянственного, чтобы мы не впали в окончательную гибель блудный ров».
(Из постановлений Стоглавого собора 1551 года в Москве. Напечатано в книге «Стоглав», издание Д.Кожанчикова, 1863 год, страницы 175 и 176).

0

5

ДОЛМАТОВ МОНАСТЫРЬ

(от нашего специального корреспондента)

На Долматовой горе –
Там монах спасался,
Бросил книги и кресты
За бабой погнался
(современная частушка)

На левом, высоком берегу реки Исети, среди южноуральских степей, возвышается Долматов монастырь. Его зубчатые стены высоки и прочны. В стенах – бойницы и площадки для пушек.
Недалеко от главного входа еще недавно стояло низкое каменное здание с оконцами, перевитыми толстыми железными прутьями. Здесь была монастырская тюрьма, в которой гнили заживо погребенные крепостные крестьяне монастыря, поднявшие руку на своих владельцев. После революции нашли в тюрьме Долматова монастыря множество человеческих костей и черепов. В стены были ввинчены чугунные цепи, которыми монахи привинчивали узников.
Монастырь был основан в 1644 году дворянином Дмитрием Ивановичем Мокринским, который принял имя Долмата, когда стал «старцем».
Монастырь имел 160 тысяч десятин пахотной земли, черноземные степи, леса, реки, богатые рыбой, бобрами и выдрами. Ему принадлежали 22 села с тремя тысячами крепостных крестьян. Крестьяне были вынуждены отдавать монахам пятую часть урожая («пятинный хлеб»), вспахивали засевали до 500 десятин монастырской земли, убирали с них урожай и сено и, наконец, варили для монахов пиво и квас.
Изнемогавшие от непосильной работы монастырские крепостные крестьяне восставали. В 1727 году для усмирения такого восстания монахам пришлось вызвать войска. На первый раз восставших жестоко выпороли и отпустили.
В 1762 году произошел второй, гораздо более серьезный бунт. Настоятелем монастыря был тогда прославившийся своей жестокостью Иоакинф Камперов. Даже монастырский монах-летописец отметил, что Иоакинф «корыстолюбец и жестокосерд». Впоследствии крестьяне убили этого настоятеля.
Восстание началось осенью 1762 года. Крепостные во главе с бывшим монастырским служкой Мерзляковым и крестьянином Широковым отказались работать на монастырь: перестали возить туда дрова, сено, пиво и квас. Приближалась зима, и монахи стали мерзнуть, но крестьяне и не думали выполнять оброк.
Иоакинф вызвал войска. В Долматово прибыла рота драгун и начала «наводить порядок». Драгуны били стариков, насиловали женщин, снимали с избушек крыши, оставляя крестьянских ребятишек в лютую стужу под открытым небом. Всю зиму пробыли драгуны в монастыре, помогая монахам собирать оброк и устраивая в кельях кутежи.
Участники восстания вместе с другими мужчинами укрылись в лесах. Тогда каратели пустились на хитрость: они обявили, что вышел царский указ об освобождении крестьян от крепостной зависимости и что он будто бы будет обявлен у стен монастыря. Крестьяне попались на удочку. Полтораста человек, в том числе и Широков, пришли к монастырю. Их схватили и началась дикая расправа.
Иоакинф Камперов собственоручно выбивал арестованным зубы, выдергивал бороды и усы. Крестьян зверски избили, заковали в кандалы и бросили в монастырскую тюрьму. Там сначала морили голодом, а потом кормили только соленым, причем пить не давали.
Широкову удалось бежать, и он снова поднял крестьян. Монастырский летописец отмечал: «Появилось великое множество народа, и все держат поднятые вверх шесты, а в них врезаны косы, ножи и остроги». Крестьянский отряд, расположившийся на реке Суварыше, прервал сообщение монастыря с соседним городом Шадринском, а другой отряд, на реке Течи, отрезал монастырь от Челябинска.
Царские власти обявили весь этот край на военном положении. Войска, присланные из Оренбурга, жестоко расправились с крестьянами. 167 человек были повешены на зубцах монастырской стены. Монахи не снимали трупов, чтобы навести страх на окрестных жителей. На крестьян наложили еще более жестокие повинности. Крепостных заставляли ходить в церковь и исповедываться. Уклонявшихся штрафовали.
Две новые слободы, образовавшиеся вокруг монастыря после расправы над крестьянами, назывались: Поротово и Кнутово.
Но недолго монахи наслаждались мирной жизнью. В январе 1774 года в окрестностях появились войска Е. Пугачева. Долматовские крестьяне горячо их поддержали. Монахи заперлись в монастыре и встретили пугачевцев пушечными залпами. В монастыре было двадцать два тяжелых орудия. Оборонялись монах ожесточенно. Они знали, что если пугачевцы возьмут монастырь, то пощады от крестьян не жди. Но с двумя плохими пушками и с косами пугачевцы, конечно, не могли взять монастыря, и осада была снята.
Настоятель Иоакинф, бежавший в начале восстания в Тобольск, возвратился в монастырь и снова начал чинить суд и расправу. Сотни крестьян попали в монастырскую тюрьму и в подвалы башен. Они уже никогда не увидели света.
Сколько людей погибло в монастырских подвалах, неизвестно. Каждый раз, когда начинают перестраивать монастырские здания, находят человеческие кости…
И.Сергеев.
Южный Урал.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
Газета «Безбожник» №18 (681) от 21 июня 1939 г.
Стр.2

0

6

Из прошлого

СОЖЖЕНИЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В древней Руси религиозная мысль господствовала безраздельно. Церковь преследовала все проявления народного творчества.
Историк Костомаров пишет, что «музыка преследовалась церковью… Народные песни считались бесовским наваждением». О преследовании народного творчества свидетельствует вся история церкви в России. В летописях говориться о преследованиях, которым подвергала церковь народных музыкантов, актеров и плясунов, так называемых скоморохов.
Английский путешественник Адам Олеарий в своей книге «Описание путешествия в Московию» писал о сожжении народных музыкальных инструментов в Москве в 1653 г.:
«…Нынешний патриарх (Никон.-М.П.) два года тому назад прежде всего велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены».
Так относилась церковь к народному творчеству.
М.П.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что читать

СИСТЕМЫ ЛЕТОСИСЛЕНИЯ

Проф. В.К.Никольский – «Происхождение нашего летосчисления». Государственное антирелигиозное издательство, 1938 год, 63 страницы. Цена 90 копеек.
Брошюра проф. В.К.Никольского отвечает на вопросы:
-Почему мы ведем летосчисление от «рождества христова», если Христа не было?
-Можно ли установить научный календарь, соответствующий законам природы?
-Какие способы летосчисления существовали с существуют, кроме принятого у нас?
Автор подробно выясняет эти вопросы, тщательно подобрав большой научный материал. В первой части говориться о происхождении и развитии календаря у разных народов, во второй части дается разбор многочисленных систем летосчисления , установившихся в разное время. Доказывается ненаучность церковно-религиозных летосчислений.
Особенно интересны для антирелигиозника разбор христианского летосчисления и его история. Читатель узнает, что христианское летосчисление было установлено монахом Дионисием малым в 525 году на основании совершенно произвольных расчетов, а в России введено всего лишь с 1700 года.
Книжка рассчитана на антирелигиозный актив. Она содержит богатейший (в большинстве случаев новый для нашего читателя) материал, написана просто и ясно.
В.Рожицын
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
«Безбожник» № 16 (649) от 1 августа 1938 г.
стр.4

0

7

ГРЫЗНЯ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ

Обход деревень с «чудотворными « иконами приносил попам большие доходы. Обирая верующих, попы стремились и друг друга надуть.
В церковной «летописи» села Байдеряково (Чувашская АССР, Яльчиковский район) описан один из обходов с иконой в 1901 году. В село была принесена «чудотворная» икона Смоленской божьей матери. Сопровождал ее монах Варсонофий с тремя послушниками.
«Икона была встречена с крестным ходом, - говорится в летописи. - …Варсонофий получил с каждого домохозяина за простой молебен 1 рубль, с водосвятием – 3 рубля, с акафистом – 5 рублей, а с некоторых – 10 рублей, а за общественный молебен от 8 до 40 рублей… Кроме того, много было приклада холстом и полотенцами. По вычислению причта Варсонофий за молебны по байдеряковскому приходу 1.600 рублей, исключая приклада и огарочной суммы. По существующим правилам иеромонах Варсонофий обязан был выделить причту за выхожденные молебны четвертую часть дохода – 400 рублей, о чем притчт ему напоминал, но он на это ответил, что не волен выделить притчту четвертую часть дохода без разрешения настоятеля… Известно так же стало, что отец Варсонофий во время хождения… с иконой утаил от монастыря 5.000 рублей. Что же касается причта, то он помирился со взглядом на мудрую пословицу: «С сильным не борись, с богатым не тягайся».
Таких, как Варсонофий, было много.
В.И.

Источник:
Газета «Безбожник» № 35 (734) от 17 октября 1940 года.
Стр. 3
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

0

8

«ЧУДОТВОРНАЯ» ИКОНА – МОНАШЕСКАЯ КОРМУШКА

В горьковском областном краеведческом музее хранится большая рукопись: «Справочная книга хождений с чудотворной иконой Оранской божьей матери». В ней записаны доходы от «Чудотворной» иконы за сто лет (с 1804 по 1905 год) и подробности хождения монахов с этой иконой по деревням в первом десятилетии 20-го века.
370 ходов с «чудотворной» иконой дали монахам 739.193 рубля. Монахи не допускали конкуренции других «чудовторных». Дело в том, что верующие крестьяне далеко не ласково встречали монахов, когда те слишком часто наведывались к ним с иконами.
В одном из донесений монаха, сопровождавшего «чудотворную» икон по деревням сказано:
«…пока ходим без всякой задержки, но не знаю, долго ли проходим в таком положении, так как позади нас идет тоже икона, печерская.. Хорошо, так бы она и шла, а если они пойдут вперед нас, … тогда у меня ничего не выйдет, прием иконы будет совершенно холодный, даже местами не будут ее принимать».
В другом письме монах уверяет настоятеля, что «по селам в Арзамасском уезде ходить двум или трем иконам невозможно, но даже и очень смешно, не богомолье, а стыд и срам, да и только».
Настоятель требовал немедленно высылать ему собранные деньги. Монахи подчинялись неохотно. Вот выдержка из одного письма: «Посылаю вам денег 1.740 рублей, которые, прошу вас, не записывайте в книгу на приход, - потому что из этих денег нужно наградить братию, да и себе что-нибудь оставить за труд… А по приезде моем мы вместе с вами распределим, кому что дать»,
О том, как вели себя монахи во время путешествия с иконой, можно видеть из другого письма:
30 декабря 1909 года три монаха сообщили архимандриту, что их спутник иеродьякон Б.Ласточкин, напившись буйствовал, «уйдя в шинок села Виняева вместе с кучером, и там всячески ругался мастерски и называл нас не монахами, а шайкой разбойников».
Что уж тут говорить, если монахи сами себя называли разбойниками»
С.Ерохин.
Старший научный сотрудник горьковского областного краеведческого музея.

источник:
Газета «Безбожник» № 35 (734) от 17 октября 1940 года.
Стр. 3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

0

9

Письма селькоров

...

увеличить

0

10

ОСВЯЩЕНИЕ РАБСТВА

В Новосильском мужском монастыре (Тульская губерния) была икона Николы-«чудотворства» с надписью: «Образ тот, которому половчин дан был на поруку в Киеве». Эту икону монахи об явили чудотворной, и она им приносила большие доходы.
Сказка, сочиненная монахами об этой иконе, показывает, как церковь оправдывает рабство.
В Киеве будто бы жил богатый благочестивый человек, имевший в числе рабов одного половчина (половца). Тот упросил отпустить его на волю и обещал выкуп. Богач заставил половчина поклясться перед иконой Николы, что выкуп будет прислан. Половчин уехал, но в срок денег не заплатил. Тогда богач стал молиться Николе, прося взыскать долг.
Никола будто бы поспешил исполнить просьбу богача Он явился, писали монахи, к половчину, стащил его с лошади, заставил биться головой об землю и приговаривал: «Дай выкуп, а если забудешь, тогда увидишь, что тебе будет от меня».
Половчин, однако, Николы не послушался. «И вот, - говориться в сказани, - когда половчин снова сел на коня , явился к нему опять святитель Николай и сказал:
-Не говорил ли я тебе: отнеси выкуп за себя?».
Тут же Николай высек половчина «дубовыми жезлами» (смотри снимок с иконы). Половчин якобы получил «просветление», отправился в Киев и внес выкуп.
Мораль сей сказки ясна: раб должен быть верен рабовладельцу.
Чтобы верующие верили в эту сказку, освящающую рабство, монахи нарисовали вокруг иконы Николы картинки, изображающие расправу над половчином.
И.Сергеев.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
«Безбожник» №35 (734) от 27 октября 1940 года. Стр.4.

увеличить

0

11

Кто такие кликуши

Кликушами называют больных, подверженных припадкам и корчам. Припадки сопровождаются криками. Отсюда и народное название болезни – кликушество.
Большей частью это заболевание было распространено среди женщин. Часто оно сопровождало женские болезни. Кликушество порождалось материальной приниженностью и бытовым бесправием, в котором женщина находилась до революции.
Распространению кликушества способствовали попы и проповедники сект. Они внушали больной женщине, что в нее вселился дьявол, «напущена порча».
В давние времена обвинённых в «порче» жестоко наказывали. Людей, имена которых в беспамятстве называли кликуши, привлекали к суду, обвиняли в чародействе, пытали и казнили.
Христианство считает женщину «орудием дьявола», олицетворением зла. Все жития святых изобилуют описаниями «козней дьявола», который будто бы соблазнял «подвижников», принимая образ женщины.
Очень распространилось кликушество в России в 17 веке. В конце 17 века кликуши были использованы царевной Софьей в политической борьбе с Петром 1. Ища славы в народе, Софья держала при себе кликуш, которые пророчествовали о ее «добродетелях». Когда победил Петр, кликуши «были нещадно биты плетьми и сосланы», - как говориться в одном из тогдашних документов.
В 1715 году Петр1 издал указ: «Ежели где явятся кликуши, то их приводить в приказы и розыскивать» (то есть допрашивать под пыткой).
В 1729 году в одной волости Московской губернии было осуждено за кликушество 232 человека, среди них 26 девочек.
В 1848 году царские чиновники из министерства внутренних дел, считавшие беснование кликуш притворством, предписали принимать против них «полицейские меры, подвергать их негласно телесному наказанию и содержать под стражей». Но уже тогда в журналах стали появляться статьи врачей, указывающих, что кликушество - это душевная (психическая) болезнь на религиозной почве.
Такие выступления привели к тому, что закон о наказании кликуш плетьми был отменён, но взамен царские власти установили другие наказания, в частности тюремное заключение для кликуш.
Только в ССС происходит полное искоренение кликушества. В нашей стране церковь отделена от государства, женщина окончательно раскрепощена. Статьи 122 Сталинской Конституции предоставляет ей равные с мужчиной права во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно политической жизни.
Кликушество стало редким пережитком проклятого прошлого.
Доктор А.Либерфарб.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
газета «Безбожник» №18(651) от 21 августа 1938 года. Стр.4

0

12

Воспоминания солдат царской армии

ИМЕНЕМ ХРИСТА ГНАЛИ В БОЙ

В 1915 году наш полк стоял в лесу в Минской губернии. Предстоял бой. Перед отходом на позиции офицер отправил нас в церковь причаститься. Поп благословил на бой, дал нам иконок и крестов, - конечно, за деньги. Мы, солдаты, отдавали попу последние гроши. Даже когда мы хоронили убитых, приходилось платить попу по двугривенному за каждого.
Поп говорил, что бог спасет нас от смерти, а сам, как заслышит свист пуль, приподняв полы, мчится в тыл и отсиживается. Нам, измученным окопными лишениями, он твердил: «Терпите, воины! Иисус Христос был воин, а вы – его воинство. За веру страдаете и за царя».
Перед каждым боем служили молебен. Веришь или не веришь в бога, а нельзя было уклониться от участия в молебнах.
Я еще с 1912 г. потерял веру в бога. Вот, как это вышло. До войны, когда был верующим, бывал я в гостях у попа. Прихожу однажды к нему в четверг на страстной неделе, причастившись перед те. Он приглашает выпить. «А уж потом, - говорит, - отгрохаю вечерню». Сели за стол, уставленный закусками и винами. Я и говорю: «Как же, разве не грех? Я ведь причащался только что». А он: «Никакого греха нет. В церкви одно, а здесь другое. Кормиться-то нам надо? Кузнец радуется когда лошадей к нему в кузню пригоняют, так и мы, церковники: чем больше народа в церкви, тем нам прибыльнее».
С тех пор я стал недоверчиво относиться к поповским сказкам.
А.Клюев

Рабочий сталепроволчного цеха завода «Серп и молот».
Москва

0

13

ПОП ЗАДУШИЛ СОЛДАТА

В конце 1916 года часть, в которой я тогда служил, стояла в меленькой деревушке в Румынии. На фронте было спокойно. От скуки солдаты играли в карты. Это преследовалось начальством. В каждой проповеди поп запугивал солдат «карой божьей» за картежную игру. На исповеди он выспрашивал, кто играет в карты, потом сообщал об этом офицерам, а те жестоко наказывали солдат. Сами же офицеры вместе с попом, который слыл отменным игроком, дни и ночи играли в карты.
Обыграв офицеров, поп добрался и до солдат. У одного моего товарища водились денежки. Поп узнал об этом и пригласил его поиграть в карты. На этот раз попу не повезло. Он проиграл моему товарищу около 2.000 рублей. Товарищ зашил деньги в фуфайку. Вскоре после этого он был тяжело ранен. Исповедуя раненых, поп узнал моего товарища и приказал санитарам перенести его в пустую палатку. Там он снял с него фуфайку и задушил его.
Об этом стало известно. Хотя начальство и пыталось замять дело, все же поп был отдан под суд.
Всю империалистическую войну я пробыл на фронте. Пережил немало лишений, терпел унижения, издевательство офицерья, но ничего не возмущало меня так, как жадность, лицемерие и продажность «слуг божьих»- попов. Нет такой подлости, на которую они не были бы способны.
Я никогда не был религиозным, но со времени империалистической войны стал ненавидеть попов.
С.Быков.
Ч.Суково, Кунцевского района.
Московской области.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Источник:
Газета «Безбожник» № 16 (649) от 1 августа 1938 года.
Стр.2

0

14

ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ДАВАЛ ПОПАМ ЦАРИЗМ

В царской России на народное образование, на школы, на развитие грамотности в народе правительство помещиков и капиталистов «не находило» денег. В бюджете на 1907 год на народное образование были ассигнованы жалкие крохи – всего 46 миллионов рублей. В то же время на содержание полиции и тюрем было отпущено 101 миллион, на церковь – 31 миллион и на личные расходы царя и всей семейки Романовых – 16 миллионов.
Огромную часть народного бюджета в царской России седали платежи по кабальным займам, которые правительство заключало за границей для угнетения народа и подготовки к войне. В 1907 году платежи процентов по займам составили 384 миллиона рублей, а в 1912 году – 404 миллиона.
Царское правительство не жалело денег на обучение попов, на постройку монастырей и церквей. В 1907 оду кредиты на церковь составили более 31 миллиона рублей, а в 1912 году перевалили за 42 миллиона.
При обсуждении сметы синода в государственной думе большевистские депутаты резко протестовали против выдачи денег попам.
Депутат большевик Сурков в своей речи в думе в 1909 г. сказал: «Население все менее и менее платит представителям господствующего вероисповедания. И вот служители государственной религии стремятся заглянуть в народный карман, но только с другого конца, через святейший синод. Само собой разумеется, что центральное правительство и вероятно большинство государственной думы тоже поддерживает это. Еще раз, конечно, потрясут народным кошельком и отдадут кровные народные деньги тем, кому и без того уже живется сладко и привольно».
Царизм держал народ в темноте и невежестве.
Впротивовес этому бюджет советской страны построен так, что значительная часть средств идет на культурные цели.
Е.Грекулов
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
Газета «Безбожник» № 18 (651) от 21 августа 1938 года.
Стр.1

0

15

Из прошлого

На минеральных водах

Курортный сезон 1910 года на кавказских минеральных водах ознаменовался таким неудержимым пьяным разгулом приезжих попов, что пришлось вмешаться синоду. О скандальных похождениях «святых отцов» сообщала тогда газета «Пятигорское эхо», явно выпуская через чур дискредитирующие попов подробности. Вот какая заметка была напечатана там:
«Владикавказское епархиальное начальство недавно обратилось в святейший синод с рапортом, в котором жалуется на жизнь священнослужителей приезжающих из центральной России на кавказские курорты. В своем рапорте епархиальное начальство пишет:
«Многие лица из православного духовенства и даже монашествующие приезжают на кавказские курорты не для лечения, а для увеселения и проведения мирской… жизни: вопреки своему званию и сану позволяют себе посещать театры, публично курят табак, публично же в кофейнях, ресторанах и на открытых площадках играют в карты ходят в публичных местах без наперсных крестов и даже не в рясах, а в одних подрясниках».
Далее епархиальная власть ходатайствует об установлении надзора за приезжающим на Кавказ духовенством.
Ну, а как же «святейший» синод откликнулся на этот рапорт? Он предписал духовным лицам, приезжавшим на курорты, являться к местным церковным властям на отметку. Вряд ли это подействовало на рясоносных гуляк.
Была такая народная поговорка: «каков поп, таков и приход». Правильнее было бы сказать: «каков поп, таков и синод».
Ал.Франк.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

0

16

ЗАМЯЛИ

В 1732 году на архимандрита Данилово-Переяславского монастыря пришел в Москву донос: «живет непостоянно и безвременно напивается пьян, в церкву божию не ходит, напившись пьян, монастырских служителей и крестьян безвинно бьет и увечит без всякого милосердия, с крестьян берет многие взятки, продает лошадей и скот, налагает на крестьян новые сборы напрасно».
До суда дело не дошло, так как архимандрит подал прошение об увольнении «по болезни» на покой.
(«Документы и дела архива синода» том 11, страница 542).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Безбожник» №24 от 11 августа 1940 г.
стр.4

0

17

ПОПЫ В ЦАРСКОМ ФЛОТЕ

В День Военно-Морского  Флота СССР, который вместе с нами, военными моряками, празднуют все трудящиеся  нашей родины, полезно вспомнить о тех далёких временах, когда попы были важными людьми в военном флоте. В Морском архиве есть красноречивые документы, свидетельствующие о гнусных делах священников, об их лжи, лицемерии, алчности и жестокости. Вот, например, как попы «заботились о спасении душ» матросов.

Это было в конце 18-го века в Кронштадте. Перед Пасхой матросов погнали говеть. За «спасение души» они обязаны были платить попам из своего копеечного жалованья. Как свидетельствует один из документов Морского архива, «раб божий матрос Пантелей» совершил «преступление». Он должен был платить, но денег у него не оказалось. Улучив момент, Пантелей стащил полушку с тарелки. Жадный поп приметил это.

Матроса схватили и заковали в кандалы. Тотчас его судил поповский суд. Попы постановили приковать его к плитам паперти храма, чтобы «замаливал свой грех» до того, как пропоют «Христос воскресе». Пантелею пришлось просидеть на цепи пять суток ранней весны. Есть ему не давали. Когда пропели, наконец, «Христос воскресе» и попы отправились освобождать «преступника», его нашли мертвым. Матрос замерз…

Другой случай произошел в Кронштадте в 1913 году. Двух матросов посадили на гауптвахту за мелкий дисциплинарный проступок. Они решили развлечься, сняли икону, висевшую в камере, на оборотной стороне начертили шашечную доску, сделали из хлебного мякиша шашки и стали играть. В это время  в камеру вошел поп. По его доносу духовный суд осудил их на десять лет заточения в Соловецкой монастырской тюрьме.

И.Стрижаченко

Старший политрук военно-морского училища имени Фрунзе

Ленинград

Источник:

Газета «Безбожник» № 21 (684) от 21 июня 1939 года.

Стр. 4.

0

18

ФОФАНОВА МОГИЛА

В семи километрах от Калуги, в глубине древнего бора, находится заброшенное кладбище – «Фофанова могила». Когда церковники-старообрядцы хоронили там живых людей, обещая им райские блага за «мученический венец».
Следователь, приезжавший в 1721 году, доносил начальству, что в «гробах многие старцы и старицы, знатно (очевидно) живые, понеже у них руки и ноги связаны, и на устех подушки»…
Следствие обнаружило, что «старцы», закапывавшие своих единоверцев завладевали их имуществом. Больше всех закопал живых единоверцев церковник Феофан (Фофан). Память его церковники чтили сотни лет. Еще в 1900 году на его могиле совершались богослужения. Больше двух веков этого убийцу считали святым.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
Газета «Безбожник» № 21 (684) от 21 июня 1939 года.
Стр. 4.

0

19

СЕКТАНТСКИЙ ШПИОНАЖ

Советская разведка за последние годы раскрыла не мало сектантских шпионских гнезд.
Руководящие центры многих сект находятся за границей. Там они имеют постоянные связи с полицией и разведками капиталистических государств. Иностранные разведки нередко используют сектантские организации для шпионажа. Так было еще при царизме. Среди проповедников баптизма, приезжающих тогда в Россию из Германии, находились агенты германской разведки. Многие видные баптисты, в том числе Павлов, Герасименко и другие, получили образование в баптистской семинарии германского города Гамбурга. Из германии поступали значительные суммы в адрес некоторых русских деятелей баптизма.
Когда началась мировая империалистическая война, германские шпионы из баптистов и меннонитов получили задание срывать в России производство военного снаряжения, устраивать диверсии на железных дорогах, агитировать за отказ от военной службы.
О том, как сейчас используются сектантские организации для шпионажа, можно судить по делу баптистской шпионско-диверсионной шайки, орудовавшей в Кировской области. В деревне Шадры дом общины бабтистов был построен на средства германской разведки. Вражескую шайку возглавлял германский шпион, присланный в Россию еще до революции. Более 20 лет этот святоша, прикрываясь евангелием, вел вражескую деятельность. Его агенты были на нескольких предприятиях, в том числе на Ижевском заводе.
Немецкий генерал Гофман, который командовал германскими войсками на восточном фронте, сообщает в своем опубликованном дневнике, что при участии меннонитских проповедников и попов составлялись планы создания германской колонии в Крыму. Проповедники помогали немецкой армии в 1918-19 годах душить революционное движение в России.
Германские шпионы-сектанты иногда выполняли задания японской разведки. Известный баптистский проповедник, германский шпион Фетлер, во время японской оккупации на Дальнем Востоке пробрался во Владивосток и сколачивал там шпионские шайки.
Во многих местах сектантские организации теперь распались. Выполняя указания своих хозяев-фашистов, некоторые сектантские главари кое-где рассылали бродячих агентов, которые под видом проповеди евангелия разезжали по городам и седлам и пытались восстановить сектантские группы.
В Ялтинском районе Крымской АССР в мае 1937 г. советская разведка ликвидировала контрреволюционную организацию сектантов -«пятидесятников». Для восстановления этой банды в Ялту приехал Трушин, член зарубежной фашистской организации, живший до 1918 года в Финляндии. Трушин и его подручные вели антисоветскую агитацию, призывали к террору и вредительству.
В Ялтинском районе была разоблачена и шайка баптистов, которую возглавлял И. Николаенко. Его люди пытались завлечь в свои сети служащих санаториев. Накануне выборов в Верховный Совет СССР сектантские мракобесы пытались помешать избранию кандидатов сталинского блока коммунистов и беспартийных.
Установлено не мало фактов, показывающих, что с сектантскими мракобесами смыкались и троцкистско-бухаринские бандиты.
За последние годы миллионы советских граждан освободились от религиозных предрассудков. Надо добиться того, чтобы поповские и сектантские организации потеряли всех своих приверженцев.
Борис Кандидов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: «Безбожник» № 16 (649) от 1 августа 1938 года.

0

20

ЗАЧЕМ ЦАРИЗМУ ПОНАДОБИЛИСЬ МОЩИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

В своём блоGGе Андрей Купцов безжалостно опубликовал свою:
«Сагу про старца Серафима»
http://www.liveinternet.ru/users/3001573/post98531575/ часть 1-я
http://www.liveinternet.ru/users/3001573/post98543406/ часть 2-я
История страны после таких постов, перестаёт быть тусклой, наполняется красками.
Добавлю кое-что из советских газет на эту тему:

ЗАЧЕМ ЦАРИЗМУ ПОНАДОБИЛИСЬ МОЩИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года, то-есть, ровно 35 лет назад, происходило открытие мощей Серафима Саровского. Царское правительство предприняло тогда все меры к тому, чтобы внушить народу, что Серафим – это «особый святой». В правительственных газетах и церквах еще до открытия мощей рассказывали сказки о будто бы творимых ими чудесах. Масса людей сошлась со всех концов России в Саров. На открытии мощей присутствовал и царь.
Мысль об открытии мощей Серафима принадлежала главе православной церкви – обер-прокурору «святейшего синода» Победоносцеву. Победоносцев и предложил, чтобы поднять авторитет царя, устроить в центре России открытие мощей какого-либо «святого».
Победоносцев выбрал Серафима Саровского и объяснял это так: Саровский монастырь находится в Тамбовской области, в центре России, и туда несравненно сойдется больше людей, чем в другое место.
Чтобы народ пошел на поклонение мощам, нужно было внушит веру, что мощи творят чудеса. Это взял на себя министр внутренних дел Плеве и начальник жандармов Дурново. Они подобрали из служащих полиции наиболее доверенных людей и под строжайшим секретом предложили им заявить архимандриту Саровского монастыря, что мощи Серафима Саровского исцелили их или кого-либо из их семей. Полицейские и жандармы точно выполнили поручение. Слухи о «чудесах» попы и царское правительство разнесли по всей России.
Синод назначил комиссию для обследования мощей Серафима и для канонизации этого «угодника», то-есть для провозглашения его святым. Комиссия состояла из именитых попов и синодского чиновника. Возглавлял ее тамбовский епископ Дмитрий. Когда обследовали труп Серафима, этот епископ отказался подписать акт о нетленности мощей, так как труп сгнил. Синодский чиновник настаивал, но епископ остался на своем и акта не подписал. Чиновник вернулся в Петербург и сообщил об этом Победоносцеву. Тот сразу отстранил Дмитрия от должности епископа и решил было сослать его на дальний Север, но заступился петербургский и ладожский митрополит Антоний, благодаря которому Дмитрия перевели в Казань.
По совету митрополита Антония в Саров был назначен епископом Иннокентий, который, как говорил Антоний, «не глядя подпишет любой акт».
И верно – Инннокентий подписал все, что от него потребовали.
Открытие мощей было назначено на 19 июля 1903 года. Особенного готовились к этому агенты царской охранки, жандармы и полицейские. Некоторые и них приготовились разыгрывать из себя больных.
На глазах верующих мнимых больных приносили на носилках к мощам Серафима. Ко всеобщему удивлению, эти люди «исцелялись». На самом же деле они никогда и не были больны.
Все эти подробности я узнал в 1905 году от нашего сельского дьякона Николая Ивановича Реморова. Родной его брат Василий был тогда священником в Тамбове. Он был близок с епископом Дмитрием и узнал от него все. Позже другие духовные лица подтвердили мне это.
Ф.Сорокин.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: «Безбожник» № 16 (649) от 1 августа 1938 года.

увеличить

0

21

ПОП РАЗОБЛАЧАЕТ ПОПОВСКИЙ ОБМАН

Летом этого года я был на Урале, в Верхнем Тагиле, где некогда находился один из центров старообрядчества. Здесь, в бывшей старообрядческой моленной, среди старинных книг я нашел дореволюционную старообрядческую брошюру, в которой собраны интересные сведения об открытии мощей сына курского купца – Серафима Саровского.
В числе тысяч других людей в Саров приехали на «открытие мощей» старообрядческие «наставники».Был среди них поп Белокриницкой иерархии Алексей Сергеевич Старков из села Спирина, бывшей Нижегородской губернии. Он пожил в Саровском монастыре, разговаривал с монахами и попами, ходил к мощам и подробно записал впечатление в своём дневнике. Этот-то дневник и был вместе с другими документами о Серафиме напечатан в подпольной старобрядческой брошюре.
Богомольцы указали Старкову на слепого, которого будто бы после поклонения мощам снова стал видеть. Старков подошел к нему и стал спрашивать:
-Тебе лучше сколько-нибудь?
-Нет, нисколько не лучше чувствую, ничего не вижу.
Тут одна женщина сказал ему:
-Смотри же, сказывай правду.
Слепой сказал ей:
-Я и сказываю, родимая, ничего не вижу.
Однако женщина тут же стала повторять другим басню об исцелении этого слепого. «Уж не все ли чудеса такие?» - задал себе вопрос Старков.
Старков встретил знакомого беспоповца Андрея Антипина. Тот сообщил, что находится здесь уже три дня, однако «исцеленного не видел ни одного». «Это только говорят, - добавил Антипин, - а на деле никаких чудес нет».
Ожидая чудес Старков и Антипин целый день простояли у ворот церкви, где лежали мощи, видели сотни больных, но среди них не было ни одного исцелившегося.
На следующий день решили посмотреть …*
, заодно сделать опыт исцеления. Встретили 10-летнего глухонемого мальчика с бабушкой.
«Старуха, - рассказывал Старков, - со слезами просила нас, не поможем ли мы донести мальчика приложить к мощам. Мы этому случаю обрадовались и, взявши мальчика на руки, пошли в ограду». С большим трудом они пробрались в собор, приложились к мощам, но мальчик, конечно, не исцелился.
После этого Старков с Антипиным пошли искать исцелившихся в тех местах, где, по преданию, жил Серафим Саровский.
«дошли мы до большого камня, подле которого вырыта яма (богомольцы здесь берут песок, как бы целебный, а к камню прикладываются: кто лбом, кто виском, кто целует губами, кто лижет языком, и ползают около него и плачут). Затем подошли мы к главному источнику, где, по народной молве, много совершается чудесных исцелений: здесь устроена хорошая часовня, служат молебны, и богомольцы берут из источника воду, тут же устроена купальня… Здесь же при нас купали множество больных , хромых, сухих, чающих движения воды, но – увы! – и здесь, как и в соборе, у гробницы исцелившихся мы не видали».
Старков отправился купить воды, которую продавали в бутылочках с надписью: «Вода Саровской пустыни преподобного о. Серафима», а после стал наблюдать купавшихся.
«Я решил, - сообщает Старков, - …умыться в источнике, потому что некоторые богомольцы сказывали: если кто кунастся с верой, то вода исцеляет, а кто без веры – того обжигает, как кипятком, - пусть, мол, и меня, как пришедшего без веры обожжет… Подошел и я, умылся, ничего не почувствовал. Обыкновенная холодная вода».
Следует помнить, что это рассказ попа-монархиста, преданного слуги царя. Этот очевидец сообщает правду: все разговоры о чудесах оказались чепухой, которую распространяли церковники и полицейские.
Тысячи обманутых людей шли в Саров за исцелением. Их кормили сказками, у них выманивали последние гроши.
Что же хранилось в роскошной гробнице?
После Октябрьской революции поповских обман был разоблачен до конца. Гробницу вскрыли. В ней нашли гнилые кости, вату и тряпки. Всё это сейчас находится в Центральном антирелигиозном музее в Москве, каждый желающий может убедиться в том, что церковники дурачили головы верующих мощами.
Б.К.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*
фрагмент текста не сохранился;

Источник: «Безбожник» № 16 (649) от 1 августа 1938 года.
Стр.3

0

22

Насилия над совестью

«Многочисленные нерусские народности царской России были совершенно бесправны, беспрестанно подвергались всяческим унижениям и оскорблениям… Царское правительство стремилось задушить всякое проявление национальной культуры, проводило политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей. Царизм выступал в качестве палача и мучителя нерусских народов»*. Подобную политику национального гнета ведет сейчас за границей империалистическая буржуазия.
Православная церковь была помощницей царизма в угнетении народов. Она это делала под видом распространения православия.
Церковь и монастыри расширяли свои владения, захватывая земли местного, только что окрещенного населения и превращая крестьян в крепостных. В 17-м веке вятскому архиерею принадлежали 8 тысяч крестьян, вологодскому – более 6 тысяч и т.д.
В 1553 году в Поволжьи была учреждена православная епархия. Первым архиепископом ее был игумен Селиджаровского монастыря Гурий. Попы обманом и насилиями стали обращать в православие народы Поволжья – татар, мари, чувашей, удмуртов и многих других. Чтобы внести распри в покорённые народы, «новокрещенцам» давали льготы: освобождали на срок (обычно на три года) от всех повинностей, от кары за преступления и т.д. Льготы эти давались за счет «упорствующих иноверцев», то есть людей не желавших перейти в православие. Они должны были платить за крестившихся подати.
В конце 16-го века царь Федер Иванович прислал казанским воеводам грамоту, подробно изложив в ней меры борьбы с «отпадением» новокрещенцев от православия; в грамоте говорилось, что те новокрещенцы, которые «христианские веры крепко держати и поученья митрополита и отцов духовных слушати не учнут, и вы б тех велели смиряти, в тюрьму сажати и бити и в желези и в чепи сажати»**.
Особенно свирепствовали церковники при христианизации народов Севера, в частности Камчатской и Чукотской земли. Одним из первых миссионеров , крестивших жителей Камчатки, был проходимец-грабитель И.Козыревский. Чтобы избегнуть наказания за свои преступления, он постригся в монахи и стал насильственно крестить камчадалов. В 1745 году на Камчатку прибыла духовная миссия во главе с архимандритом Иоасафом Хатунцевым. Этот миссионр-крепостник публично наказывал непокорных местных жителей плетьми.
В ответ на насилия происходили противоцерковные выступления угнетенных народов. В 1656 году восставшая мордва убила насаждавшего христианство зверя-епископа Мисаила. В Сибири такая же участь постигла миссионеров Мартинаити, Бурцева, Петрова и некоторых других.
Только после Октябрьской революции прекратились насилия православных попов над совестью людей, - насилия, которые совершались под видом насаждения православия.
А.Самсонов.

*
«История ВКП(б). Краткий курс». 1938 год. Страница 6.
**
«История Татарии в документах и материалах». Социально-экономическое государственное издательство. 1937 год. Страница 149.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
Газета «Безбожник» от 12 января 1941 года., № 2 (745).

увеличить

0

23

Всесоюзная перепись населения

В противовес капиталистическому миру, где царят хаос и произвол хищников-капиталистов, где хозяйство не выходит из тяжелых, разорительных кризисов, - в нашей стране народнохозяйственная жизнь развивается строго по плану.
Разработка народнохозяйственного плана требует тщательно организованного учета. Социализм – это учет, не раз повторял Ленин.
Царское правительство было заинтересовано в том, чтобы скрыть от общественности, что собой представляла «святая» и «богомольная» Россия. В царской России рабочие и подавляющая масса крестьян жили в нищете, голоде и темноте. Учителей во всей Российской империи было всего-навсего 79.000, зато мракобесов-попов – 295.000. Врачей было только 16.956, зато знахарей более 13.000.
Выгодно ли было царизму показывать все это? Нет.
Одна-единственная перепись (в 1897 году) была произведена царизмом, да и то, так что ее выводы получились неверные.
В нашей стране перепись должна помогать рабочим и крестьянам учитывать, изучать свое хозяйство и на основе этого учета наиболее целесообразно организовывать производство и развитие хозяйства. Наши переписи показывают огромный рост Страны Советов, картину гигантских завоеваний трудящихся под руководством партии Ленина-Сталина.
В 1920 году, когда еще не закончилась гражданская война с война с белополяками, по почину В.И.Ленина была первая перепись населения. В 1923 году была новая перепись населения в городах и городских поселениях Союза. В 1926 году была всесоюзная перепись, охватившая все население. Она имела огромное значение для разработки первой сталинской пятилетки.
В январе 1937 года новая всесоюзная перепись должна была отразить величайшие успехи двух сталинских пятилеток, дать картину роста страны социализма. Однако враги народа, пробравшиеся тогда к руководству органов народнохозяйственного учёта, сорвали это важное дело.
Правительство признало организацию переписи 1937 года неправильной и постановило вновь провести всесоюзную перепись. Она назначена на 17 января 1937 года.
Классово враждебные элементы попытаются всячески мешать организации переписи так же, как они делали это делали во время прежних переписей. Антисоветские люди, в числе которых немало служителей культа и проповедников сект, как и раньше, будут вести враждебную агитацию среди отсталых, верующих слоев трудящихся, призывая их уклониться т переписи.
Мы должны развернуть в массах агитационную работу, разяснить значение предстоящей переписи, призывать всех граждан СССР к активному выполнению их обязанностей.

Ф.Олещук.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Газета «Безбожник» № 16 (649) от 1 августа 1938 года

увеличить

0

24

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ПРЕСТУПНОСТЬ

Многие верующие люди считают, что религия укрепляет нравственность, удерживает людей от нехороших поступков, от преступлений. Проповедники сект запугивают отсталых людей, говоря, что если все люди станут безбожниками, то они «друг друга перережут», что именно страх перед божьим наказанием будто бы сдерживает людей.
Верно ли, что религия предохраняет от безнравственных поступков и что в безрелигиозном обществе увеличилась бы преступность? Нет, это не верно, и жизнь показывает совсем иное. Жизнь показывает прежде всего, что в нашей стране преступность за годы революции сильно уменьшилась и из года в год продолжает уменьшаться. В то же время в буржуазных странах, где религия сильна, преступность растёт.
Безбожие стало распространяться в широких массах людей сравнительно недавно, убийства же, грабежи и другие преступления бывали еще и в глубокой древности. Кражи, например, случались и много тысяч лет назад, в то время, когда появились классы, богатые и бедные люди. Кто же совершал тогда преступления? Конечно, верующие: в древности верующими были все люди почти поголовно.
Всякий знает, что в царское время безбожников было мало. Тогда большинство людей считало себя верующими, молилось, соблюдало религиозные обряды. А преступлений было тогда гораздо больше, чем теперь.
Пожилые люди должны хорошо помнить, как страдала раньше деревня от конокрадства, ростовщичества, сколько происходило в ней пьяных драк и убийств, как свекры принуждали к сожительству невесток, сколько было поджогов… Всего не перечтешь. Из-за одних только потрав и ссор при семейных разделах происходила тогда столько преступлений! А ведь большинство среди крестьян составляли верующие, все в церковь ходили, все постились, исповедывались, слушали проповеди попов, то и дела поминали Христа. Безбожников было тогда ничтожно мало.
Выходит, значит, что те люди, которые говорят, будто религия предохраняет от скверных поступков, от преступлений, болтают пустое.
Но этого мало. Жизнь показала, что «страх божий» и не может удерживать от преступлений. Наоборот, он способствует им.
От бога, ведь, можно откупиться. Согреши, потом поставь в церкви свечку потолще да подороже, молись – и все будет в порядке. Так учит религия. Иной верующий, какой-нибудь купец или подрядчик всю жизнь людей обманывал, обкрадывал, а перед смертью шел в монастырь свою волчью жизнь замаливать и считал, что дело выиграно: бог его простит.
А католическая церковь еще проще устраивается: она учит, что на небе существует большой запас добрых дел, совершенных сказочным Иисусом, богоматерью, святыми, и что этим запасом ведают римские папы. Было время, когда католическая церковь торговала особыми грамотами об отпущении грехов (индульгенциями): уплатит преступник попу, и тот, будто бы из небесного запаса добрых дел, покрывает людские грехи. Ксендз на исповеди «отпустит» любой грех, только заплати. Молитвами и деньгами религиозные люди могут, по учению всех религий, откупиться от наказаний даже за самые тяжелые преступления, например, за отцеубийство.
Многие монастыри (например, Ипатьевский, Соловецкий, Святогорский) были переполнены людьми, совершившими прежде тяжкие преступления. Человек десятки лет обманывал, разбойничал, крал, наживался на чужом труде и чувствовал себя прекрасно, так как верил, что потом, в монастыре, он «душу спасёт». Да и теперь, когда монастырей у нас уже нет, религиозные люди, рассчитывая на «спасение», часто позволяют себе самые безнравственные, противообщественные поступки.
В прошлом году ине пришлось быть в колхозе «Северный полюс» (в Кировской области). Все жители там – староверы, члены секты «истинных христиан». Они молятся, соблюдают все религиозные праздники, а краж в этом селе неимоверно много.
Бывшего председателя этого колхоза, верующего Казакова, который растратил ссуду, выданную на ликвидацию бескоровности, спросили:
-Разве вы бога не боитесь, когда бескоровных своих односельчан обкрадывали?
-А что его бояться? Он ,отец наш, все прощает.
Вот расчет верующего: бог простит. Религия убивает в человеке чувство ответственности перед обществом, перед коллективом.
Но и этого мало. Известно, что профессиональные преступники, которые только преступлениями и живут, - почти сплошь верующие, а нередко и прямо богомольные.
В Италии жил знаменитый тюремный врач Ломброзо. Он знал тысячи грабителей и убийц и убедился, что среди них меньше одной сотой части составляли неверующие, большая же часть профессиональных преступников отличалась очень сильной религиозностью. Знаменитый германский исследователь преступности Лист отмечал в своих сочинениях крайнюю религиозность преступников, особенно убийц. Известный русский дореволюционный судебный деятель Кони в воспоминаниях указывал, что неверующие среди преступников были редкостью. Ученый Гернет, который всю жизнь провел в обследовании тюрем, в изучении преступлений, подчеркивал, что подавляющее число уголовников усердно молится и перед преступлением и после него. До революции все уголовники ходили в тюремные церкви, хранили при себе иконки. И это – общее правило для всех стран.
Самые закоренелые преступники, убийцы (вроде извозчика Комарова) были религиозны. После убийств они молились за «упокой души» своих жертв. Крайней набожностью отличались и палачи, которые в царских тюрьмах вешали людей. Об одном палаче известно, что он на свои деньги выстроил часовню в родном селе, чтобы односельчане молились «за спасение его души». Русские писатели Чехов и Дорошевич, описавшие место ссылки уголовных преступников при царизме – остров Сахалин, были просто поражены религиозностью уголовных.
Выходит, значит, что религиозность нисколько не удерживает человека от скверных поступков.
Кроме того, немало преступлений совершается именно вследствие религиозных суеверий. Возьмем, например, мусульманскую религию, ислам. Ее фанатические последователи в среднеазиатских республиках убили даже в последние годы много женщин за то, что они сняли паранджу, поступили в школу или на работу. Ислам прямо велит мужьям убивать таких женщин. Множество преступлений (подлогов, ограблений и прочего) было совершено католическими церковниками, чтобы завладеть в пользу «святой матери-церкви» имуществом богатых людей. Тысячи гнусных преступлений совершили иезуиты- члены самого привилегированного из к католических религиозных обществ, которому очень покровительствует сам римский папа.
Преступления церковников неисчислимы. О них можно написать огромные книги. Гонения на науку, травля иноверцев, разврат, убийство младенцев, прижитых монахинями в монастырях, прямой обман с фабрикацией мощей и всяких «чудес», принуждение исповедующихся женщин к сожительству (особенно отличаются этим католические священники), кража церковного имущества и прочее – всем этим полна история любой религии и церкви.
Вера в бога хорошо уживается с преступлениями.

В.Михайлов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник:
Газета «Безбожник» от 12 января 1941 года., № 2 (745).

увеличить

0

25

Славно потрудился, Свободный! Как раз то, что надо!

0


Вы здесь » Украинский атеистический форум » Ссылки » Из архивов