Непослушная музыка
Лариса Адамова
Кого сейчас удивишь мелодией, записанной на бумаге? Но было время, когда такой системы графических знаков еще не существовало. Она создавалась постепенно в течение столетий.
В начале XI в. монах-бенедиктинец Гвидо д’Ареццо ввел ноты на четырех линейках. Он хотел помочь своим ученикам, обучающимся церковному вокалу. Но Ватикан не признавал никаких новаций в исполнении духовной музыки и братья нововведение сочли ересью. Тогда д’Ареццо дерзнул обратиться к самому римскому первосвященнику. Папе Иоанну XIX ноты отца Гвидо понравились: ведь они давали возможность следить за строгим исполнением канонических мелодий!
Со временем к четырем линейкам добавилась постоянная пятая. А к шестизвучию отца Гвидо, основе общепринятой ныне гаммы,— седьмая нота «си». Однако получилось не так, как ожидали. Монахи стали быстрее усваивать не только церковную музыку, но и светскую. В начале XIV века папа Иоанн XXII даже издал специальную буллу, в которой осуждал церковных певцов за то, что они следовали моде: «мелодии поются в нотах мелких длительностей и пересыпаются еще более мелкими», отдельные слова слог за слогом перебрасываются от одного голоса к другому.
Папская булла осуждала поющих и за то, что они «всегда в движении, а не в покое, они опьяняют слух, а не укрепляют его, они стараются жестами выразить то, что исполняют. Отсюда нужное нам благочестие гибнет и усиливается вредная распущенность».
Впрочем, и сами первосвященники, как известно, иногда были не чужды игривости. Вот тому музыкальное свидетельство.
В XVII веке Ватикан начал использовать в церковных мистериях новый музыкальный жанр — оперу. Кардинал Роспильози, будущий папа Климент IX, написал либретто-житие «Святой Алексей». Но для другого музыкального произведения он воспользовался сюжетом из «Декамерона» Боккаччо. Без преувеличения, случилось чудо: будущий папа написал первую в мире комическую оперу!