Эксперт или проповедник?
Сергей ИВАНЕЕВ
Вы когда-нибудь видели в роли пропагандиста религии и клерикальных представлений у наших граждан лектора Общероссийской общественной организации Общество «Знание» России?
Нет?
Но участникам пресс-конференции «Опыт изучения и анализа социальной значимости отдельного религиозного сообщества в России», прошедшей 17 октября 2012 года в Московском Независимом пресс-центре, довелось видеть и слышать в такой роли правового эксперта Центра правовой помощи журналистам Общественной палаты РФ Бориса Пантелеева. Усомниться в реальности этого после такого высказывания "эксперта", как «…верующий человек более нравственный, чем отрицающий скажем активно религию, это же очевидная вещь», было нельзя.
В ответ на эту сентенцию Пантелеева, автор научного исследования профессор Екатерина Элбакян заметила, что природа нравственности не только не ограничивается религиозной принадлежностью, но и является гораздо более глубоким по своей природе духовным фактором в формировании личности.
К сожалению, такие мировоззренческие кульбиты, это не просто словесный засор в отдельно взятой «экспертной» голове. Они - следствие идеологической беспечности, когда вместо формирования широкой просветительской и образовательной системы в стране, отдельными представителями федеральной лекторской группы Общества «Знание» России создаются прецеденты, когда религия выдается за некую универсальную морально-этическую систему, которой фактически она не является. При этом, никто не станет отрицать, что внутрирелигиозная мораль имеет полное право на существование в конкретном религиозном сообществе. Но не более того.
К сожалению, и в практике российского правоприменения нередко встречается до странности либеральное отношение к религии, которое расходится или прямо противоречит нормам действующего законодательства и Конституции РФ, в соответствии с которой религия отнюдь не случайно отделена от школы и государства.
Недавно философ Дэниел Деннетт (Daniel Dennett) и социолог Линда Ласкола (Linda LaScola) опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления - атеизма среди действующих священнослужителей. Подробные анонимные интервью с представителями пяти протестантских церквей проливают свет на причины, заставляющие священников-атеистов продолжать служение богу, в которого они больше не верят.
Ни для кого не является секретом, что в США среди бывших священнослужителей немало атеистов. Многие из них не скрывают своих взглядов и даже ведут активную общественную работу - в частности, помогают пройти психологическую реабилитацию другим бывшим священникам, утратившим веру в бога.
Очевидно, и в России начался аналогичный процесс. Правда, выглядит он зеркальным и наблюдается у людей, чьей целью является содействие распространению научных знаний в рамках просветительской и образовательной деятельности организаций системы Общества «Знание» России.
Как известно, члены федеральной лекторской группы приобретают статус сертифицированных лекторов Общества «Знание» России бессрочно в соответствии с Положением «О федеральной лекторской группе». Хочется надеяться, что после подобных публичных антиконституционных заявлений, грубо нарушающих свободу совести, Президент Общества «Знание» России - Смолин Олег Николаевич (депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по образованию ГД, доктор философских наук, член-корреспондент РАО) обратит внимание на степень соответствия некоторых членов своей общественной организации их статусу.
Ну, а для Пантелеева Б.Н. будет нелишним вспомнить, что немало гениальных мыслителей прошлого (Конфуций, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Спиноза, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс, Чернышевский и многие другие) хорошо осознавали отрицательные стороны религии, выступая против её мистификации бытия и отрицания достоинства человека в пользу эфемерных сверхъестественных сил. При всём уважении к правозащитной деятельности Исполнительного директора Агентства правовой информации «Человек и Закон», кандидата юридических наук, советника юстиции Пантелеева, остается лишь сожалеть за допущенные им поверхностные дифирамбы в адрес религии и, вероятно, надежды на «могучую» поддержку известной религиозной организации в деле социального и нравственного прогресса у нас в России.
Сегодня всем становится очевидно, что в начале XXI века наша страна готова скатиться в пучину клерикального Средневековья. Правительственные круги в их сомнительном либерализме предоставили одной из религиозных конфессий широкие преференции ничем не ограниченной свободы. Этого оказалось достаточно, чтобы клерикалы начали попирать конституционные положения - с завидной беззастенчивостью устремились в школы, ВУЗы, больницы, в армию и другие государственные структуры. Подлинные интернационалисты и атеисты остаются верны благородным принципам интернационализма и толерантности, но их голоса тонут в волне помрачения массового сознания, качнувшегося в сторону клерикализации.
Тем не менее, хотелось бы лишний раз напомнить, что мы, атеисты – полноправные граждане России и обладаем всеми конституционными правами на свободу совести и свободу слова. Думаю, что не преувеличу, если стану утверждать, что все мы воспользуемся этим правом во имя просвещения нашего народа, и не позволим приверженцам разного рода религиозных культов и идеологий "клеймить" нас носителями "умственного вывиха» и "моральной недоразвитости".