Эти данные взял с ветки комментариев в блоге asnecto. Некто dierattenezumi хорошо потрудился в плане анализа молитв, которые предписано ежедневно читать каждому православному. И не нужно быть шибко большим психологом, чтобы увидеть их абсолютно разрушительное для человеческой психики воздействие. Итак, читайте и наслаждайтесь:
"Только в своем ежедневном молитвенном «рационе» духовной пищи «раб божий»:
─ 109 раз называет себя рабом Небесного Государя;
─ 103 раза констатирует, что он грешен и виноват перед богом;
─ 83 раза напоминает себе, что ему надо бояться, потому что он достоин ада и всякого другого наказания;
─ 34 раза уверяет себя самого, что собственные его разум и силы ни на что не годятся;
─ 31 раз говорит себе, что все наслаждения жизни греховны;
─ 13 раз декларирует свое полное подчинение Секте Православной и её служителям;
─ 4 раза объявляет страх предвкушения смерти своей насущной необходимостью.
Займемся анализом так называемого Утреннего молитвенного «правила» — набора молитв, которых православный христианин должен (хотя и огромное большинство бытовых верующих этого, к своему счастью, не исполняют) совершить с величайшим вниманием и бережливостью, перемежая их иногда с «земными» (со вставанием на колени и упиранием лба в пол) поклонами. Они и есть очередное средство для декларации и самовнушения унижения верующего перед господом.
«Боже, очисти меня грешного, потому что я ничего доброго не сделал пред Тобою» (так называемая молитва Макария Великого). Этим выражением человек воспринимает себя не сделавшим доныне и неспособным сделать ничего осмысленного и ценного в своей жизни — явно считая, что он сам по себе ни на что годен, а рассчитывает только на «божескую» помощь (посылаемую, естественно, не всегда бесплатно через господних слуг — священников).
А мазохистские уничижительные вопли начинаются еще в первой из молитв этого сборника — к Богородице: «помраченного моего ума... пламень моих страстей, потому что я нищ и достоин сожаления».
Оказывается, что раб божий крепко вбивает себе в голову, что он беспомощный неумеха, его ум замутнен, поэтому явно не надо полагаться на ум, а строго следовать инструкции «священноначалия»; что верующий — ни что другое, как вместилище палящих пороков. Поэтому единственное отношение от окружающих и прежде всего от бога, которое он заслуживает, есть сожаление. Никак не уважение, признательность, дружба, любовь, восхищение, а сожаление, которое обычно мы имеем к неполноценным изгоям нашего общества.
Часто в утренних молитвах звучит «боже, будь милостив ко мне грешному».
То есть субъект убеждает себя, что ему справедливого наказания от господа никак не миновать иначе, чем только благодаря милости всевышнего. И никакие его личные поступки не изменят сущность этой фатальной зависимости, потому что он всегда остается грешным.
После такой «зарядки» сознания и ломки своей личности, верующий отправляется на свои дневные заботы в подходящем «умилительном» настроении. Но и здесь «заботливые» рекомендации церкви его не оставляют в покое. Верующему напоминается библейская новозаветная заповедь «Непрерывно молитесь» (1 Послание Павла к Фессалоникийцам 5:17), и что для него будет полезным, если словосочетание «господи, помилуй» или так называемую Иисусову молитву он повторял безостановочно, на ходу, сидя, кушая, делая что бы то ни было, разговаривая и пр. — чтобы укоренились в его мыслях и эмоциях эти слова и соответствующие представления о себе.
Перед началом всякого дела православному христианину дается наставление произнести внутренне про себя такую «мантру»:
«Всесильный Боже... я ничего не в состоянии сделать без Твоего руководства и содействия».
В комментариях данная фраза не нуждается.
Но акцент промывки мозгов, бремени молитвенной тяжести сделан на вечернее время, когда человек устал от дневных впечатлений, готовится к отдыху и действительно как никогда поддаётся внушению. Притом молитвенные слова и следующие за ними переживания перед сном влияют интенсивно на человека и потом, когда он уже лег спать.
Как мы знаем из медицины и психологии, во сне мозг не пребывает в абсолютном покое, а активно перерабатывает информацию, полученную днем, и приоритет имеет информация наиболее волнующая и та, которая получена непосредственно перед засыпанием.
Вот такую духовную пищу подает сам себе индивид, следуя «возвышенным рекомендациям»:
Вначале: «потому что мы, грешные, не находим никакого оправдания», «не гневайся много нам, не вспоминай наших беззаконий, пусть не погибнем мы...»
Потом:
— «очисти меня грешного, потому что я ничего доброго не сделал пред Тобою» (снова Макарий Великий).
— «не оставляй меня прихотям Сатаны, потому что во мне находится семя тления», «дай мне, недостойному Твоему рабу», «помилуй меня, грешного Твоего раба, прости меня недостойного», «вольные и невольные сознательные и неосознанные грехи, которые я совершил с молодости...»
— «...если видел чужую красоту и сердце моё было уязвлено ей» (то есть квалифицируется как грех наслаждение чей бы то ни было красотой — природной, произведений искусства, тем более женской или девичьей, кроме «божьей». Недаром давно еще некоторые люди назвали эту, используемую церковью в качестве мимикрии красоту «ядовитой» — потому что она стремится всецело оккупировать, подчинить человека, не давая ему ощутить никакую иную красоту).
— «мой Творец и Владыка, помилуй меня малодушествующего и недостойного твоего раба» (все это из т. наз. Молитвы к Святому Духу).
И снова, в Молитве №4 (нумерация по болгарскому молитвеннику) появляется гений богольстивого словослагания Макарий Великий:
«ничего доброго не совершил (я, конечно, кто же еще...)», «будь милостив ко мне грешному и лишённому какого-либо доброго дела, подними мою падшую душу, осквернённую бесчисленными согрешениями», «отгони от меня всякую лукавую мысль об этой земной (!) жизни», «согрешения, которыми провинился в течении этого дня, сознательно или неосознанно, словами, делами, мыслями и всеми моими чувствами...» (субъекту внушается что он должен следить не только за своим поведением и своими выражениями, но и за своими мыслями и чувствами).
что еще нас ожидает? А ожидает не что иное, как Молитва №6, а в ней вот это «откровение свыше»:
«сохрани нас от всякого мечтания и тёмных сладострастий, угаси пламя телесного возбуждения», «дай нам жить целомудренно». Тем самым людям верующим насаждается в сознание, что всякие эротические фантазии, сны, даже непроизвольные ночные поллюции (извиняюсь!) или сексуальные контакты, кроме для зачатия, суть грех. Недаром у православных поллюция называется осквернением (это слово так и переводится с латыни — осквернение, загрязнение), и согласно рекомендуемому, но мало выполняемому Правилу Василия Великого (Каппадокийского) после нее положено сделать 50 (пятьдесят!) земных поклонов. А православным священникам не дозволяется, прежде чем служить обедню, иметь половую связь со своей супругой. Так что, по-моему, от этой молитвы просто несёт насаждением сексуальных комплексов и патологий. И как отмечал не только я, но и множество людей, таковых у питомцев церкви немало.
Потом эстафету (Молитва №7) продолжает патриарх Константинопольский Иоанн, прозванный Златоустом. Для чего послужило его обаятельное красноречие? Вот для чего:
«просвети мое сердце, омрачённое лукавым желанием», «Господи, я, как человек согрешил, Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь моей души», «помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого» (SIC!!!),» Господи, дай мне слёзы, и память смерти» (а какой эффект производит на душу постоянное пребывание в грустно-слезливом (депрессивном) состоянии и постоянное размышление о неизбежной смерти, пусть ответят психологи).
Дальше следует Молитва №8, а в ней вещи ещё страшнее:
«меня окаянного и недостойного», «изведи меня от моего окаянного состояния», «избавь меня от нынешнего бесовского угнетения», «исторгни меня из пасти душепогубляющего дракона, открывшего её, чтобы проглотить меня и отнести живым в Ад» — человеку рекомендуется регулярно внушать себе, что он одержим злыми духами! Что его сокровенное внутреннее «Я» есть логово невидимых, неосязаемых, коварных и опасных существ! Здесь компетенция уже не психолога, а прямо психиатра.
Потом на голову молящегося обрушиваются следующие «премудрости»:
«непрерывно согрешаю и прогневаю моего Бога, ...хотя много раз и каюсь, лживым перед Богом оказываюсь... и снова каюсь и трепещу, не погубит ли меня ныне Господь?» (Молитва №9 Петра Студита).
Следует Молитва Иоанна Дамаскина, в которой даются подробные указания, как православному христианину должно при ее произнесении указать рукою на свою кровать театральным жестом: «НЕУЖЕЛИ ЭТА ПОСТЕЛЬ НЕ БУДЕТ МОЕЙ МОГИЛОЙ?»...
За ней — суточная Исповедь грехов перед богом:
«все мои грехи, которые совершил в течение всех дней моей жизни, каждого часа, да и теперь...», «блудная нечистота и злая похоть» (это снова об эротических потребностях человека сказано...), «я прогневал Тебя, моего Бога и Творца и тем навлёк страшное осуждение на многогрешную свою голову...», «сожалея о всех них, я признаю себя виноватым».