Современная роль религии
Реставрация капитализма оказалась связана с реставрацией и религиозного мракобесия. Причем расцвели не только традиционная православная религия и конкурирующие с ней заезжие сектанты, но и разные прочие формы мракобесия типа астрологии, хиромантии и тому подобных вещей. При этом религия, как правило, не просто претендует на участие в общественно-политической жизни страны, но и выступает на стороне наиболее реакционных сил. Всё это ставит борьбу с религией на одно из первых мест.
Однако подходы к антирелигиозной борьбе в настоящее время заметно отличаются от тех, которые были во времена классиков марксизма. В те времена подавляющее большинство населения (в том числе и массы рабочих) были еще сильно подвержены влиянию религиозны предрассудков, поэтому активная религиозная позиция могла бы оттолкнуть их от дела революции. Поэтому классики марксизма-ленинизма выводили на первое место анализ сущности религии и условий ее объективного уничтожения.
Сегодня же обстановка другая. Многие из нынешних людей закончили советскую школу, которая давала материалистическое мировоззрение. Несмотря на то, что сейчас себя называют православными чуть ли не свыше 50% населения, но подавляющее большинство из них не ходит в церковь, не выполняет религиозные обряды и даже не знакомы с содержанием собственной религии. Вся их религиозность сводится обычно к глубокомысленным рассуждениями, что "Что-то такое там всё-таки есть".
Сегодня церковь – это не только религиозная организация, но также политическая и коммерческая структура, активно участвующая в общественной жизни и занимающаяся бизнесом. Причем, как политическая сила, церковь является крайне реакционной, а ее бизнес основан уже не столько на эксплуатации религиозных чувств верующих, сколько на торговле социально вредными товарами – водкой и табаком. Классики марксизма-ленинизма, когда говорили о борьбе с религией, то имели в виду действующие религиозные организации. С современной же церковью следует общаться в первую очередь как с враждебной политической силой.
Могут возразить: но ведь многие верующие и священнослужители участвуют и в оппозиционном движении. Например, в 1990-х годах был известен "красный поп" диакон В.Пичужкин или примыкающая к "Трудовой России" группа "Христане за коммунизм", известны священнослужители, которые погибли при защите Дома Советов в октябре 1993 года. Однако это было в те времена, когда оппозиционное движение носило по существу левоконсервативный характер, когда в протесте против либеральных ельцинско-гайдаровских реформ объединялись самые разнородные политические и социальные группы. Сегодня же социальная структура иная. Известно, например, что наиболее консервативными частями общества являются армия, деревня и пенсионеры. В 1990-х годах они по инерции находились в оппозиции и голосовали за коммунистов, а сегодня являются наиболее верной опорой Путина.
Итак, церковь сегодня является реакционной политической силой. Каковы ее действия в этом плане и как против этого бороться?
Переименования
Одно из основных политических действий церковников - это их действия, направленные на уничтожение советских названий городов и улиц, на стирание у людей памяти о славных страницах нашей истории. Известна речь патриарха Ридигера на первой инаугурации Ельцина 10 июля 1991 года, когда Ридигер в ультимативном порядке потребовал от вступающего в должность ЕБНа переименовать Ленинград в Петербург, а Загорск - в Сергиев Посад. ЕБН, как известно, не обманул ожиданий Ридигера. Совсем недавно именно церковники выступили главными заводилами отмены празднования 7 ноября. В городе Кирове церковники активно лоббируют переименования улиц, и даже самовольном меняют таблички на домах (например, с улицы Большевиков на улицу Казанскую), а город Киров уже много лет требуют переименовать в Вятку, хотя жители города на референдуме однозначно выступили против переименования. Местные же власти на словах не торопятся выполнять требования церковников, но по сути видно, что готовы идти на переговоры с мракобесами. Безнаказанность рождает новые выходки: совсем недавно какой-то клерикал издал возмущенное воззвание: "Недопустимо, что храм божий находится на улице Урицкого". Вероятно, такое происходит не только в Кирове, но и во многих других городах, однако, как известно, партийцы из регионов не любят делиться информацией о том, что у них происходит. А зря. В частности, интересно было бы узнать у товарищей из Ярославля: не возникали ли тамошние церковники по поводу того, что там церковь находится на улице Емельяна Ярославского?
Необходимо отслеживать и пресекать подобные выходки клерикалов, но при этом надо действовать наступательно. Если они выступают за отмену 7 ноября и перенос его на 4-е - то нам надо не ограничиваться лозунгом "руки прочь", а требовать отмены "рождества христова" (ибо государство у нас вообще-то светское) и перенести праздник на 12 апреля - день Космонавтики, день торжества науки над религией. Если самовольно меняют таблички на улицах - то и нам применять асимметричный ответ, как было, например, в Ленинграде, когда революционная молодежь "переименовала" улицу Депутатскую в улицу Че Гевары. Если заявляют, что храм божий и улица Урицкого несовместимы, то заявить, что не лучше ли сделать выбор в пользу улицы Урицкого и снести расположенный на ней храм? Ну и, конечно, традиционные меры агитации - листовки и граффити. В листовках для народа делать упор на то, что предлагаемые церковниками переименования больно ударят по карману людей, т.к. будут финансироваться из бюджета; не забывая при этом упоминать в листовках и о моральной важности сохранения советских названий, и о наших встречных инициативах. А граффити - это уже дело живого творчества масс - только по возможности без вандализма по отношению к памятникам архитектуры ("восстановленные" церкви таковыми памятниками не являются).
Религиозный вандализм
Продолжением той же политики клерикалов на переименования является религиозный вандализм. Ридигер периодически выступает с требованиями снести Мавзолей Ленина и захоронения на Красной площади. "Храм Христа-спасителя" был "восстановлен" путем разрушения уникального бассейна "Москва". В Кирове церковники захватили здание планетария и устроили в нем церковь. В Москве церковники при явной поддержке мэрии хотят захватить в свои руки здание школы №1216. В Калуге клерикалы вырубили зеленые насаждения рядом с монастырем под тем предлогом, что попам мешал смех игравших там детей. В Химках церковь пытается захватить здание больницы. Уже только этот обзор регионов показывает, что подобные явления являются типичными.
Каковы меры борьбы против этого? Можно, конечно, ограничиться традиционными формами агитпропработы типа тех же листовок или граффити, вплоть до того, что на религиозный вандализм ответить встречным вандализмом. Но главное в том, что именно борьба против религиозного вандализма поможет объединить людей. Сегодня весьма типичным являются стихийные выступления граждан против уплотнительной застройки в окрестностях их домов. Там, где на помощь жильцам приходят коммунисты с их опытом работы, развертываются весьма неслабые события. Этот опыт надо применять и в борьбе против религиозного вандализма. Например, свяжитесь с трудовым коллективом школы или больницы, которую клерикалы собираются выселять, и предложите им свою помощь. Вам будут благодарны.
Церковный бизнес
Церковь сегодня является не только политической силой, но и бизнес-структурой. Известно, как в 1996 году РПЦ переняла у Национального фонда спорта бизнес по беспошлинному ввозу табака и алкоголя. Жители регионов могут рассказать примеры, как церковники проворачивают разные коммерческие проекты на региональном уровне.
Тем организациям, которые систематически занимаются антирелигиозной работой, было бы целесообразно обратиться к коммерческим конкурентом церковников и предложить им свои услуги в антирелигиозной борьбе - предложить, разумеется, не за бесплатно. Если хорошо себя поставите - то сможете не только улучшить свое материальное положение, делая доброе дело, но и заполучить какой-нибудь новый интересный компромат на клерикалов в рясах. При этом опасаться "наезда" вряд ли стоит - если что - то вы всего-навсего ведете антирелигиозную пропаганду исходя из ваших атеистических убеждений. Свобода совести-с!
РПЦ и "сечинская" группа
Если во времена Ельцина РПЦ была самостоятельным субъектом политической и экономической жизни страны, то при Путине церковь вписалась в политическую систему, став прямой опорой одной из группировок партии власти. Речь идет в первую очередь о так называемой "группе И.Сечина".
Перед парламентскими выборами 2003 года сразу несколько партий - ЛДПР, "Родина", райковская "Народная партия", а также тогда еще проКПРФная газета "Завтра", не сговариваясь, выступили со странной программной установкой. Выступая с прогрессивными требованиями - за национализацию, за приоритетное развитие российских наукоемких отраслей, в первую очередь авиакосмической отрасли - все эти же самые партии одновременно с этим выступили за резкое усиление влияние религии на жизнь страны. Спрашивается, как же можно совместить несовместимое - научно-технический прогресс и религиозное мракобесие? Ответ оказался прост: все эти партии выполняли заказ на обслуживание одной из группировок в партии власти, к которой относились такие личности, как тогдашние заместители главы администрации президента И.Сечин и В.Иванов, "православный банкир" С.Пугачев, генпрокурор В.Устинов, зам.директора ФСБ Ю.Заостровцев и тому подобные лица. Эта группировка делает свой бизнес за счет контроля над оборонкой (отсюда и требования развития этой отрасли), но при этом в числе столпов этой группировки находятся такие структуры, как ФСБ и РПЦ. Не правда ли, милое сочетание?
К сожалению, и в среде оппозиции есть люди (которых называют "красными путинистами"), которые считают эту группировку прогрессивной, противостоящей либералам и американскому империализму. Некоторые "левые" аналитики всерьез надеются, что во время операции "преемник" в 2008 году эта группировка перехватит власть и тогда всё будет хорошо. Необходимо решительно разоблачать подобные иллюзии. Сам состав этой группировки, то, что в неё входят как органы подавления оппозиции, так и клерикалы, говорит о ее крайне реакционном характере. А вся патриотическая риторика Сечина и Ко - это бизнес и ничего больше. Какая бы из группировок в кремлевской администрации ни победила в ходе операции "преемник" - будет одинаково плохо. Если победит группа Суркова - то нас ждет окончательное превращение России в сферу влияния США и активизация ультралиберальных реформ. Если же победит группа Сечина - то нас ждет создание клерикального полицейского государства. И нужно не ждать до очередных выборов, а делать революцию раньше.
Религиозное образование и молодежь
Однако главное направление в антирелигиозной борьбе - это, конечно же, борьба против религиозного образования. Еще с конца 2002 года РКСМ(б) развернул кампанию "Вон попов из школы", направленную на борьбу против этой заразы. При том, что действия властей в этом направлении - это просто предел наглости.
Первоначально "Закон божий" собирались преподавать под видом "Основ православной культуры". Сегодня используют более нейтральное название "История религий", но суть осталось та же. Причем если на центральном уровне этот вопрос еще официально считается дискуссионным, то в провинции клерикалы наглеют вовсю. Например, семигинская "Родная газета" рассказывает просто ужасающие факты:
"Это в столице чиновники не могут решить, нужен в общеобразовательной школе факультативный предмет по основам православия или нет. Здесь, в деревенской школе, уже пять лет подряд три раза в неделю после занятий дети учат Закон Божий.
– Я сразу детям говорю: есть научная точка зрения, а есть другая, православная, которой придерживаюсь я, – рассказывает руководитель кружка Надежда Беляева, по совместительству преподающая химию и естествознание. – И, знаете, ученики тоже отдают ей предпочтение. Например, в пятом классе я объясняла теорию Дарвина, а потом провела опрос: считаете ли вы, что человек произошел от обезьяны или что его создал Бог? Все дети ответили, что Всевышний, кроме Саши Капаева. Но он сказал про обезьяну не от души, а чтобы выделиться.
… Недавно Насте Бурлаковской исполнилось 7 лет.
1 сентября она должна пойти в школу.
– А я не хочу, – упрямится девочка, – там все равно ничему хорошему не учат. Я хочу схимницей стать.
С мечтой о постриге в монахини живут все девочки. Ни одна из воспитанниц так и не покинула стен монастыря.
Лилии Ивановой 15 лет. Она в прошлом году окончила школу, выигрывала районные олимпиады по химии, но идти учиться дальше отказалась. Теперь Лиля помогает младшим воспитанницам познавать православные истины.
– Здесь я чувствую себя нужной. А что я буду делать там? – говорит она.
Другой мир для девчонок начинается сразу за стенами монастыря. Хотя покров-селищенская школа и старается жить по православным канонам, воспитанницы знают, что сильно отличаются от своих сверстниц. Они не слушают современную музыку, не смотрят сериалы, не следят за модой. Брюки и мини-юбки для них под запретом. А поход на танцы – грех.
– Нас и не тянет на дискотеку, – говорит Ирина Савоськина. – Там срам один и шум. От танцев толку нет, лучше помолиться поусерднее и поработать для процветания обители."
Вы всё еще считаете, что вести антирелигиозную борьбу не нужно?
Однако, вводя в школах религиозное образование, власти сами себя загоняют в ловушку. Насильственное насаждение преподавания этого предмета, при том что толковых преподавателей нет и качество преподавания "закона божьего" само по себе будет крайне низким - то введение религиозного образования будет вызывать у школьников только отталкивающее действие. Вот тут-то и следует появиться комсомольским агитаторам. Нужно отслеживать информацию о том, в каких школах введено преподавание "Закона божьего" (по Московскому региону подобный список уже есть) и снабжать эти школы антирелигиозной агитацией. Причем не только мудрыми агитационными материалами (это тоже необходимо, но не нужно этим ограничиваться), но и материалами типа сборника антирелигиозных анекдотов. Это должно найти поддержку у молодежи. Во всяком случае, попробовать не мешает.
За технический и социальный прогресс
Итак, общая мораль из всего сказанного - надо активнее использовать борьбу против наступления религии для привлечения масс к борьбе за социалистическую революцию.
Однако и после революции для атеистов найдется работа. Когда Советская власть начнет внедрять в жизнь грандиозную программу совершения научно-технического прорыва - то в борьбе за пропаганду ее неизбежно придется вести борьбу с невежеством, являющимся питательной средой для мракобесия.
Причем, вероятно, разоблачать придется не только "классических" клерикалов, но и разного рода астрологов. Сбить с толку любого астролога вы можете хоть сейчас. Спросите его - если он так бойко рассказывает про влияние на нашу жизнь планет от Меркурия до Плутона включительно, то почему он не учитывает в своих прогнозах открытых в последние годы многочисленных трансплутоновых планет? И как быть с тем, что Плутон имеет шансы потерять статус планеты, а крупнейший астероид Церера - наоборот, может получить статус планеты? В свете этих открытий получается, что все прежние астрологические прогнозы - это обман? Если сейчас вы зададите такой вопрос, он останется без ответа - 99% "астрологов" и сами знают, что все их "прогнозы" - это лишь средство делать деньги за счет доверчивых лохов. А после революции эти вопросы мы можем поднимать и с использованием СМИ. И "астрологи" и прочие мракобесы, спекулирующие на невежестве, потеряют клиентуру.
Если сегодня атеистические вопросы надо будет использовать как удобный повод для организации масс, вовлечения их в борьбу за социализм - то после революции атеистические вопросы нужно будет использовать для вовлечения программы создания материально-технической базы коммунизма. Например. В статье "Национальная идея будет называться гелий-3" приводится пример научно-технической программы, результатом которой будет создание материально-технической базы коммунизма.
Активное участие церкви в общественно-политической жизни страны - это, как известно, пережиток феодализма, в нормальном обществе такого быть не должно. Однако если клерикалы в нарушение всех исторических законов пытаются на что-то претендовать, если в век атома, космоса и интернета все еще пытаются заставить нас поверить в такие нелепости, как сотворение мира за 6 дней или в умирающих и воскресающих богов - то пусть не обижаются, если сам нелепый факт их существования будет использован нами, как удобный предлог для того, чтобы продемонстрировать необходимость уничтожения капитализма и классового общества.