Статья Дулуман Е.К. "Мораль атеиста и мораль на основе личной веры в Бога"
текст ее, например, тут
http://sotref.com/religija/religija_i_m … orali.html
Мнение мое и вопросы мои таковы:
1. Очень хорошо, что есть человек, который все это обдумывает, пишет и публикует. Сторонники любой религии, если они искренни, должны ценить критику с моральных позиций, обдумывать ее и использовать для своего совершенствования.
2. Но, насчет высшей формы добра (пункт 1), когда человек поступает морально в силу того, что его такова природа, непонятно.
Что имеется в виду?
Отсутствие корыстных мотиваций (добро ради самого добра, не ради награды и не из страха перед наказанием)?
Но тогда чем это отличается от пункта 2 - добра ради общественной пользы?
или отсутствие необходимости прилагать усилия, бороться с собой, чтобы преодолеть низменные инстинкты и заставить себя таки поступить морально? А почему у № 2, стремящегося к пользе общества, не может быть такой цельности натуры?
Или отсутствие размышлений о том, как, почему и зачем поступить в той или иной ситуации?
Но это вообще опасно. Не думая, можно наворотитьь зла вместо добра...
3. Чем пункт 4 отличается от пункта 2? Ведь у обоих есть какие-то представления о том, в чем состоит это самое благо общества и ближнего. И чаще всего эти представления и у 2, и у 4 не свои, а заимствованы из какой-то социальной группы. А кто способен к самостоятельному мышлению, все равно мыслит на базе представлений какой-то группы - чтоб не изобретать велосипед. Разница только в том, какая группа передала ему свои представления о благе - религиозная или светская?
4. Почему все моральные отношения исчерпываются отношениями человека к другому человеку или человека к обществу?
Ведь есть еще природа. И ее отдельные объекты. Сорвать красивый цветок - в каких случаях хорошо, в каких нейтрально или плохо? Кормить голодных птиц или бездомных животных - хорошо или плохо?
По идее морально регулироваться должны отношения с чем угодно. Разбить красивый, необычный камень, замусорить космическое пространство - тоже как-то нехорошо. Представлять себе несчастья другого, мечтать о них, - реального вреда этому другому не наносит. Все несчастья происходят с его воображаемым образом. Но совесть ясно говорит: нехорошо это.
А если есть Бог, тогда есть отношения с Ним, которые должны морально регулироваться, и есть этическая вариация на тему пари Паскаля:
Если мы будем исполнять свой нравственный долг по отношению к Богу, а Бога нет, мы ничего не теряем.
Но если мы НЕ будем исполнять свой нравственный долг по отношению к Богу, а Бог есть, мы теряем высоту этического статуса...
Отредактировано Свободный (16-03-2012 21:41:17)