Протоиерей Чаплин призвал власти защищатся от мятежников с помощью силы
10.03.2011
Известный своими резонансными высказываниями протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что власть имеет право применять силу для подавления мятежей. При этом священнослужитель оговорился, что мятежи надо отличать от народных восстаний, предложив выполнять эту функцию спецслужбам и интеллектуальной элите. Таким образом Чаплин прокомментировал высказывание руководителя православного корпуса движения «Наши» Бориса Якеменко, поддержавшего жестокие действия Муаммара Каддафи по отношению к восставшим ливийцам.
Глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что государство имеет право применять силу для подавления мятежей.
«Бывают ситуации, когда государство может применить силу, например, подавляя мятежи— именно мятежи, а не народные восстания— заговоры, попытку вопреки воле народа подчинить его внешней силе. Когда такое происходит, власть при поддержке общества должна отвечать силой на силу»,— заявил протоиерей, отвечая на вопросы посетителей сайта Общественной палаты РФ.
«Власть должна защитить общество от заговорщиков»
Чаплин пояснил в интервью GZT.RU, что, по его мнению, грань между мятежом и народным восстанием надо устанавливать в каждой ситуации особо. По словам представителя РПЦ, народное восстание— это «отражение глубоких противоречий в жизни общества», когда власть не исполняет свои обязанности, и люди не могут больше жить при ней. Мятежники или заговорщики, напротив, действуют не только против воли власти, но и против воли народа, и в такой ситуации «общество при помощи власти должно уметь себя защитить». «Если они себя защитить не умеют, то горе им»,— заключил протоиерей.
На вопрос о том, как определить в людях, вышедших на улицы, участников народного восстания или мятежников, представитель РПЦ ответил, что «для этого есть общественные и государственные учреждения: полиция и спецслужбы, а также та часть интеллектуальной элиты, которая способна разоблачить заговор или мятеж и назвать вещи своими именами».
Протоиерей отметил, что народные восстания случались в мире не раз. Один из ярких примеров— «то, что происходило недавно в Египте». Другая ситуация, по мнению члена Общественной палаты, имела место в России в 1917 году, когда в феврале «узкая группа части элиты», а в октябре представители «организации террористов и заговорщиков» «вопреки воле абсолютного большинства народа пришли к власти», и в первом случае не смогли ее удержать, а во втором— «повергли страну в многолетний террор».
«Если бы Временное правительство было бы хоть сколько-то похоже на реальную власть, остановить кровопролитный захват власти большевиками можно было бы в считаные дни»,— заявил глава синодального отдела РПЦ.
Чаплин не согласен с Якеменко
Комментарий Чаплина относительно права власти подавлять мятежи прозвучал в ответ на резонанс, который вызвало в блогах высказывание руководителя православного корпуса движения «Наши» Бориса Якеменко. В конце февраля Якеменко написал в своем блоге, что ливийский лидер Муаммар Каддафи «показал всему миру, как нужно обходиться с провокаторами, которые стремятся к перевороту, дестабилизации и гражданской войне». «Он начал их уничтожать. Ракетами и всем, что есть в его распоряжении. И это самый верный путь к прекращению применений американских „революционных“ технологий»,— считает лидер православных «нашистов».
В интервью GZT.RU протоиерей Чаплин сказал, что «не считает удачным» высказывание Якеменко и не одобряет действий Каддафи, «хотя и не уверен, что его противники принесут благо стране». Вместе с тем представитель РПЦ добавил, что неплохо знает руководителя православного корпуса «Наши» и может сказать, что этот человек не жаждет крови и не пропагандирует кровопролитие.
Патриарх против политики в Церкви
Между тем патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Церковь не должна превращаться в политическую силу, иначе она потеряет доверие общества. «У Церкви не должно быть никаких политических рычагов воздействия на власть. У Церкви есть только одна возможность влиять на властных и безвластных, на богатых и бедных, на образованных и простецов— это проповедовать слово Божье»,— сказал предстоятель РПЦ.
Патриах пожелал, чтобы Церковь никогда не подменяла духовное влияние на народ на «соблазны использовать мирскую, политическую силу для достижения своих целей», сообщает «Интерфакс». «На протяжении истории нашей Церкви удавалось избежать этих соблазнов. Надеемся, что удастся и в настоящее время»,— заключил глава РПЦ.
Вечные ценности и дресс-код
Протоиерей Всеволод Чаплин не первый раз высказывается на общественно-политические темы. В конце января синональный отдел РПЦ разработал документ «Вечные ценности— основа российской идентичности», в который включил такие понятия, как свобода, справедливость, патриотизм, и дал им определение с точки зрения Церкви. Объясняя причину, по которой создавался список, Чаплин сказал, что в обществе «существует вакуум ценностей, и он должен быть восполнен».
В том же месяце Чаплин предложил ввести общероссийский дресс-код, который бы регламентировал внешний вид женщин и мужчин. Священнослужитель выразил надежду, что доживет до тех времен, когда из приличного места будут выводить «неприлично одетую особу» или «типа в трениках», а также отметил что развязный внешний вид и поведение женщин ведет к краткосрочным бракам, «крысиным разводам», «одиночеству и безумию».
Эти и другие скандалы вокруг Церкви в интервью GZT.RU прокомментировал Владимир Легойда, глава Синодального информационного отдела РПЦ
В марте прошло года Чаплин направил письмо председателю совета директоров «Газпрома», первому вице-премьеру Виктору Зубкову, в котором попросил его снизить цены на газ для украинской химической промышленности, поскольку она оказывает значительную помощь местной Украинской Православной Церкви.
В свое время Чаплин также призывал «поставить вопрос о том, чтобы налогоплательщики не платили за аборты», требовал ликвидировать «организованную торговлю проститутками» возле памятника героям Плевны в Москве и предупреждал жителей Якутии, что шаманизм опасен, поскольку делает человека пленником злых духов.