Н. Г. Чернышевский

http://s0.uploads.ru/t/NpWJ3.jpg

24 июля 1828 года родился русский революционер, мыслитель, писатель, ученый и философ Николай Чернышевский.

Великий русский революционер-демократ, идейный вождь крестьянской революции, предшественник русской социал-демократии – Н. Г. Чернышевский был воинствующим материалистом, беспощадным борцом с идеализмом и поповщиной.

Николай Гаврилович Чернышевский родился в Са­ратове 24 июля 1828 г. Будучи сыном видного среди гу­бернского духовенства священника, он 16-ти лет начи­нает обучаться в духовной семинарии, но через два года оставляет ее и поступает в Петербургский университет.

Он не ограничивается в своем образовании рамками избранной специальности – историка-филолога. Его глу­боко интересуют общественно-политические и философ­ские проблемы. Он изучает опыт русского и западноев­ропейского революционного движения, русскую и запад­ноевропейскую литературу, произведения английских экономистов, французских материалистов, труды Гегеля и Фейербаха.

К концу 40-х годов Чернышевский безоговорочно принимает идеи материализма и революционного демо­кратизма, а с середины 50-х годов, когда в России складывалась революционная ситуация и усиливалась борьба за освобождение крестьян, он становится при­знанным идейным и политическим вождем революци­онной демократии и возглавляет ее легальный орган – журнал «Современник».

В июне 1862 г. царское правительство закрыло «Со­временник». Чернышевский был брошен в застенок Пет­ропавловской крепости. Спустя два года его подвергают гнусному обряду «гражданской казни» и усылают на каторгу в Сибирь. Лишь в 1883 г. в связи с тяжелым состоянием здоровья ему разрешили поселиться в Астра­хани, а затем незадолго до смерти – в Саратове. Здесь он и умер в 1889 г.

Ни тюрьма, ни каторга не сломили могучей воли ве­ликого революционера-демократа.

Он всегда оставался непримиримым врагом само­державия и поповщины, страстным борцом за полити­ческое и духовное освобождение народа.

Историк Н. И. Костомаров в своей автобиографии пишет, что Чернышевский «был энергичен до фанатизма, верен своим убеждениям во всей жизни и в своих по­ступках и стал ярым апостолом безбожия, материализма и ненависти ко всякой власти… Учение, которое он везде и повсюду проповедовал, где только мог, было таково: отрицание божества; религиозное чувство в его глазах была слабость; суеверия – источник всякого зла и не­счастья для человека; бог нашей религии – отвлеченная идея, олицетворяемая сообразно той степени человече­ского развития, при какой творились языческие боже­ства».

Невыразимо трудно было в условиях полицейского сыска и жандармско-поповской цензуры развивать идеи свободолюбия, идеи материализма и атеизма. Чернышев­скому приходилось свои атеистические взгляды излагать в трудах, посвященных вопросам естествознания, лите­ратуры, в рецензиях на книги и статьи по истории, фи­лософии. Он вынужден был выражаться эзоповским языком.

Основным философским произведением Чернышев­ского, в котором наиболее полно сформулированы его взгляды на развитие природы и человека, является «Ан­тропологический принцип в философии». Здесь Черны­шевский, развивая материалистические идеи Фейербаха, выступает против всяких проявлений идеализма.

«Антропологический принцип» утверждает единство человека и отрицает его деление на материальную и ду­ховную сущность: «…Если бы человек имел кроме реаль­ной своей натуры другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживалась бы в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходя­щее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет». Ины­ми словами, ничто не может доказать существования у человека какой-либо сверхъестественной, божественной души.

Отстаивая идею о материальной обусловленности всех поступков человека, Чернышевский подрывает бого­словские догматы об ответственности человека за свои поступки перед богом. Критерием для моральной оценки поступков человека Чернышевский считает интересы кол­лектива, а не выполнение или нарушение божественных заповедей.

«Антропологический принцип в философии» весьма отчетливо выражает мысль о том, что научная материа­листическая система объяснения явлений природы и об­щества не оставляет места для фантастических религиоз­ных представлений, что по мере развития научных зна­ний сфера религии неуклонно сужается. И, чем раньше исчезнут религиозные представления, тем лучше, ибо они тормозят развитие науки и общества в целом.

Главное управление цензуры в июле 1860 г., выска­зывая недовольство по поводу ряда статей, опубликован­ных в «Современнике», особое возмущение выражало по поводу «Антропологического принципа в философии», который подрывал «безусловный закон» (так замыслова­то обозначалась религия) и «духовную сторону» чело­века.

Эта статья вызвала гнев и недовольство защитников мракобесия, и в первую очередь духовенства. Сигналом к общему наступлению всех сил реакции против рево­люционера-демократа послужила статья профессора Ки­евской духовной академии П. Юркевича «Из науки о человеческом духе», которая появилась в «Трудах Ки­евской духовной академии», а потом была перепечатана с комментариями К. Каткова в «Русском вестнике».

За Юркевичем и Катковым на Чернышевского опол­чились и другие. Наконец, митрополит московский Фила­рет в письме на имя министра внутренних дел, указывая на Чернышевского и его полемику с Юркевичем, обра­тился с просьбой изыскать «средства законами и прави­тельственными мерами преградить разрушительное влия­ние противурелигиозных мудрований и направлений и охранить дух религиозный, и нравственный».

Но и после «принятия мер», находясь в тюрьме и ссылке, Чернышевский продолжал отстаивать материа­лизм и атеизм. В романе «Что делать?», написанном в стенах Петропавловской крепости, он, в частности, по­казывает, как священнослужители, разочаровавшиеся в религии, могут оказывать помощь прогрессу. Так, протоиерей Мерцалов, человек образованный, передо­вых взглядов, соглашается служить «щитом благонра­вия» для коммунистической мастерской, организованной Верой Павловной, и одновременно читать для участни­ков курсов русскую и всеобщую историю, а не закон божий.

В примечаниях к переводу «Введения в историю XIX века» Гервинуса Чернышевский развивает свои взгляды на роль религии в обществе.

Различные религиозные представления, по мнению Чернышевского, возникли под воздействием причин естественного и общественного порядка. Появившись на почве невежества масс, религия становится средством закрепления этого невежества. В силу этого господст­вующие классы поддерживали и поддерживают ее, охра­няя от научной критики.

Чернышевский обращает внимание на прямую связь деятельности католической церкви с политическими и экономическими интересами, с интересами светской власти.

Письма Чернышевского сыновьям из ссылки являют­ся примером оптимизма и подлинного гуманизма. В них в противовес религиозному эгоистическому идеалу лич­ного загробного спасения великий демократ выдвигает идеал беззаветного служения народу.

В этих письмах он резко критикует идеализм и ми­стицизм Канта, указывая, что «трансцендентально дан­ные формы интуиции» понадобились Канту лишь для того, чтобы отстоять свободу воли, бессмертие души, существование бога, промысел божий о благе людей на земле и о вечном блаженстве их в будущей жизни.

Мотивы борьбы с религией звучат и в подцензурных статьях Чернышевского последнего периода его жизни.

В. И. Ленин, называя Чернышевского «величайшим представителем утопического социализма в России», пи­сал: «Чернышевский был материалистом и смеялся до конца дней своих… над уступочками идеализму и мистике…»

Источник