Марк Твен
30 ноября 1835 года - родился американский писатель, журналист, общественный деятель и гуманист Марк Твен.
На долю Марка Твена выпала счастливая литературная судьба. Еще при жизни к нему пришла широкая известность, всемирная слава. Но путь к ним был труден и тернист.
Марк Твен родился 30 ноября 1835 г. в небольшой деревушке Флорида, в штате Миссури, на западе США. Отец будущего писателя Джон Маршал Клеменс, юрист по образованию, не добился удачи в жизни. Он умер в бедности, оставив семью без всяких средств к существованию. В двенадцатилетнем возрасте Сэмюэль Клеменс (настоящее имя Марка Твена) должен был идти «в люди». Он начал свой трудовой путь учеником в маленькой провинциальной типографии.
В поисках своего счастья Сэм Клеменс исходил немало дорог. Не так-то легко было найти счастье в «процветащей» Америке. Он был печатником, старателем на золотых приисках, рабочим на обогатительной фабрике, служил лоцманом на великой Миссисипи. В 1862 г. ему удалось устроиться репортером в небольшую газетку. Год спустя он перебирается в Сан-Франциско и начинает работать в калифорнийской газете «Колл». Из номера в номер на ее страницах появляются заметки, зарисовки, фельетоны, подписанные именем Марка Твена. Писатель не случайно избрал себе этот псевдоним. Жизнь на Миссисипи навсегда сохранилась в его памяти. «Марк Твен» – «отметь два» – это обычный выкрик речных лоцманов, измеряющих глубину фарватера реки.
В Сан-Франциско Твен нашисал рассказ, который принес ему широкую известность. В ноябре 1865 г. вышла в свет его юмореска «Джим Смайли и его прыгающая лягушка».
45 лет продолжалась литературная деятельность Твена. За эти годы им были написаны многие тома сочинений. Среди них романы, повести, многочисленные рассказы. Лучшие книги писателя переведены на десятки языков народов мира. Его «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» стали добрыми спутниками нашей юности. Его «Простаки за границей», «Янки при дворе короля Артура», искрящиеся весельем рассказы знают миллионы читателей нашей планеты. И всегда Твен выступает как страстный обличитель отживающего буржуазного общества с его волчьими законами.
Значительное место в творчестве великого сатирика занимает атеистическая тема. Широко известны его яркая сатирическая повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай», блещущие остроумием дневники Адама и Евы, острые обличительные памфлеты «Письмо ангела-хранителя», «Библейские поучения и религиозная тактика», «Военная молитва» и многие другие произведения. Твен обличал религию, ханжескую религиозную мораль, которые служат угнетателям трудового народа, разоблачал служителей церкви, которые одурманивают людей, рисуя им картины райской жизни в загробном мире. Он бросал обвинение церкви в том, что она препятствует прогрессу общества, мешает людям видеть будущее.
Великий сатирик со свойственным ему остроумием показывает несостоятельность христианского вероучения, отмечает, что христиане не смогли даже создать хорошего бога. Ведь если принять вероучение христиан, то сразу же возникнут недоуменные вопросы о христианском боге, которому поклоняются десятки миллионов верующих. Этот «бог, который может сотворить хороших детей, так же легко, как и плохих, все же предпочитает создавать плохих… он мог бы сделать всех счастливыми, тем не менее никого счастливыми не делает… Бог говорит о справедливости… Говорит другим о морали, и сам ее лишен, неодобрительно смотрит на преступления и сам же их совершает».
Твен видел, что религия – ложь, которая помогает имущим классам держать в подчинении, неимущие. Бог – выдумка людей. Словами сатаны в повести «Таинственный незнакомец» писатель говорит: «То, что я открыл Вам, – все правда: не существует ни бога… ни рая, ни ада. Все это сон – чудовищный и глупый сон».
Он смело заявляет, что церковь служит аристократии, что она использует все средства, духовного воздействия на людей, чтобы подчинить народ, небольшой кучке эксплуататоров. Именно в этом реакционная роль церкви. «До того, как церковь заняла, ведущее место в мире, – пишет он, – люди были истинно людьми и высоко держали голову… Церковь научила людей поклоняться и обоготворять аристократию».
В целом ряде своих рассказов Твен всей силой своего таланта обрушивается на религиозную мораль, которая прикрывается громкими фразами о всеобщей любви, о братстве. В памфлете «Грандиозная международная процессия» писатель образно характеризует христианство как монументальную особу в развевающемся одеянии, пропитанном кровью: «В одной руке христианство держит пращу, в другой – евангелие, раскрытое на тексте «Помогай ближнему». Из кармана торчит бутылка с ярлыком: «Мы несем дары цивилизации». На шее ожерелье из наручников и воровских отмычек. Убийство и лицемерие поддерживают христианство под руки».
Нелегко было публиковать подобные произведения в стране, где свобода совести существовала лишь формально. Издатели отказывались их печатать даже тогда, когда Твен получил мировую известность. Многие произведения увидели свет спустя немало лет после их написания. Такая участь, например, постигла атеистическую повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай», которая более 30 лет оставалась неопубликованной. Только в 1906 г. она была напечатана в сильно измененном виде.
Свыше 50 лет оставалась неизвестной широкому читателю книга Марка Твена «Письма с земли». Это атеистическое произведение увидело свет лишь в 1962 г. Множество очерков, рассказов, памфлетов остаются и сейчас в архивах писателя.
Когда-то Твен писал, что опасается, как бы наследники не были сожжены за его богохульные произведения. Опасения были не напрасны. В Америке боятся произведений великого сатирика, замалчивают, скрывают их от читателей.
В последние годы Твен особенно часто обращался к атеистической тематике и до последних своих дней не расставался с шуткой. Незадолго до кончины в шуточном наставлении, как вести себя на небесах, он выразил свое отношение к религиозным сказкам о рае и аде: «Оставьте, свою собаку за воротами, – писал он, – на небесах царит протекционизм. Если бы там ценили по заслугам, то впустили бы не вас, а собаку».
Твен скончался 21 апреля 1910 г. в Стормфилде.
История знает много имен смелых борцов против социальной несправедливости, против пороков буржуазного общества» против ханжества, лицемерия, против зла, которые, несут простым людям мир угнетателей и те, кто защищает и оправдывает его. Имя Твена среди этих борцов. «Человечество, – писал он, – при всей своей бедности имеет бесспорно одно мощное оружие – смех… Против смеха ничто не устоит…» Оружием смеха писатель разил преуспевающих предпринимателей, ловких дельцов, пресыщенных жизнью буржуа, твердолобых американских политиков, а вместе с ними их верных сообщников – служителей религии, отравляющих сознание простых людей, уводящих их в мир несбыточных мечтаний. Оружие Твена и сегодня бьет в цель.