5 мая 1818 года родился немецкий философ, атеист, основоположник научного коммунизма Карл Маркс.
Карл Маркс
Великий мыслитель и революционер Карл Маркс принес людям свет знания, открыл им горизонты счастливой жизни, указал пути и средства борьбы с враждебным человеку эксплуататорским общественным строем и его идеологией.
Маркс не мыслил себе полного освобождения трудящихся без освобождения их сознания от религиозных предрассудков и поэтому был решительным и последовательным борцом против религии.
Переход на позиции пролетариата дал возможность Марксу научно подойти к религии. Убежденный в том, что действительное зло можно устранить лишь практическим действием, он стремился не только понять сущность религии, теоретически объяснить причины существования религиозных верований, но и наметить пути их преодоления. Он рассматривал религию как одно из проявлений социального гнета вообще.
Вскрыв закономерности общественного развития, Маркс открыл путь к научному пониманию тех или иных общественных явлений, в том числе и религии.
Домарксовские атеисты в лучшем случае видели причины возникновения веры в сверхъестественное в беспомощности и бессилии человека, в его зависимости от природы и других людей, но они не умели объяснить, какие силы стоят за религиозным обманом в обществе.
Исчерпывающие ответы на эти вопросы дал только Маркс с позиций материалистического понимания истории.
Степень господства человека над природой обусловлена степенью развития производства. На ранних этапах истории в условиях примитивной техники, несовершенной организации и крайне низкой производительности труда человек являлся рабом природы. Природа казалась ему чем-то невероятно всесильным, непобедимым. Удивительно ли, что силы, от которых ежедневно и ежечасно зависели благополучие и жизнь человека, обожествлялись им и рассматривались как сверхъестественные силы, господствующие над человеком и всецело определяющие его поступки и всю деятельность! Религия является выражением ограниченности человеческого понимания мира, возникшей в результате ограниченности человеческой практики.
Но господство человека над природой прогрессирует достаточно быстро, одновременно с прогрессом производства. Человек все более и более становится господином природы. А господство религии тем не менее остается. В чем же причина этого обстоятельства!
Главный вывод, сделанный Марксом в этой связи, состоял в том, что религия порождена не только и не столько бессилием человека в борьбе с природой, сколько неустройством и неблагополучием его жизни в обществе. Социальный гнет и эксплуатация – вот главная особенность того «превратного мира», который порождает и постоянно поддерживает существование религии. В этом мире, подчеркивает Маркс, человек теряет себя. Мир устроен таким образом, что человек является в нем беспомощной игрушкой слепых сил. Людям постоянно грозит опасность потерять все, что они имеют, неожиданно оказаться за порогом жизни. Достаточно вспомнить о таком биче современного буржуазного общества, как безработица.
Трудящийся в мире капитала беден, нищ не только материально, но и духовно: он оторван от многих благ культуры, обречен на непосильную чисто механическую работу, лишенную какого-либо человеческого содержания. Его постоянно угнетает забота о хлебе насущном, неуверенность в завтрашнем дне.
Люди пытаются понять эти факты, как-то противостоять им. И почти всегда бесполезно. Слишком силен враждебный им мир.
И тогда человек в отчаянии думает, что угнетение существует вечно, что несправедливый порядок разрушить невозможно. Люди постоянно живут в страхе перед неведомой им судьбой, боятся голода, безработицы, войны и т. д.
В этих условиях реальные социальные силы и принимают в глазах человека форму сил сверхъестественных. И человеку кажется, что его судьба зависит не от неустроенности мира, а от воли некоего высшего существа. В нем человек ищет надежду на спасение, какое-то утешение для себя. Религия – опиум народа, говорил Маркс. И именно в этом заключается суть дела.
Эксплуататорские силы умело используют религию, чтобы отвлечь эксплуатируемых от реальной борьбы за лучшее положение на земле. Религия служит угнетателям для оправдания и освящения существующих порядков. С ее помощью они стремятся заставить угнетенных примириться с существующим положением и покорно склониться перед власть предержащими, ибо, по их словам, «нет власти, аще не от бога».
Если религия есть иллюзорное счастье народа, то упразднить ее можно, только добившись действительного счастья. Так ставит вопрос Маркс. Практически это означает устранение тех сторон в жизни общества, которые делают неизбежным возникновение религии, и прежде всего уничтожение эксплуатации человека человеком. Когда отношения между людьми станут предельно простыми, основанными на доверии и взаимопомощи, когда «таинственные» социальные силы, роковым образом предопределяющие судьбу человека, будут поставлены под его контроль, когда человек станет свободным и получит полный простор для удовлетворения своих потребностей, тогда судьба и счастье каждого всецело окажутся в руках людей. Тогда не понадобится прибегать к «помощи» таинственных сил, сверхъестественных существ, к их «всесильному заступничеству», лелеять надежду на потусторонний мир. Люди здесь, на земле, будут создавать жизнь, достойную человека. Борьба за изменение жизни на земле, за установление самого справедливого и разумного порядка – единственный способ навсегда покончить с религией. Чем могущественнее становится человек в своем господстве над природой, тем более неоправданными и противоестественными оказываются угнетение, борьба за кусок хлеба, беспощадная вражда людей друг с другом, тем более вредным становится оправдание всего этого религией.
Религия украшает фальшивыми цветами те цепи, которыми опутаны люди в классовом обществе. Но сбросить фальшивые цветы, писал Маркс, надо не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи, а «для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком».