Химера новоявленных «спасителей» России
Что способствует натиску исламского радикализма на светский мир
Сергей Иванеев
Верхи мусульманского духовенства и в Российской Федерации, и за рубежом стараются любыми способами раздвинуть границы распространения ислама, расширить сферу его влияния вплоть до уровня госструктур. При этом создается впечатление, что не все в правительственных кругах РФ понимают, сколь высока в период социальной сумятицы опасность массированных попыток исламизации.
В конце января в национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт» прошел «круглый стол», посвященный очередной годовщине принятия Советом народных комиссаров РСФСР Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Мероприятие было организовано по инициативе известного ученого, активиста атеистического движения Е. К. Дулумана, пригласившего меня выступить с докладом о реализации конституционной свободы совести в РФ.
Это понял еще Маркс
Вопросы, обсуждаемые в ходе заседания «круглого стола», выходили за рамки заявленной темы. Довольно часто они касались ситуации на Северном Кавказе, рассматриваемой в контексте права наций на самоопределение. Дискуссия получилась активной. Немало резкой критики прозвучало в адрес Церкви и религии. В целом же налицо готовность к объединению усилий российской и украинской атеистической общественности в борьбе против экспансии клерикализма в светскую сферу.
Интерес украинских коллег к проблемам клерикализации светского пространства России и, в частности, Северного Кавказа не случаен. Сегодня некоторые эксперты уже называют последний «внутренним зарубежьем». По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги востоковеда А. В. Малашенко, «ни один из полномочных представителей президента в регионе не имел полноценной возможности контролировать местные элиты, а попытки использовать подчиненные непосредственно центру структуры наталкивались на сопротивление».
Сколько бы ни критиковали сегодня В. И. Ленина, основатель СССР понимал опасность раскола общества по религиозному и национальному признаку гораздо лучше современных кремлевских идеологов. Еще в 20-х годах он обратил внимание на то, что мусульманское население Туркестана всецело находится под влиянием мулл. И сегодня один из способов стабилизировать обстановку на Северном Кавказе – ослабить идеологическое влияние ислама на местную молодежь путем воспитания ее на принципах научного мировоззрения.
Нынешние затруднения на пути применения норм конституционного права в условиях исламизации Северного Кавказа объяснены еще в 1854 году Карлом Марксом: «Кто хочет на место Корана поставить code civil (Гражданский кодекс), – писал он в работе «Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса», – тот должен перестроить все здание византийского общества по западноевропейскому образцу».
Подмена терминов
Свободная европейская цивилизация, оставив в Средневековье жесткую религиозную детерминированность, постаралась позабыть кошмар религиозного фанатизма. Но едва пульсирующее сегодня в Европе и США исламоведение недостаточно разобралось в агрессивном потенциале ислама, сохранившего влияние на массы. Недооценка этой проблемы ослабляет бдительность мирового сообщества и способствует натиску исламского радикализма на его светскую часть.
Ислам не только усиливает свое влияние в странах мусульманского мира, но и внедряется в заведомо немусульманские страны. Методы для этого используются всевозможные, в том числе недопустимые. Шумная самореклама соседствует с угрозами и шантажом. Множатся подпольные организации и мусульманские партии, появляются ловкие миссионеры. Ислам проникает в государственно-финансовые структуры, в социальное бытие. И это не говоря о разбойном терроризме.
Закономерен вопрос: не пора ли мировому сообществу обратить внимание на происходящее? Назрела необходимость умерить непомерные претензии ислама на роль лидера современной цивилизации. Самозванного лидера, выступающего под флагом идей Корана и шариата.
Сегодня в ходу понятие «исламская цивилизация». Это подмена терминов. Цивилизации определяются не по принципу господства той или иной религии, а по социально-экономическим и культурным показателям. По тем морально-духовным ценностям, которые соответствуют прогрессивным потребностям людей. Проповедуемые религией принципы жизни во имя иллюзорного вечного счастья «за гробом» пессимистичны и противоречат нормальным жизненным идеалам.
Понятие «исламская цивилизация» – натяжка, способ придать привлекательный вид принаряженному в восточную экзотику анахронизму, выдать его за некую «прогрессивную религию».
Из ислама, равно как и из других религий, современная развивающаяся цивилизация ничего взять не может по той причине, что его сущность составляет вера в сверхъестественные силы, что противоречит истине и отвергается наукой. Социальные и морально-мировоззренческие нормы Корана и шариата безнадежно устарели как производное феодальных времен и условий. Всяческие потуги реанимировать или модернизировать их в качестве вечных ценностей – бесславная и архивредная тщета. Консервация давно отжившего свой век, которая мешает развитию всего нового, передового. Это хорошо понимали лучшие умы народов Востока, ратовавшие за преодоление мусульманского анахронизма, – аль-Кинди, аль-Фараби, Авиценна, Омар Хайям, Хамза Хакимзаде Ниязи и многие другие. Именно у них надо учиться прозорливости и принципиальному отношению к исламу в его различных формах и проявлениях.
Коварная реклама
К сожалению, современные специалисты в области обороны и безопасности не видят опасности клерикализации Северного Кавказа. Пример тому – рекомендации экспертов Академии геополитических проблем (АГП), зарегистрированной как региональная общественная научная организация. Сфера ее деятельности – проведение системных геополитических исследований с целью выработки рекомендаций органам государственной власти по формированию и проведению внешней и внутренней политики России.
В ряде статей Деньги Халидова, сопредседателя Российского конгресса народов Кавказа, вице-президента АГП, делается акцент на «две великие Традиции мира – Ислам и Православие», противостоящие «просионистскому Западу». При этом автор предлагает дать отдельным сообществам «возможность строить свою жизнь на основе некоторых норм мусульманского права, без всякого насилия в отношении других». Делается это с активной рекламой исламского банкинга, где «чрезвычайно важно опереться на исламские принципы и нормы в экономике и финансах, которые уже давно показали свою эффективность и востребованность и не только в мусульманских странах».
Между тем известный российский специалист в области свободы совести и государственно-конфессиональных отношений капитан 1-го ранга запаса Сергей Мозговой неоднократно заявлял о недопустимости использования религиозного фактора в политике. По мнению эксперта, нельзя превращать какую-либо религию – будь то ислам или православие – в субъект политики, а также допускать на этой почве политические спекуляции. Но именно этого добиваются многие подвизающиеся на политологической стезе лоббисты проведения религиозной политики. Они не понимают, что снижению опасности разжигания цивилизационных религиозных войн в значительной мере может поспособствовать только широкая пропаганда атеистического мировоззрения.
Да, мусульманская банковская система запрещает брать «рибаа» (ссудный процент), поскольку шариат рассматривает это как прибыль, полученную без приложения производственных усилий. Но исламские банки не могут быть полноценными участниками современного международного ссудного рынка, во всяком случае в открытых формах. По той причине, что формальный запрет на взимание процентов не позволяет начислять соответствующие проценты по межбанковским депозитам и ограничивает их активные операции финансированием внешней торговли, операциями на денежном рынке и рынке золота.
В подобных условиях наблюдается избыток ликвидности банков. Складывается впечатление, что сами банки призваны быть финансовыми институтами «исламской солидарности», а не участвовать активно в международных финансовых операциях.
Вторжение в основы экономики
Многие граждане в России тешат себя иллюзиями получения исламской банковской благодати в период экономического кризиса. И мало кто знает, что кроме финансово-экономической деятельности Исламский банк развития (ИБР) занимается решением политической задачи. Речь идет о предоставлении «помощи мусульманским общинам». Получая серьезную финансовую и политическую поддержку со стороны исламских государств, эти общины видят в ряде диаспор, состоящих из уроженцев Азии и Африки, не только проводников своих интересов внутри ЕС, но и практическую реализацию концепции «исламской солидарности», которая является важнейшим принципом внешней политики мусульманских стран.
Хорошо известно, что не только национал-сепаратисты внутри России, но и многие зарубежные организации пантюркистской и панисламистской направленности серьезно способствовали сначала усилению политической активности российских мусульман, а затем ее переводу в деструктивное русло. Так разыгрывалась карта наднациональной «исламской солидарности».
Немало экспертов, рекламирующих в Российской Федерации деятельность ИБР, забывают (либо сознательно скрывают!) главное. Банк выступает в качестве действенного инструмента влияния и давления в зоне распространения ислама в целях реализации концепции мусульманского мирового порядка.
Современные верхи исламского духовенства в зарубежных странах и в России стараются любыми способами расширить границы влияния проповедуемой ими религии – вплоть до госструктур.
К сожалению, эти попытки мировой исламизации в правящих кругах РФ либо не видят, либо там есть люди, которые сознательно ведут дело к развалу России и утверждению принципа ее конфедеративного устройства.
Одним из признаков претензии ислама на мировое господство является вторжение его в основы экономической жизни Российской Федерации. Здесь принцип разделения по отношению к религии налицо. Экономическая банковская система в ее отдельной части получила название «исламский банкинг». Причем цели этой «аннексии» маскируются с виду безвинным принципом некой исламской принадлежности.
Эпоха социальной сумятицы
Еще Маркс писал о том, что капитал не знает отечества и патриотизма. Попытки проникновения исламского капитала в РФ имеют дальний прицел.
Во-первых, активизировать частный сектор, находящийся в руках «правоверных». Это означает искусственное сталкивание интересов мусульманских и немусульманских предпринимателей.
На выручку бизнесменам и банкирам, исповедующим ислам, немедленно придут миллиардеры-единоверцы из-за рубежа, прежде всего из арабских стран, сказочно разбогатевших на продаже нефти. Именно они, защищая капиталы мусульман, будут давить на российские общественно-государственные структуры и, вполне вероятно, финансировать заодно незаконные вооруженные формирования, а также оказывать соответствующее идеологическое влияние, размывая единство многонационального российского народа. Вдобавок не исключено, что заинтересованные в укреплении своих финансово-экономических позиций граждане РФ станут принимать ислам именно из этих соображений.
Во-вторых, укрепление позиций мусульманского капитала на российском финансовом рынке будет ослаблять «неверных» российских бизнесменов, работающих в той же сфере. То есть пойдет процесс, именуемый «тихой экспансией иностранного капитала», и внедрение последнего в национальную экономику России с целью ее подрыва.
Нынешнее состояние российского общества иначе как социальной сумятицей не назовешь. Как всегда, в таких условиях на поверхность выплывают десятки различных концепций, авторы которых претендуют на роль спасителей ситуации. Вот и сегодня через СМИ пропагандируются различные пути оздоровления России. Об одном из них, предлагаемом Деньгой Халидовым, говорилось выше.
Впрочем, есть немало и других людей, которые делают ставку именно на религиозный фактор. В основном превозносятся (с должными эпитетами и заглавными буквами) православие и ислам.
Не побоюсь сказать, что Деньга Халидов как сын аварского народа с его традиционным исламом никак не может освободиться от давления мусульманской уммы Дагестана. Хотя, казалось бы, московское образование и последующие научные регалии должны были научить диалектико-материалистическому пониманию сущности религии: она как форма общественного сознания – лишь духовно-мировоззренческое отражение социально-экономических условий, лежащих в основе реальной жизни любого сообщества.
Сергей Иванеев,
кандидат юридических наук, подполковник юстиции запаса, доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии военных наук.