Родительская суббота
Христианская церковь предписывает верующим молиться за умерших. Это предписание она основывает на вере в загробную жизнь. Ведь согласно христианским воззрениям смерть не является концом бытия человека: она лишь момент перехода его в иной, потусторонний мир, в котором души умерших продолжают жить в ожидании божьего суда. На посмертную судьбу человека, с точки зрения церкви, влияют: его земная жизнь и молитвы о нем после смерти. Если человек во время своей земной жизни был верующим, если он исполнял предписания церкви, значит, он творил добро и в ожидании последнего суда будет блаженствовать, после чего попадет в рай. Если же он был грешником, то ему уготованы адские мучения.
Но участь грешника, говорит церковь, можно облегчить, и даже совсем избавить его от ада, если после смерти человека родственники и церковь будут молиться за него. На этом учении основаны многочисленные церковные обряды: отпевание умерших, панихиды в церкви, дома и на могилах, подача за покойных просфор, поминовение их за обедней и во время так называемых родительских суббот.
В течение года в православной церкви совершаются четыре родительские субботы. Само название заупокойных суббот «родительские» происходит от обычая поминать в эти дни всех умерших родственников, и в первую очередь родителей. В эти субботы совершаются следующие богослужения: накануне бывает заупокойная всенощная, называемая парастасом. За ней читаются поминания и записки с именами умерших. В самый родительский день совершается заупокойная обедня. Из просфор вынимаются крошки, которые всыпают в чашу с «кровью Христа» в надежде на то, что эта «кровь» омоет грехи тех, за кого эти частицы вынуты. За обедней вновь читаются имена усопших, т. е. умерших. И наконец, после обедни совершается торжественная вселенская панихида (заупокойная служба), за которой еще раз прочитываются поминания.
Родительские субботы приносят церкви и духовенству огромные доходы. В эти дни продается много свечей, просфор, верующие щедро жертвуют в память покойников. Баснословные доходы приносит плата за прочтение всех многочисленных записок и поминаний. По своей доходности родительские субботы превосходят даже такие крупнейшие религиозные праздники, как пасха, рождество и др. Но дело не только в доходах. В дни родительских суббот духовенство усиливает свои проповеди. В эти дни на все лады проповедуется загробная жизнь со всеми ее атрибутами: раем, адом и т. д. Во имя загробной жизни верующим предлагается отказываться от радостей и удовольствий жизни земной, реальной. Им внушается мысль о том, что нет такого греха, который бы бог не простил человеку, если тот искренне раскается, ну а если человек почему-либо не успел или не пожелал этого сделать, тоже не беда: стоит только заплатить батюшке и он вымолит прощение у любвеобильного бога.
Нелепость молитв за умерших очевидна. Так, например, церковь учит, что бог – праведный судья, которому известны не только все дела каждого человека, но и побуждения к ним, известны даже самые тайные мысли и желания. И поэтому грядущий суд божий рисуется воображению верующих судом справедливым, учитывающим все обстоятельства и мотивы. Бог, говорят церковники, воздаст каждому по заслугам. Но если так, то какой же смысл молиться за умерших! Ведь, молясь, люди надеются, что бог услышит их молитвы и отнесется мягче, снисходительнее к грехам покойных. А такая снисходительность несовместима со справедливостью и правосудием божьим, потому что в этом случае бог будет судить человека уже не за его дела.
Церковное предписание молиться за умерших ставит верующих в очень неравное положение, что опять же несовместимо с утверждением о справедливом боге. У одного человека после смерти остаются многочисленные родственники, друзья и знакомые, а другой умирает одиноким. Чем же он виноват, что его некому поминать! Где здесь справедливость!
Если верить учению церкви, за умерших нужно молиться возможно чаще. Но кому это нужно! Неужели богу! Разве бог подобен человеку, которого нужно долго упрашивать! Тогда бог не такой, каким его представляют верующие. Ведь в их представлении он существо благороднейшее, высочайшее.
Молитвы за умерших несовместимы с всеведением божиим. Ведь если он знает намерения людей, то он не может не знать, что родственники желают покойному райского блаженства. Неужели же бог внимает их просьбам только в том случае, если они облечены в определенную форму (молитв) и произносятся определенными лицами (священниками)!
Нет, не нужен людям этот церковный обычай. Он нужен только духовенству, так как дает ему возможность внушать верующим религиозные идеи и приносит солидные доходы церковной казне.