15 апреля 1452 года родился итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519) – один из наиболее ярких представителей культуры Возрождения. Сила его ума, его гениальные научные предвидения, его замечательные технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство – все это оказало значительное влияние на последующее развитие мировой культуры. Личность Леонардо вызывала восхищение как его современников, так и последующих поколений. Леонардо да Винчи был «не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики», – писал Ф. Энгельс.
Леонардо был одним из пионеров опытного исследования природы. Решительно отвергая схоластическую «науку» с ее фантастическими вымыслами о различных «силах», Леонардо считает задачей подлинной науки изучение природы, такой, какова она есть. Человек, по его мнению, должен стремиться сделаться «всесторонним мастером для познания природы и для подражания ей». И не «божественное откровение», а опыт и эксперимент, наблюдение и «испытание» он считает «единственным источником познания», ибо не религиозное откровение срывает покров тайн с природы, а научное исследование, опирающееся на опыт, научное мышление, на математику. Леонардо доказывает, что анализ отношений между отдельными явлениями и породившими их причинами не оставляет места для вмешательства сверхъестественных сил. Он противопоставляет средневековому взгляду на природу как на неизменную статистическую систему новый взгляд. Для него жизненный процесс есть непрерывная смена умирания и обновления, причем, по его мнению, мир рождает новые формы быстрее, чем их разрушает время.
Безграничен диапазон научной мысли великого мыслителя. Он с большим успехом занимался анатомией, физиологией, зоологией, ботаникой, геологией, географией, топографией, космографией, астрономией, теоретической механикой, гидравликой, акустикой, оптикой, физикой, математикой и всеми видами техники. Он изобретает машины для стрижки сукна, станки для витья веревок, буровые инструменты, турбины, спасательные пояса, разнообразные блоки и лебедки, землечерпалку, вогнутые зеркала, токарные и монетные станки, водолазные приспособления и многое другое. В проектах геликоптера, летательного аппарата и парашюта он обгоняет технические возможности своей эпохи, заглядывая далеко вперед.
В своем художественном творчестве Леонардо да Винчи опирается на выработанную им же эстетическую теорию, тесно связанную с его научными и философскими взглядами. Красота для него не «отблеск божества», а качество природных форм. Он призывает художников неустанно всматриваться в природу и учиться у нее красоте и пропорциям. Именно от Леонардо ведет свое начало изучение художниками анатомии человека. В своем знаменитом «Трактате о живописи» он посвящает много страниц искусству перспективы, светотени и пропорции, так как средневековое, в основном церковное, искусство оставляло в пренебрежении эти важнейшие элементы живописи. Леонардо ратует за жизненное, реалистическое искусство.
Эти новые эстетические принципы с блеском претворены в художественном творчестве Леонардо. Его знаменитая «Монна Лиза» («Джоконда») и «мадонны» – это реальные, земные женщины во всем блеске их физического и духовного обаяния и красоты. До сих пор восхищает нас искусство психологической характеристики в образах, созданных гениальным флорентинцем, его искусство композиции и перспективы.
Леонардо всем своим многогранным творчеством выступал против религиозного мировоззрения и мироощущения, его никак нельзя было назвать правоверным католиком – к церкви он относился весьма скептически. Это подтверждается как свидетельствами современников, так и высказываниями самого Леонардо. Например, Джорджо Вазари в жизнеописаниях художников так характеризует Леонардо да Винчи: «И таковы были причуды его ума, что, философствуя о явлениях природы… он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая, по-видимому, быть философом, а не христианином». Бытие бога и существование бессмертной души Леонардо подвергал большому сомнению. Вот что писал он по этому поводу: «Если мы сомневаемся в том, что проходит через наши чувства, то насколько более сомнительным должно быть существование вещей, противных чувственному опыту, как, например, бога и души, о которых так много спорят и дискутируют и в применении к которым всякий раз, как отсутствуют разумные доводы и ясные доказательства, поднимают громкие крики, чего не бывает, когда речь идет о вопросах, не подлежащих сомнению». В своих шутливых «Пророчествах» Леонардо подвергает острой критике религиозные обряды и праздники. Так, явно намекая на церковную службу в страстную пятницу, он замечает: «Во всех частях Европы многочисленное население будет оплакивать смерть одного человека, умершего на Востоке». Выступая против поклонения изображениям бога и святых, Леонардо пишет: «Люди будут говорить с людьми, которые ничего не слышат, которые имеют открытые глаза и ничего не видят; они будут к ним обращаться и не получат ответа; они будут испрашивать милости у того, кто имеет уши и не слышит; они будут жечь свечи перед тем, кто слеп». При том решающем значении, которое придавал Леонардо чувственному опыту, он не верил и не мог верить в то, что не воспринимается органами чувств или хотя бы при их посредстве.
И когда мы наслаждаемся бессмертными творениями гениального художника Возрождения или изучаем его научные произведения, мы ни на минуту не сомневаемся в том, что Леонардо да Винчи – это наш соратник в борьбе против религиозных предрассудков.