Вербное воскресенье
Последнее воскресенье перед пасхой называется вербным воскресеньем. В этот день церковь отступает от великопостных настроений; черные, траурные ризы священников сменяются праздничными облачениями: покаянные песнопения заменяются ликующими гимнами: строгий пост несколько ослабляется разрешением в этот праздник употреблять «вино и рыбу».
Вербное воскресенье – это не официальное название праздника. В церковной литературе он называется «вход господень в Иерусалим». Церковь относит его к числу двунадесятых, т. е. самых важных, праздников. Разумеется, поскольку он празднуется в последнее воскресенье перед пасхой, то не имеет постоянной даты и в разные годы приходится на разные числа, но обязательно на воскресный день.
В основе праздника лежит следующая евангельская легенда. В Вифании, недалеко от Иерусалима, жил некто Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. В их доме бывал Христос, который любил это семейство за их согласие и благочестие. Но вот Лазарь заболел. Сестры известили Христа о болезни брата в надежде на его своевременную помощь. Однако Христос медлил и отправился в Вифанию только после того, как Лазарь умер. Марфа встретила Иисуса и сказала ему: «Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». (Иоанн, гл. 11, ст. 21). Христос ответил ей: «Воскреснет брат твой». Потом Христос, скорбя и плача, пришел к пещере, где был замурован Лазарь, и приказал отвалить камень, закрывающий вход в пещеру. После краткой молитвы Христос, обращаясь к мертвому Лазарю, воскликнул громким голосом: «Лазарь, иди вон!», и будто бы умерший вышел из пещеры, а многие из присутствовавших уверовали в Христа как в сына божия.
Вслед за этим состоялся так называемый вход Христа в Иерусалим. Перед праздником пасхи иудейской в Иерусалим стали стекаться паломники со всех уголков мира, и в первую очередь со всей Палестины. Им хотелось увидеть человека, совершающего такие чудеса.
За шесть дней до праздника пасхи Христос, окруженный своими учениками, торжественно двинулся в Иерусалим. Как только разнеслась весть, что он идет в Иерусалим, множество людей вышло навстречу ему. Встречающие по пути срывали пальмовые ветви и устилали ими дорогу. Другие в порыве радости снимали с себя одежды и расстилали их на его пути. Въехав в город, Христос посетил храм, а затем снова вернулся в Вифанию.
В честь этих «событий», как утверждают церковники, и установлен праздник «вход господень в Иерусалим».
Нет нужды подробно распространяться о неисторичности и мифическом характере данной евангельской легенды. Вряд ли кто-либо из здравомыслящих людей в наше время всерьез поверит в то, что мертвого человека, пролежавшего в гробу четыре дня и уже начавшего разлагаться, можно воскресить. Невозможно представить себе и другое. Если верить евангелию Христа восторженно встречали толпы народа, которые буквально превозносили его. И вот, согласно тому же евангелию, через три-четыре дня после этого те же люди без всякого основания исступленно кричали: «Распни, распни его!», т. е. требовали для своего кумира самой лютой, самой позорной, самой мучительной смерти.
Но может быть, Христос отказался от своего учения! Может быть, он нанес какой-нибудь вред людям! Нет. Ни о чем подобном евангелия нам не рассказывают.
Все это приводит нас к выводу, что церковный праздник «входа господня в Иерусалим» не имеет под собой исторической почвы. Но в чем же тогда причина его появления и его столь широкой популярности!
Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся вкратце с обрядами, которые сопровождают празднование «входа господня в Иерусалим». Верующие приходят в церковь ко всенощной с пучками вербы. Священник читает особую молитву, в которой просит бога благословить вербы и тех, кто их принес, после чего под аккомпанемент торжественного песнопения он «освящает» вербы, т. е. окропляет их «святой» водой, якобы в память о тех пальмовых ветвях, с которыми народ встречал Христа. Верующие уносят вербы к себе домой, где хранят их обычно за иконами до следующего вербного воскресенья.
Если мы заглянем в глубь истории, то увидим, что большая роль, отводимая в данном христианском празднике вербе, - отнюдь не случайность.
Древние евреи ежегодно отмечали осенний праздник кущей-шала-шей. В последний его день верующие приносили в синагогу пучки пальмовых ветвей и хлестали ими по полу до тех пор, пока не отпадали все листья. Этот обряд был пережитком еще более древних магических обрядов, с помощью которых земле пытались передать силу, присущую якобы растительным духам плодородия. Христианская церковь, несомненно, многое заимствовала из этого при разработке обрядов праздника «входа господня в Иерусалим».
С распространением христианства среди народов Европы этот праздник слился с местными весенними праздниками культа духов растительности. При этом особым почитанием стала пользоваться верба, с пушистыми ветвями которой, как первыми проявлениями жизни после зимы, соединялся ряд магических обрядов.
До сих пор верующие приписывают вербе множество магических свойств: она может якобы охранять людей и домашний скот от злых духов, дома – от пожаров, посевы – от градобития, указывает колдунов и ведьм, помогает находить клады и т. п.
Вербное воскресенье – это один из самых доходных для церкви праздников. В этот день продается огромное количество свечей (каждый верующий обязан явиться на всенощную со свечой), бывает много желающих причаститься. Объясняется это тем, что верующие, которые в силу каких-то причин не успели в данном году «отговеть», спешат перед пасхой «очиститься от грехов».
В праздничном богослужении верующим внушается мысль, что, как господь добровольно вошел в Иерусалим для того, чтобы затем пострадать за людей, так и люди должны безропотно и терпеливо всю жизнь нести свой крест и еще благодарить за него бога.