Вербное воскресенье

http://sh.uploads.ru/t/Ko09T.jpg

Последнее воскресенье перед пасхой называется вербным воскре­сеньем. В этот день церковь отсту­пает от великопостных настроений; черные, траурные ризы священников сменяются праздничными облачения­ми: покаянные песнопения заме­няются ликующими гимнами: стро­гий пост несколько ослабляется раз­решением в этот праздник упот­реблять «вино и рыбу».

Вербное воскресенье – это не официальное название праздника. В церковной литературе он называет­ся «вход господень в Иерусалим». Церковь относит его к числу двуна­десятых, т. е. самых важных, празд­ников. Разумеется, поскольку он празднуется в последнее воскресе­нье перед пасхой, то не имеет по­стоянной даты и в разные годы при­ходится на разные числа, но обяза­тельно на воскресный день.

В основе праздника лежит следую­щая евангельская легенда. В Вифании, недалеко от Иерусалима, жил некто Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. В их доме бы­вал Христос, который любил это семейство за их согласие и благоче­стие. Но вот Лазарь заболел. Сест­ры известили Христа о болезни бра­та в надежде на его своевременную помощь. Однако Христос медлил и отправился в Вифанию только после того, как Лазарь умер. Марфа встре­тила Иисуса и сказала ему: «Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». (Иоанн, гл. 11, ст. 21). Христос ответил ей: «Воскреснет брат твой». Потом Христос, скорбя и плача, пришел к пе­щере, где был замурован Лазарь, и приказал отвалить камень, закрываю­щий вход в пещеру. После краткой молитвы Христос, обращаясь к мерт­вому Лазарю, воскликнул громким голосом: «Лазарь, иди вон!», и буд­то бы умерший вышел из пещеры, а многие из присутствовавших уверова­ли в Христа как в сына божия.

Вслед за этим состоялся так на­зываемый вход Христа в Иеруса­лим. Перед праздником пасхи иудей­ской в Иерусалим стали стекаться паломники со всех уголков мира, и в первую очередь со всей Палести­ны. Им хотелось увидеть человека, совершающего такие чудеса.

За шесть дней до праздника пасхи Христос, окруженный своими учени­ками, торжественно двинулся в Иерусалим. Как только разнеслась весть, что он идет в Иерусалим, множество людей вышло навстречу ему. Встречающие по пути срывали пальмовые ветви и устилали ими дорогу. Другие в порыве радости снимали с себя одежды и расстила­ли их на его пути. Въехав в город, Христос посетил храм, а затем снова вернулся в Вифанию.

В честь этих «событий», как ут­верждают церковники, и установлен праздник «вход господень в Иеру­салим».

Нет нужды подробно распростра­няться о неисторичности и мифиче­ском характере данной евангель­ской легенды. Вряд ли кто-либо из здравомыслящих людей в наше вре­мя всерьез поверит в то, что мерт­вого человека, пролежавшего в гро­бу четыре дня и уже начавшего разлагаться, можно воскресить. Не­возможно представить себе и дру­гое. Если верить евангелию Христа восторженно встречали толпы наро­да, которые буквально превозносили его. И вот, согласно тому же еван­гелию, через три-четыре дня после этого те же люди без всякого осно­вания исступленно кричали: «Распни, распни его!», т. е. требовали для сво­его кумира самой лютой, самой по­зорной, самой мучительной смерти.

Но может быть, Христос отказал­ся от своего учения! Может быть, он нанес какой-нибудь вред людям! Нет. Ни о чем подобном евангелия нам не рассказывают.

Все это приводит нас к выводу, что церковный праздник «входа гос­подня в Иерусалим» не имеет под собой исторической почвы. Но в чем же тогда причина его появления и его столь широкой популярности!

Чтобы ответить на эти вопросы, по­знакомимся вкратце с обрядами, ко­торые сопровождают празднование «входа господня в Иерусалим». Верующие приходят в церковь ко всенощной с пучками вербы. Свя­щенник читает особую молитву, в которой просит бога благословить вербы и тех, кто их принес, после чего под аккомпанемент торжественного песнопения он «освящает» вер­бы, т. е. окропляет их «святой» во­дой, якобы в память о тех пальмовых ветвях, с которыми народ встречал Христа. Верующие уносят вербы к себе домой, где хранят их обычно за иконами до следующего вербного воскресенья.

Если мы заглянем в глубь исто­рии, то увидим, что большая роль, отводимая в данном христианском празднике вербе, - отнюдь не слу­чайность.

Древние евреи ежегодно отмеча­ли осенний праздник кущей-шала-шей. В последний его день верующие приносили в синагогу пучки пальмо­вых ветвей и хлестали ими по полу до тех пор, пока не отпадали все листья. Этот обряд был пережитком еще более древних магических об­рядов, с помощью которых земле пытались передать силу, присущую якобы растительным духам плодоро­дия. Христианская церковь, несом­ненно, многое заимствовала из этого при разработке обрядов праздника «входа господня в Иерусалим».

С распространением христианства среди народов Европы этот празд­ник слился с местными весенними праздниками культа духов раститель­ности. При этом особым почитани­ем стала пользоваться верба, с пу­шистыми ветвями которой, как пер­выми проявлениями жизни после зи­мы, соединялся ряд магических об­рядов.

До сих пор верующие приписыва­ют вербе множество магических свойств: она может якобы охранять людей и домашний скот от злых ду­хов, дома – от пожаров, посевы – от градобития, указывает колдунов и ведьм, помогает находить клады и т. п.

Вербное воскресенье – это один из самых доходных для церкви праздников. В этот день продается огромное количество свечей (каж­дый верующий обязан явиться на всенощную со свечой), бывает много желающих причаститься. Объясняет­ся это тем, что верующие, кото­рые в силу каких-то причин не успели в данном году «отговеть», спешат перед пасхой «очиститься от грехов».

В праздничном богослужении ве­рующим внушается мысль, что, как господь добровольно вошел в Иеру­салим для того, чтобы затем по­страдать за людей, так и люди должны безропотно и терпеливо всю жизнь нести свой крест и еще благодарить за него бога.

Источник