Эмиль Золя

http://s1.uploads.ru/t/sZEua.jpg

Более 400 лет назад папа Павел IV ввел так называемый Индекс запрещенных книг, куда церковники вносят произведения про­грессивных ученых и писателей, выступающих против мракобесия, рас­пространяемого служителями господа. Индекс периодически издается и в наши дни. В ряду авторов запрещенных книг видное место зани­мает великий французский писатель Эмиль Золя.

Такое отношение католической церкви к произведениям выдающе­гося писателя является свидетельством ненависти «святых отцов» к художнику, выступавшему непримиримым борцом с буржуазией и ре­лигией, милитаризмом и расизмом.

Подлинную мировую славу Золя принесли грандиозные циклы романов «Города», «Четыре евангелия», «Ругон-Маккары» – произве­дения, с исключительной силой рисующие социальное, политическое и моральное разложение буржуазного общества.

Куда бы ни приводил писатель своих читателей – на крупную биржу («Деньги») или на железную дорогу («Человек-зверь»), в большой уни­версальный магазин («Дамское счастье») или на рынок большого города («Чрево Парижа») – везде он срывает ореол святости с буржуазных общественных отношений, показывает всю бесчеловечную сущность об­щества, построенного на власти денег.

Среди тех, кто живет за счет беспощадной эксплуатации трудящихся масс и устроился у большого стола, «где, – как говорит Эжен Ругон, – можно удовлетворить самые большие аппетиты», не последнее место за­нимают и отцы католической церкви. История аббата Фожа («Завоева­ние Плассана») – это история союза монархии и клерикализма. Золя блестяще показал, какими далеко не святыми делами занимаются отцы церкви, стоящие на службе реакции.

Интриги и подкуп, столь типичные явления буржуазного общества, в такой же мере присущи и верхушке католической церкви. С каким хладнокровием кардинал Сангвинетти (роман «Рим») посылает своему конкуренту на папский престол отравленные винные ягоды! Еще бы, ведь, «если кардинал превратится в папу, выиграно целое состояние»! Игра стоит свеч!

Жизнерадостное восприятие мира, большие человеческие чувства не­совместимы с религиозными предрассудками. Об этом Золя говорит в романе «Преступление аббата Муре», герой которого оставляет лю­бимую девушку и возвращается в лоно церкви. Серж Муре совершает преступление перед подлинной красотой, которая воплощается в радо­стях земной жизни, а не в потустороннем мире.

Особенно ярко антирелигиозная направленность творчества Золя про­является в цикле романов «Три города», состоящем из книг «Рим», «Лурд», «Париж», где раскрывается драма священнослужителя Пьера Фрамона, тщетно пытавшегося найти в столицах католического мира ответы на мучившие его вопросы.

Пьер совершает путешествие к «чудодейственному» источнику в Лур­де, где становится свидетелем чудовищных мистификаций и эксплуата­ции чувств верующих.

Много лет назад девочке Бернадетте, страдающей нервным рас­стройством на почве астмы, во сне «явилась» святая дева, указавшая ей место «святого» источника. С тех пор к «святому» роднику стали стекаться паломники, люди, отчаявшиеся вылечиться от своих недугов. Священнослужители вовремя поняли, какие выгоды сулит этот источ­ник, и очень скоро дело было поставлено на широкую ногу. Из некогда благочестивого, дремавшего в спокойной тишине городка Лурд быстро превратился в растленный деньгами, несущий пагубу огромный базар, где все продается: обедни и души. Предметом купли-продажи здесь стало все: молитвы и «святая» вода, различные сувениры и свечи, ко­торые переплавлялись по нескольку раз и снова пускались в продажу.

Воспроизведения базилики, святой девы, грота украшают не только ме­дали, гравюры, но и рюмки для яиц, кольца для салфеток, даже портси­гары и табакерки. Все это выброшено на рынок с единственной целью: выжать как можно больше из карманов паломников, набить мошну «свя­тых отцов». Куда бы ни приходил Пьер, везде он видел «торгаше­ство, разнузданное миллионами, которые сыпались дождем, город, жаждущий наживы, лавки, превращающие улицы в базар, грызущихся между собой хозяев гостиниц, жадно обирающих паломников, всех, вплоть до сестер ордена святого духа, содержательниц табльдота и пре­подобных отцов грота, торгующих своим богом!» Торжество бога, ко­торым торгуют оптом и в розницу, превратило преподобных отцов в искусных фермеров, собирающих жатву до последнего зерна.

Но те, кто строит храмы и создает предметы культа – простые ма­стеровые, ремесленники – даже не ходят в церковь и не верят в бога. И Пьер Фроман понял, что в этом-то и заключается историческая и со­циальная обреченность Лурда: когда народ без благоговения строит церкви, без религиозного чувства изготовляет четки, у него не может быть веры – она безвозвратно угасает.

Самые сильные страницы романа, где особенно ярко проступает ма­стерство Золя – беспощадно правдивого писателя, посвящены описанию бассейнов, где происходит «исцеление» больных. Эти сцены нельзя чи­тать без содрогания.

В ледяную воду окунают всех без разбора: женщин, невзирая на их состояние, вспотевших чахоточных, больных с открытыми язвами. Воду в бассейне меняли раз в день, так как «святые отцы» боялись, что источник оскудеет. В одну и ту же воду окунали не менее 100 человек. В ней плавали сгустки крови, лоскутья кожи, корочки, обрывки корпии и бинтов. Это был рассадник микробов. Но это еще не все: в бассейн опускают мертвеца, а потом тут же, не меняя воду, опускают больных. Золя глубоко и очень точно объясняет те немногочисленные случаи «исцеления», которые на все лады трактуются преподобными отцами как свидетельство вмешательства потусторонних сил.

Еще в Париже один из врачей, лечащих любимую девушку Пьера – Мари, Боклер, говорил, что диагноз – поражение спинного мозга – не­верен. Просто в результате несчастного случая все внимание больной локализовалось на пораженной точке. В итоге такого самовнушения Мари оказалась парализованной. Единственное, что могло вылечить ее – волевое усилие, с помощью которого Мари удастся освободиться от во­ображаемой болезни. Для этого надо, чтобы Мари была доведена до состояния сильной экзальтации.

Когда во время богослужения у источника Мари почувствовала, что она исцелилась, в этом не было ничего сверхъестественного: просто под действием перенапряженного воображения в Мари пробудилась неистре­бимая воля к жизни, которая победила самовнушение, явившееся след­ствием первоначального испуга и сильной боли. Мари рассказывает Пьеру о своих ощущениях, и он ловит себя на мысли, что все это с по­разительной точностью было предсказано врачом. Но преподобные отцы используют «чудесное» исцеление Мари в своих интересах: в газете пе­чатается заметка об очередном «чуде», совершенном святой девой.

Весь Лурд, с его разветвленной сетью обмана и узаконенного грабе­жа, напоминает Пьеру Фроману «гигантские грабли, которые беззвучно подбирают сбежавшийся люд, сгребают для преподобных отцов золото и кровь народных масс». С гневом пишет Золя о церковниках как об одной из многочисленных групп представителей класса, паразитирую­щего на здоровом теле трудового народа.

Ненависти и презрению ко всем формам материального и духовного угнетения человека учил беспощадно правдивый и глубоко честный пи­сатель Эмиль Золя.

Источник