Эмиль Золя
Более 400 лет назад папа Павел IV ввел так называемый Индекс запрещенных книг, куда церковники вносят произведения прогрессивных ученых и писателей, выступающих против мракобесия, распространяемого служителями господа. Индекс периодически издается и в наши дни. В ряду авторов запрещенных книг видное место занимает великий французский писатель Эмиль Золя.
Такое отношение католической церкви к произведениям выдающегося писателя является свидетельством ненависти «святых отцов» к художнику, выступавшему непримиримым борцом с буржуазией и религией, милитаризмом и расизмом.
Подлинную мировую славу Золя принесли грандиозные циклы романов «Города», «Четыре евангелия», «Ругон-Маккары» – произведения, с исключительной силой рисующие социальное, политическое и моральное разложение буржуазного общества.
Куда бы ни приводил писатель своих читателей – на крупную биржу («Деньги») или на железную дорогу («Человек-зверь»), в большой универсальный магазин («Дамское счастье») или на рынок большого города («Чрево Парижа») – везде он срывает ореол святости с буржуазных общественных отношений, показывает всю бесчеловечную сущность общества, построенного на власти денег.
Среди тех, кто живет за счет беспощадной эксплуатации трудящихся масс и устроился у большого стола, «где, – как говорит Эжен Ругон, – можно удовлетворить самые большие аппетиты», не последнее место занимают и отцы католической церкви. История аббата Фожа («Завоевание Плассана») – это история союза монархии и клерикализма. Золя блестяще показал, какими далеко не святыми делами занимаются отцы церкви, стоящие на службе реакции.
Интриги и подкуп, столь типичные явления буржуазного общества, в такой же мере присущи и верхушке католической церкви. С каким хладнокровием кардинал Сангвинетти (роман «Рим») посылает своему конкуренту на папский престол отравленные винные ягоды! Еще бы, ведь, «если кардинал превратится в папу, выиграно целое состояние»! Игра стоит свеч!
Жизнерадостное восприятие мира, большие человеческие чувства несовместимы с религиозными предрассудками. Об этом Золя говорит в романе «Преступление аббата Муре», герой которого оставляет любимую девушку и возвращается в лоно церкви. Серж Муре совершает преступление перед подлинной красотой, которая воплощается в радостях земной жизни, а не в потустороннем мире.
Особенно ярко антирелигиозная направленность творчества Золя проявляется в цикле романов «Три города», состоящем из книг «Рим», «Лурд», «Париж», где раскрывается драма священнослужителя Пьера Фрамона, тщетно пытавшегося найти в столицах католического мира ответы на мучившие его вопросы.
Пьер совершает путешествие к «чудодейственному» источнику в Лурде, где становится свидетелем чудовищных мистификаций и эксплуатации чувств верующих.
Много лет назад девочке Бернадетте, страдающей нервным расстройством на почве астмы, во сне «явилась» святая дева, указавшая ей место «святого» источника. С тех пор к «святому» роднику стали стекаться паломники, люди, отчаявшиеся вылечиться от своих недугов. Священнослужители вовремя поняли, какие выгоды сулит этот источник, и очень скоро дело было поставлено на широкую ногу. Из некогда благочестивого, дремавшего в спокойной тишине городка Лурд быстро превратился в растленный деньгами, несущий пагубу огромный базар, где все продается: обедни и души. Предметом купли-продажи здесь стало все: молитвы и «святая» вода, различные сувениры и свечи, которые переплавлялись по нескольку раз и снова пускались в продажу.
Воспроизведения базилики, святой девы, грота украшают не только медали, гравюры, но и рюмки для яиц, кольца для салфеток, даже портсигары и табакерки. Все это выброшено на рынок с единственной целью: выжать как можно больше из карманов паломников, набить мошну «святых отцов». Куда бы ни приходил Пьер, везде он видел «торгашество, разнузданное миллионами, которые сыпались дождем, город, жаждущий наживы, лавки, превращающие улицы в базар, грызущихся между собой хозяев гостиниц, жадно обирающих паломников, всех, вплоть до сестер ордена святого духа, содержательниц табльдота и преподобных отцов грота, торгующих своим богом!» Торжество бога, которым торгуют оптом и в розницу, превратило преподобных отцов в искусных фермеров, собирающих жатву до последнего зерна.
Но те, кто строит храмы и создает предметы культа – простые мастеровые, ремесленники – даже не ходят в церковь и не верят в бога. И Пьер Фроман понял, что в этом-то и заключается историческая и социальная обреченность Лурда: когда народ без благоговения строит церкви, без религиозного чувства изготовляет четки, у него не может быть веры – она безвозвратно угасает.
Самые сильные страницы романа, где особенно ярко проступает мастерство Золя – беспощадно правдивого писателя, посвящены описанию бассейнов, где происходит «исцеление» больных. Эти сцены нельзя читать без содрогания.
В ледяную воду окунают всех без разбора: женщин, невзирая на их состояние, вспотевших чахоточных, больных с открытыми язвами. Воду в бассейне меняли раз в день, так как «святые отцы» боялись, что источник оскудеет. В одну и ту же воду окунали не менее 100 человек. В ней плавали сгустки крови, лоскутья кожи, корочки, обрывки корпии и бинтов. Это был рассадник микробов. Но это еще не все: в бассейн опускают мертвеца, а потом тут же, не меняя воду, опускают больных. Золя глубоко и очень точно объясняет те немногочисленные случаи «исцеления», которые на все лады трактуются преподобными отцами как свидетельство вмешательства потусторонних сил.
Еще в Париже один из врачей, лечащих любимую девушку Пьера – Мари, Боклер, говорил, что диагноз – поражение спинного мозга – неверен. Просто в результате несчастного случая все внимание больной локализовалось на пораженной точке. В итоге такого самовнушения Мари оказалась парализованной. Единственное, что могло вылечить ее – волевое усилие, с помощью которого Мари удастся освободиться от воображаемой болезни. Для этого надо, чтобы Мари была доведена до состояния сильной экзальтации.
Когда во время богослужения у источника Мари почувствовала, что она исцелилась, в этом не было ничего сверхъестественного: просто под действием перенапряженного воображения в Мари пробудилась неистребимая воля к жизни, которая победила самовнушение, явившееся следствием первоначального испуга и сильной боли. Мари рассказывает Пьеру о своих ощущениях, и он ловит себя на мысли, что все это с поразительной точностью было предсказано врачом. Но преподобные отцы используют «чудесное» исцеление Мари в своих интересах: в газете печатается заметка об очередном «чуде», совершенном святой девой.
Весь Лурд, с его разветвленной сетью обмана и узаконенного грабежа, напоминает Пьеру Фроману «гигантские грабли, которые беззвучно подбирают сбежавшийся люд, сгребают для преподобных отцов золото и кровь народных масс». С гневом пишет Золя о церковниках как об одной из многочисленных групп представителей класса, паразитирующего на здоровом теле трудового народа.
Ненависти и презрению ко всем формам материального и духовного угнетения человека учил беспощадно правдивый и глубоко честный писатель Эмиль Золя.